Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Месяц освобождения сокровенного

МЕСЯЦ ОСВОБОЖДЕНИЯ СОКРОВЕННОГО

Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование») в книге Ийова (8:14). Учителя кабалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной.

Месяц кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной,  деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной,  умиротворенной  верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование кислее «разделил» с теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется «месяцем дарования Скрытой Торы». В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы р. Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Два столетия назад по доносу противников хасидизма, Алтер Ребе был заключен в тюрьму. Его обвиняли в государственной измене, и помещен он был в одну из одиночек Петропавловской крепости.

Время было крутое, надеяться на государеву милость не приходилось. Девятнадцатого кислева, когда Ребе читал книгу «Тегилим» и дошел в ней до стиха «Искупил с миром душу мою в битве…», двери камеры открылись, и, полностью оправданный, Ребе вышел на свободу.

Он воспринял это событие не только как личное избавление, но и как знак Свыше, возвещающий, что Вс-вышний желает дальнейшего распространения нового учения, раскрытия Сокровенной Торы своему народу.

«Дела отцов — знак детям», — говорит мидраш. В каждом еврейском празднике заключена не только историческая память, но и актуальная примета времени. «Ямим злу низкарим ве-наасим», — сказано в Книге Эстер («Дни эти — для памяти и действий»). Каждый праздник для нас — не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному. Возвращение, обращающееся в сегодняшнее, актуальное действие. Поэтому по-еврейски мы говорим не «отмечать» праздник, а «делать» его. К какому же действию обязывает нас месяц кислее? К изучению того, что в этот день было «выпущено на свободу», даровано людям. Самое время познакомиться с хасидизмом.. Сегодня есть немало печатных источников такого знания на русском языке (от классической «Тании» до современного «Фарбренгена»), а тем, кто рыщет по Интернету — еще проще: есть целые хасидские порталы, самый богатый из которых, разумеется, http://chassidus.ru.

Кстати, намек на перекличку «бедного» праздниками кислева и дарованием Торы можно найти в таком неожиданном источнике, как «Шулхан Арух»: р. Йосеф Каро замечает, что первый день Хануки приходится на тот день недели, на который выпал праздник Шавуот в предыдущем году.

А шуточный комментарий (игнорирующий законы грамматики) делит слово кислее надвое: кис (карман) и лев (сердце). Правит ли сердце карманом или карман правит сердцем — вот пробный камень веры, спрятанный в слове кислев.