Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Последние два тысячелетия

Суббота «Лех леха»

8 хешвана 5762 года

25/10/2001

ПОСЛЕДНИЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

В эти дни я уезжаю в Сибирь, чтобы помочь преподавателям Торы в медвежьих углах России подготовить новый учебный год в рамках программы «Байт ле-мидраш».

Мои уроки будут посвящены изучению недельной главы в разных контекстах и с разными подходами.

Все уроки будут посвящены главе «Лех леха». В порядке эксперимента и вопреки нашему обыкновению, этот номер целиком и полностью посвящен комментариям к недельной главе.

Итак, мы предлагаем нашим читателям вместо публицистической статьи перевод известного комментария «Тора тмима» (Раби Барух ha-Леви Эпштейн из Пинска, 1860-1941).

«Шесть тысяч лет отведено миру: две тысячи лет хаоса, две тысячи лет Торы, две тысячи лет — дни Машиаха. С чего начинаются две тысячи лет Торы? С упоминания «душ, которые они (Аврам и Сара) сделали в Харане» (Талмуд, «Авода зара», 9а).

Этот талмудический комментарий основан на переводе, сделанном Онкелосом, в котором вместо слова «сделали» сказано «привели к служению Торе». А то, что написано «две тысячи лет хаоса», не следует понимать буквально, да это и невозможно — ведь вторые два тысячелетия начинаются с эпохи Авраама, а разве до Авраама мир не был населён людьми? Речь идет о том, что по сравнению со вторыми двумя тысячелетиями, когда началась эпоха Торы, предшествовавшая эпоха представляется пустой и ничтожной, ибо только Тора поднимает человека над остальными творениями. Населенный мир, в котором нет Торы, называется миром хаоса и пустоты.

Хронология первых двух тысячелетий до Авраама легко прослеживается в первых главах Торы, по годам жизни Адама и его ближайших потомков. Согласно традиции, идущей от мудрецов, в момент, когда Авраам  «сделал  души»,  то  есть привлек к вере в единого Б-га первых своих  последователей,  ему было 52 года, и на этом «завершается отсчёт первых двух тысячелетий. Вторые две тысячи лет — со времени первых людей, обращенных к Б-гу Авраамом, — и до эпохи Машиаха, то есть до начала Изгнания, дня, с которого мы ждем Избавления.

Под эпохой Машиаха, как мы говорили, подразумевается время молитв о приходе Машиаха, наступившее после эпохи Торы, — и вот уже прошла большая часть этого срока, но мы каждый день надеемся, что, несмотря на наши грехи, Вс-вышний пошлет нам Избавителя.

Раши пишет, что когда говорится о двух тысячелетиях Торы, речь не идёт о том, что, Б-же упаси, по прошествии этих двух тысячелетий Тора ушла из мира. Два тысячелетия Торы противопоставлены двум тысячелетиям пустоты, и в этом их смысл. Дело в том, что после изгнания евреев, ознаменовавшем конец эпохи Торы, Тора лишилась полноты. Об это сказано в книге «Эйха»: «Царь её и вельможи — там, где нет Торы». Мудрецы так истолковали эти слова: (Талмуд, «Хагига», 56): «Когда евреи изгнаны из своей страны — нет поругания Торы страшнее этого».

Точный подсчет показывает, что два тысячелетия Торы завершились не в день разрушения Храма, а на 172 года позднее. Дело в том, что в те годы ещё жили мудрецы поколения танаим (мудрецы Мишны, традиция которой восходила прямо к Моше). Так продолжалось до смерти раби Йегуды ha-Наси, и только после его смерти пришло поколение мудрецов амораим (Гмары). Тогда среди евреев распространились разногласия и Тора словно разделилась на «две Торы». С этого момента и надо отсчитывать наше изгнание, ибо лишь с того времени «Тора наша неполна».

Хотя всюду в Талмуде, в Мидраше и в Агаде мы находим, что миру отведено шесть полных тысячелетий и не встречаем сомнений по этому поводу, я нашёл в одном мидраше, что речь здесь идет о максимальной длительности истории, но Вс-вышний может и сократить наше изгнание («Альфа-бета де-раби Акива»). Итак, нет никакой необходимости тянуться к калькулятору, высчитывая, сколько лет осталось до шеститысячного года от сотворения мира. Нам дано сократить эти 238 лет до «одного краткого мига»».