Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Под деревом познания

Берейшис

28 тишрей 5763 года

4/10/2002

ПОД ДЕРЕВОМ ПОЗНАНИЯ

В двух местах короткой, общеизвестной, но мало кому понятной истории грехопадения первого человека говорится, казалось бы, об уподоблению человека Всевышнему.

Как вы помните, за нарушение первого правила кашруга (не есть от плодов определенного, хотя и произвольно выбранного Всевышним дерева), Адам, (то есть человек, то есть я и вы) был наказан.

Рамбам начинает вторую главу «Путеводителя растерянных» ироническим упоминанием некоего «мудреца» задавшего ему вопрос: «Из сказанного в Торе ясно, что вначале человек был, подобно другим живым существам, лишен интеллекта и мышления и не мог отличать добро от зла. Когда же он нарушил волю Всевышнего, то неожиданно заслужил не наказание, а награду: ему была дарован интеллект».

Рамбам обращается к очевидным, казалось бы стихам Торы и читает их по-новому. В обычных переводах сказано:

1. «…в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г ведающими добро и зло».

2. «И сказал Б-г: Вот человек стал как единственный из нас в познании добра и зла».

Рамбам понимает и переводит текст иначе.

1. «…в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как судьи (слово элогим не только является одним из имен Всевышнего, но и переводится как «судьи»), ведающие добро и зло».

2. «И сказал Б-г: Вот человек стал единственным [среди созданий:] от него [зависит] познание добра и зла».

Надо сказать, что такие переводы не только не являются «изобретением» Рамбама (мы находим их и у Онкелоса, и у Саадии-гаона), но и не являются даже аллегорическими. Это возможный пшат (буквальный смысл) стихов.

В первом трактате по психологии «Шмона праким» Рамбам говорит о том, что именно это свойство, способность отличать добро от зла, то есть свобода выбора, и является важнейшим свойством человека, «отличием человека от скотины».

Рамбам проводит четкую границу между парами «добро и зло» и «правда и ложь». Добро и зло субъективны, Рамбам называет их «общепризнанными», то есть понятиями социальными, а правду и ложь определяет как «безусловные».

Может быть нечто, что будет и хорошим и плохим. Но не может быть ничего, что было бы одновременно истиной и ложью. Рамбам говорит, что до грехопадения мир наш был миром правды и лжи, но человек превратил его в мир добра и зла.

Вернемся к дереву. Не кажется ли вам очевидным, что Всевышний хочет, чтобы Адам (и адом — человек вообще) поступал хорошо и воздерживался от зла? А если так, то почему же Он запрещает первому человеку вкусить от плода, который научит его отличать добро от зла? Возможно, наше недоумение связано с непониманием слова «познание» (даат). Это слово в иврите означает не столько получение информации, сколько приобщение, сопряжение и усвоение («…и Адам познал Хаву»). Б-г запрещает Адаму, значит Адама уже (до грехопадения) знает, что есть добро и зло и отличает их. Но эта пара понятий живет вне его, во внешнем мире, на дереве. Вкусив же от плода Адам впустил добро и зло внутрь себя. Теперь уже на змея свалить свои промахи не удастся. Теперь ты сам решаешь и сам отвечаешь за свой выбор. Хорошо ли это? Ответ двусложен: хорошо было бы, если бы Адам послушался Б-га, но теперь его грех не только усложняет для нас мир, но и дает нам возможность проявить себя по-человечески, избрать добро. Это напоминает нам древний спор мудрецов: что лучше человеку, родиться или не родиться? «Судили и спорили, пока не пришли к решению: лучше бы не родиться, но если уж родился, пусть думает хорошенько о своих поступках.

Есть простые «технические» приемы, дающие неоценимо важные результаты. Научитесь никогда не говорить: «У меня не было выбора». У человека всегда есть выбор. Его нету у животных и ангелов. Христиане думают, что грех Адама висит над нами вечным проклятием. Но в Торе об этом — ни слова. Там совсем другая история: дедушка Адам ошибся и был наказан, а нам осталось право выбора.