Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Праздник нашей семьи

«Ваэтханан»

14 ава 5761

3.8.2001

ПРАЗДНИК НАШЕЙ СЕМЬИ

Скоро «праздник любви», кто забыл – телевидение и газеты напомнят. Веселые тусовки на Кинерет, игривое подмигивание молодых ведущих с экрана, – этим из года в год отмечается 15 ава в Израиле.

И все же, позволим себе заметить, вряд ли большинство евреев (да и большинство израильтян) может сказать что-нибудь толковое об этом празднике.

В календарях его не отмечают особым цветом, выходного на работе тоже не дают.

А ведь в древности «…не было в Израиле праздника ярче пятнадцатого ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одинаковых, простых, чтобы бедные не отличались от богатых и никому не было обидно. Они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда»

(Мишна, «Таанит», 4:8).

Итак, что же празднуем?

В самом начале нашей истории, еще до Первого Храма, в этот день, а точнее, в эту ночь, как уже было сказано, выходили девушки танцевать в виноградники вокруг первого «оседлого» Святилища в Шило.

Было это еще до создания единого еврейского государства, почти три тысячелетия назад.

Каждое из колен Израиля жило в своем родовом наделе. Казалось, нет единого народа, а есть союз двенадцати племен.

Чтобы родовые земли не «уплыли» в чужие руки, девушкам, владевшим землей, разрешали выходить замуж только за юношей из того же колена. Так и жили евреи: вместе, да порознь, каждый в своем мини-отечестве.

Люди встречались и вспоминали о том, что все они принадлежат к народу Израиля, только в дни великих ежегодных праздников у Святилища.

Старейшины заключали и обновляли племенные союзы, но простые люди держались своего колена – каждый праздновал со «своими».

Ни общая вера, ни общее прошлое, ни договоры между старейшинами не могли превратить разрозненные племена в народ, а точнее — в нашем случае, – в одну семью.

Праздник, отмечаемый пятнадцатого ава, не установлен ни Торой, ни мудрецами.

Он родился из насущной потребности в единстве и из молодого духа народа как «инициатива снизу» – юноши и девушки знакомились, влюблялись, создавали семьи. Вопреки правилам, вопреки интересам колена и семьи.

И мудрецы пошли за спонтанным сближением колен: пятнадцатого ава были официально отменены все запреты на браки между представителями разных колен.

Все исторические вехи, связанные с днем пятнадцатого ава, – это события, объединяющие народ Израиля.

Отмена ограничений на «межколенные» браки положила начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ.

Ибо самое главное в национальном единстве – это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену.

В этот день была прекращена страшная братоубийственная война одиннадцати колен с коленом Биньямина.

В этот день были упразднены границы между двумя еврейскими царствами, Северным и Южным.

Пятнадцатого ава мы начали трудный путь к превращению Израиля в единую семью, без отверженных, без границ.

Путь, которому пока не видно конца.

И как же закончить такую статью без актуалии?

Некий российский еврей (не обижайтесь, это наверняка не Вы) может чураться марокканцев, приписывая им все возможные недостатки от общего невежества до нездорово темного цвета кожи.

Некий марокканец может брезговать русскими евреями, приписывая им все возможные пороки от весьма далекого родства с еврейством до алкоголизма и мафионерства. Трепещите, русский и марокканец! Грядет день ту бе-ав, ваши дети готовят вам сюрприз: нянчить вам скоро смуглых рыжеволосых внуков.

Еврейских, не русских и не марокканских, еврейских внуков.