Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Израиль перед зеркалом

Суббота «Трума»

5 адара алеф 5763 года

7/2/2003

ИЗРАИЛЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ

Выборы позади. В этот раз мы остались в стороне и не публиковали материалы, связанные с выборами. Не потому, что нечего было сказать, а потому, что результаты были предрешены.

Выборы могут многое рассказать о стране. Во-первых, народ не большинством (а если сбросить со счета голоса арабов, то подавляющим большинством) поставил точку в авантюре Осло. Можно проверить с калькулятором, все партии, инициировавшие и поддерживавшие Осло, рассыпались в прах. Непосредственные «архитекторы» вышвырнуты из политики (хотя патриарх, кажется, непотопляем).

Номинально голоса сдвинулись вправо процентов на 20%. Правы те, кто говорит о победе правых. Но правы и те, кто говорит об обманчивости этой победы. Особенно точный анализ, как нам кажется, дал Б. Камянов. Он говорит о том, что результаты выборов нужно читать с поправкой: нынешний «Ликуд» стоит на позициях вчерашней «Аводы», нынешняя «Авода» — на позициях «Мереца». По настоящему правых партий не осталось.

Формально победили правые, фактически же победил аморфный центр. Тот самый центр, за которым нужен глаз да глаз. Выборы миновали и теперь надо сделать все возможное, чтобы не начались переговоры с палестинцами. Правые (условно) правительства особенно опасны, когда дело доходит до переговоров.

Второй вывод, который можно извлечь из минувших выборов: есть израильтяне, и их немало, которые ненавидят и боятся меня больше, чем арабских террористов. Они проголосовали не «за» определенную программу, а «против» религиозного еврейства. У этого грустного факта есть два аспекта: во-первых — индикация того дикого уровня разобщенности, которая царит в обществе.

Есть у меня несколько знакомых, голосовавших «Шинуй». С одной из них я говорил после выборов. Испытывая некоторую неловкость, она сказала: если бы все религиозные были как ты, я, разумеется, проголосовала иначе. Помолчала и добавила: если бы все были похожи на Шаю Гиссера, я бы тоже не проголосовала за «Шинуй». Помолчала еще и добавила: или на Изю Когана…

«А сколько религиозных ты знаешь лично?» — спросил я ее. «Троих: тебя, Гиссера и Изю», — ответила она.

За анекдотичностью этой истории нельзя не разглядеть подлинную, нешуточную проблему. Как может случиться, что израильтянка знакома с тремя, всего тремя религиозными евреями?

Так и хочется кулаком в грудь брякнуть: если нас ненавидят, мы сами виноваты. Но в последнюю минуту, когда кулак уже почти дробит ребра, вспоминается нечто родное, забытое. «Если нас, евреев, не любят, значит мы сами в этом виноваты», — убогий ритуальный монолог еврейского интеллигента-ассимилянта.

Да и обвинения, предъявляемые религиозному еврейству в Израиле удивительно похожи на те, что предъявляет евреям среднестатистичесий антисемит.

Так кто виноват, мы или они?

Баал-Шем-Тов научил нас удивительному психологическому правилу: если человек замечает в ближнем порок, он долен относиться к ближнему, как к зеркалу: то есть, искать замеченный порок в самом себе. Исходя из этого правила, В антисемитизме виноват антисемит, в ненависти к религиозным — тот, кто их ненавидит. Но Алтер Ребе добавил к этому правилу, что и в человеке-зеркале наверняка содержится порок. Следовательно, и нам есть, что в себе исправлять.

Так или иначе, и без поисков виноватого, нам ясно, что жить в обстановке отчуждения и неприязни невозможно. Вот только бороться с ненавистью нужно и можно единственным способом — умножением любви и добра.

«Тьму не разгоняют палкой. Немного света — и тьма рассеется», — говорят наши учителя.

Что ни говори, хорошие были выборы. Могло быть хуже.