Целительная боль

«Ницавим»

26 элула 5761 года

14/9/2001

 

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ БОЛЬ

Голова человека не просто венчает тело, но и управляет им – по крайней мере, так должно быть. Рош гa-шана (в буквальном переводе с иврита – «голова года») определяет ход всего годового цикла.

Мы часто слышим: «Счастливы те, кто верит». Два вопроса: действительно ли жизнь верующего проще и комфортнее? И возможна ли в наше время наивная вера «без вопросов»?

Какое бы нееврейское образование и воспитание ни получили евреи, в них живет искорка веры. Но полноценная вера начинается с полноценного воспитания: слово «вера» имеет на иврите общий корень со словами «педагог», «опекун» - тот, кто воспитывает ребенка и заботится о нем. Вера – не билет в беззаботную жизнь, но ключ к пониманию жизни подлинной.

Жизнь течет, так мы говорим, воспринимая ее как бесконечно повторяющийся сон, как замкнутый круг, из которого невозможно вырваться. Вера рвет замкнутый круг, превращая человека из «белки в колесе» в «идущего» (так называет его иудаизм»).

Кульминация Рош гашана – звуки шофара. То ли крик, то ли плач – но уж точно не ласкающая ухо музыка. Не случайно молитва прерывается пронзительным криком – не все скажещь словами. Каждый слышит в этих звуках свое, каждый слышит в плаче шофара сокровенное. И всем он напоминает о вере, которую не вырвать из сердца.

Три типа звуков складываются в серии по строгим правилам. Длинный трубный звук, короткий надрывный стон, захлебывающиеся рыдания – ткия, шварим, труа.

Есть старая знакомая история о том, как Бешт выбирал человека, который будет трубить в шофар в его синагоге в Рош гашана. Не просто мастера дуть в дуду, не горниста, а того, кто сумеет вложить в звуки правильный смысл – кавану. Собралось немало кандидатов, каждый протрубил перед Бештом установленный ряд звуков, а затем ответил на вопрос: о чем он думал, что чувствовал, когда «рождались звуки. Один сказал: «Я перебирал в памяти один за другим все эпизоды в Торе и у пророков, где упомянуты трубные звуки». Другой вспоминал талмудические дебаты о том, в каком порядке трубить, третий мысленно произнес все кабалистические формулы, связанные с шофаром. Последний же из кандидатов, потупясь, признался Бешту: человек он неученый, все эти тайны и толкования ему незнакомы. А думал он вот о чем: три дочери у него на выданье, а приданого нет. И плакало отцовское сердце вместе с шофаром. Вот его-то и выбрал Бешт.

Часто говорят, что шофар «будит», но не стоит путать его с будильником: он не должен бренчать под ухом, раздражая и не давая спать. Шофар должен уколоть в самое сердце, перетряхнуть слежавшиеся складки души, давно не бывшей в употреблении, ранить совесть, забывшую о боли, прорвать пелену здравомыслия, выбить из колеи повседневности.

Перед Рош гa-шана принято желать сладкого и приятного года, но пожелаем друг другу и боли, которую несет голос рога. Эта боль лечит раны безверия и безразличия. И пусть не будет в вашей жизни иной боли, кроме целительного дискомфорта в сердце.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .