Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Лестница Яакова

Вайейцей

10 кислев 5763 года

15 ноября 2002

ЛЕСТНИЦА ЯАКОВА

Марк Твен был не только острословом, но и остромыслом, человеком, одаренным удивительной способностью распознавать тонкости и находить им глубокое и точное толкование. О нас с вами он писал гак:

«Если верить статистике, евреи составляют менее одного процента населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышана о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее одного процента новостей. Однако в действительности все наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вел удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, — и за это мы должны простить ему его высокомерие. Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в свое время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и уйти… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чем же секрет вечности евреев?»

Блестящий литератор, Марк Твен не только задал уместный и точный вопрос, нуждающийся не столько в немедленном ответе, сколько в долгом раздумье.

Он нарисовал выпуклую картину вечной чехарды, называемой историей человечества: и падения империй, подъемы и спуски цивилизаций, каждая из которых, возносясь над всем прочим отсталым сбродом, мнит себя вечной, но вскоре (в масштабе истории) начинает вырождаться, слабеть, умирать и затем таять в недрах новой пассионарии.

Следует здесь отметить, что речь не идет о военном или экономическом поражении вчерашнего гиганта, а о старении, выгнивании изнутри и естественном распаде. Возраст, знаете ли.

Слова Твена напоминают что-то. Ну да, это же наша недельная глава:

«И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней». (Берешит 28:12)

Рамбан, комментируя эти слова, приводит мнение «Авот де-раби Натан», в соответствие с которым ангелы, поднимающиеся и спускающиеся по лестнице Яакова, символизируют те самые империи, о которых говорит Марк Твен. Не то, чтобы они были лично знакомы, но умным людям разных времен приходили порой в голову сходные мысли.

Интересно, что Тора отмечает единственное чувство, которое испытывает Яаков во сне: страх. Это и страх перед ангелом Эсава, (элинистической-христианской-европейской цивилизации) восхождению которого, кажется, нет конца. И еще: Яаков подумал: неужели и мой народ, подобно другим, промелькнет и исчезнет?! Всевышний отвечает на его страхи: «Если твой народ не уподобится иным народам, судьба его тоже не будет подобна судьбе иных народов. Поднявшись однажды, он не падет никогда». Впрочем, не стоит видеть в этом обещании «условный обет» (такой обет, который должен быть исполнен лишь при определенном условии, в данном случае, если евреи не станут обычным народом). Хотим или не хотим, мы останемся «ненормальным» народом. Авраам, навсегда перешел рубеж «инакости» и потому назван евреем, «человеком с другого берега». Вопрос только в том, понесем ли мы это бремя с удовольствием или принуждению.