Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Из истории дипломатии

«Хукат»

8 тамуза 5761

29/6/2001

ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ

Есть в Танахе такая история (она читается в синагогах в эти дни):

«…А Ифтах был сыном князя Гилада, и был Ифтах человеком храбрым, и собрались к нему люди мужественные. И вот однажды стали нападать на евреев аммонитяне и пришли старейшины Гилада и сказали Ифтаху: «Иди и будь нам вождем, и сразимся с аммонитянами…» И послал Ифтах послов к царю Аммона сказать: «Что тебе до меня, что пришел ты ко мне воевать в стране моей?» И сказал царь аммонитян послам Ифтаха: «Я воюю с вами потому, что захватили евреи при выходе своем из Египта землю мою — восточный берег Иордана, от Арнона до Ябока; а теперь возврати мне эту землю, и будет у нас мирный договор». И выслушал Ифтах слова царя Аммона, и опять направил послов к нему, и велел сказать ему так: «Не так было. Не брал Израиль земли моавитян и земли аммонитян, ибо когда вышли мы из Египта, то обошли кругом земли эдомитян, моавитян и аммонитян, и пришли к восточной стороне Иордана, и расположились станом за Арноном, и не входили в пределы ваши, ибо Арнон — ваша граница. И послали мы послов к Сихону, царю Гилада, и к Огу, царю Башана (на Голанских высотах), и просили дать нам пройти через земли их в страну Кнаан. Но не позволили они нам пройти через их земли и вышли на нас войной и сразились с Израилем, и победили мы их и захватили их земли.».

И еще добавили послы, и ты и народ твой знаете, что Всевышний отдал нам эту землю во владение.

И еще добавили: мы живем на этой земле уже триста лет. Если вы считаете эту землю своей, почему молчали так долго?

И еще, добавили: вспомни Бала-ка, царя Моава, он тоже решил воевать с нами. Знаешь, чем это кончилось.

«Сам же я против тебя не воюю -так и ты перестань воевать со мной. Если же не согласен ты на мир — то пусть судит нас Г-сподь!» — так велел Ифтах сказать царю Аммона.

Знаете, его тактика кажется идеальной: не кидается в бой, приводит разнообразные аргументы (на любой вкус), апеллирует не только к международному праву, но и к здравому смыслу. Даже наши нынешние правые были бы им довольны: не постеснялся сослаться на обетование Всевышнего!

Именно так должны бы вести переговоры лидеры Израиля, если бы… мы не знали, чем все кончилось в Танахе. Поговорили послы, поигрались в аргументы и контраргументы. Выслушали «вторую сторону», словом, было много внешнеполитического ажиотажа.

А потом пришлось собрать армию, вступить в бой, победить. «И преисполнился тогда Ифтах мужеством и духом Всевышнего, и прошел по стране, и собрал народ, и напал на стан аммонитян. И нанес он им сокрушительное поражение, и разрушил двадцать городов их, и смирились тогда аммонитяне, и заключили мир с сынами Израиля…»

Есть народы, которые любят воевать и побеждать. Евреи всегда воевали только по необходимости и побеждали только потому, что у них не было выбора. Нет его у нас и сегодня.

Придется снова победить.