Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Почему в начале написано «В начале»?

Суббота «Берейшит»

25 тишрей 5762 года

11/10/2001

ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НАПИСАНО «В НАЧАЛЕ»?

Тора начинается со слова «В начале» (по-еврейски это одно слово: брейшит).

Итак, слова «в начале сотворения Б-гом неба и земли…» открывают краткий, занимающий меньше одного раздела Торы, сценарий сотворения всего сущего. А весь текст, начиная с третьего раздела, посвящен истории нескольких поколений еврейского народа, и эта тема остается главной в 98% текста Книги книг!

Право же, можно было бы посвятить истории творения мира и побольше внимания. Но и эти «слова немногие» кажутся комментаторам слишком пространными и, страшно сказать, чуть ли не излишними. Раши, величайший из толкователей Торы, пишет: «Сказал раби Ицхак: «Надо бы начать Тору со стиха, ‘этот месяц для вас — начало месяцев’ (‘Шмот’, 12:2), который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с сотворения мира? Если скажут народы Израилю: ‘Агрессоры вы, захватили земли семи народов’, — то сыны Израиля скажут им: ‘Вся земля принадлежит Вс-вышнему. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден’»».

Говоря проще: уже то, что в Торе вообще есть текст, не обращенный к Израилю, не содержащий заповедей для евреев, нуждается, по мнению Раши, в истолковании. И он действительно его приводит: история сотворения мира дана в Торе только для того, чтобы подготовить квазиюридическое обоснование права народа Израиля на его землю.

Впрочем, актуальность политического звучания этого комментария столь очевидна, что хочется найти в нем и внеисторический слой, без привязки к современности.

Его стоит искать и можно найти в хасидизме. Ребе толковал слова Раши глубже: текст о творении имеет право на самостоятельное существование и не нуждается в «оправдании». Что же удивило Раши и заставило его написать необычно пространный комментарий к первым словам Торы? Именно то, что она начинается с них.

Да, но если бы история сотворения мира была изложена после слов этот месяц для вас («Шмот», 12: 2), мы все же могли бы сказать: вся земля принадлежит Вс-вышнему. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден!

Разве если бы история сотворения была приведена во второй книге Торы, а не в начале первой, евреи не могли бы «оправдаться» перед народами мира?

Ребе высказывает здесь следующую мысль: размещение «спорного» текста в самом начале Торы со всей очевидностью намекает на то, что есть у воображаемого диалога «Израиль — народы» духовный, «нетерриториальный» контекст.

Цемах Цедек объясняет в книге «Op ha-Topa», что в духовном плане война евреев с семью народами за землю Израиля символизирует внутренние процессы в душе человека.

В этой трактовке «захватить землю» означает подчинить материю духовному началу.

«Семь народов» (аналог материальной составляющей природы) полагают, что физический мир принадлежит им изначально, а Израиль (аналог духовной составляющей) захватывает его не по праву.

На их-то претензии и отвечает Раши (впрочем, источник его слов в более древних трудах: «Ялкут Шимони» и «Танхума»). Ответ Раши – в духовном плане — делает очевидной необходимость размещения текста о творении «в самых вратах Торы». Ведь путь к принятию Торы и воцарению духовного над материальным проходит через понимание изначальной воли Вс-вышнего: избрать человека для великой миссии — превращения низшего из миров в царство Творца.

В дни, когда еврейская кровь льется на камни Страны Израиля, когда народы мира собирают конференции на тему: «Агрессоры вы, захватили земли семи народов», важно помнить, что не люди дали нам эту землю и не люди ее отнимут у нас (даже если они нелюди).

Важно помнить и то, что наше пребывание на этой земле не есть фактор геополитический или исторический, но часть вселенской мистерии, начало которой — в семи днях творения, а конец — в победе духа над материей.