Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Две причины

Суббота «Ваэра»

29 тевета 5763 года

3/1/2003

ДВЕ ПРИЧИНЫ

Много-много лет назад, когда на доисторическую родину повалили евреи (вы не поверите, тогда это были настоящие евреи!) я и мой друг Сеня Аш устраивали для них семинары в Цфате, что-то вроде «Моя первая встреча с иудаизмом». На одном из таких семинаров мы встретили немолодую женщину, которую можно было бы назвать мечтой лектора: она не клевала носом, задавала разумные вопросы, живо реагировала на материал и даже записывала что-то в блокнотик. На перерывах она выказывала изрядный внеклассный интерес к «религии древних евреев». Семинар подошел к концу, мы тепло попрощались. И тут последовал удар: милая дама сказала мне и Сене: «Все было так интересно, так ново, так увлекательно. Но завтра нас ждет обычная жизнь репатриантов и, глядя вперед, понимаешь: все, что было сказано здесь — чушь собачья».

Ну-с, а теперь к тексту. И не подумайте, что я себя или господина Аша сравниваю с Моше. Куда нам.

«И говорил Моше все это сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за малодушия и тяжкого труда».

Тора называет две причины, сделавшие сынов Израиля «глухими», не позволившие им услышать и понять слова Моше. Относительно второй причины все ясно: лепят рабы кирпичи, а тут аристократ и белоручка обрушивает на них утопические идеи. Тяжел труд этих людей, страшно далеки они от свободы.

А вот первая причина, которую я лихо перевел как малодушие,

не так уж однозначна и понятна.

«Коцер руах» означает буквально «короткий дух» или «короткое дыхание». Речь, однако, явно не идет об астме.

Классические комментарии, обычно, трактуют это выражение как «нетерпение».

И так, за «неслышаньем» стоит не только изнурение плоти непосильным трудом, но и рабское свойство характера: нежелание и неумение тратить время на то, что не имеет очевидного и немедленного эффекта. Например, на мысли.

Старый анекдот: чем отличается прапорщик от обезьяны. Обезьяна трясет пальму, кокосы не падают. «Думай!» — слышит она внутренний голос. Подумавши и оглядевшись, берет обезьяна палку, гоп, и кокос падает ей прямо в лапы. А рядом трясет пальму прапорщик. «Думай!» — слышит он внутренний голос. «Чего там думать, трясти надо!» — решительно отвечает прапорщик самому себе.

Рабская природа отмечена многими яркими чертами. Неверие в будущее и, как следствие, желание получит все и сразу, — одна их таких черт. Похлебку — сейчас, мир — сейчас, равенство — сейчас.

Гражданин Шариков ведь как говорил: «…пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет. Взять все, да и поделить…»

Рабские решения общечеловеческих проблем, при всем многообразии, обладают одной общей чертой: все сложное решается просто. А чё мудрить-то?! Пусть слон думает, у него голова большая.

За нетерпением и скрывается второй эшелон рабской психологии. Ученики Баал-Шем-Това переводили «коцер руах» как «малодушие».

Неспособность выслушать и вслушаться, нежелание «преклонить ухо» (Рамбан) продиктованы внутренним страхом: а ну, как Моше прав?! Тогда ведь вся жизнь — кувырком. Вещи собирать, в путь пускаться.

Жизнь сложна, мало кто свободен от «тяжкого труда». Но если слова Торы не доходят до сердца и ума, не стоит обманывать себя: не только тяготы жизни тому виной.

Не только вне нас причины нашей глухоты и невосприимчивости. Всегда есть и внутренняя причина, «коцер руах», нетерпение и малодушие.

Мало, стало быть, выйти из рабства, надо еще и рабство выдавить из себя. Научиться слушать и слышать. Понять, что в спешке не рождается понимание.