Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вагнер в Иерусалиме

Суббота «Эмойр»

18 ияра 5761 года

11 мая 2001

ВАГНЕР В ИЕРУСАЛИМЕ

 

В рамках фестиваля Израиля будут играть Вагнера. До сих пор в Израиле его произведения не исполнялись: тем, кто потерял близких в нацистских лагеря, тем, кто чудом выжил в земном аду эта музыка напоминала о том, что хотелось бы забыть навсегда. И нацистские съезды с ревущими стадионами, и селекции на плацу: господа офицеры любили оптимистические марши, а особенно трогала их мужественные арийские сердца увертюра к опере «Лоэнгрин».

Но люди, которым больно слушать Вагнера, не становятся моложе, многих уже нет с нами, да и считаемся мы с ними все меньше. И вот, Вагнер едет к нам в Иерусалим, для полноты картины играть будут немцы, а дирижировать – еврей, оставивший Израиль и поселившийся в Германии.

Ну и что, скажет либерал, разве можно предавать забвению творчество гениального композитора, только потому, что его произведения любили нацисты?!

Трудно спорить с этой позицией: действительно, композитор не отвечает за состав его слушателей и почитателей.

Да и не был Вагнер единственным антисемитом среди людей искусства: Бетховен, Лист, Шопен, Рахманинов, Вольтер, Шекспир немало и без особенных нежностей высказывались о евреях.

Но Вагнер прославился не только музыкой и нелюбовью к евреям: он был великим теоретиком ненависти, законодателем мод в кругах нового «интеллектуального» антисемитизма.

В статье «Еврейство в музыке» он анализирует не только и не столько музыку еврейских авторов, сколько о еврейском характере, как он его себе представлял.

Главное: Вагнер не просто ругал евреев – к этому-то нам не привыкать. Он первым в новейшее «просвещенное» время осмелился выступить с недвусмысленные призывами к физическому истреблению евреев.

Вот несколько примеров, не самых ярких, первое, что попалось под руки: «Знайте,– говорил он зрителям Венской оперы с неправильной формой носа,– что вас, сородичей Агасфера, вечного жида, спасет от вечного проклятия только смерть». «Народ ненавидит евреев инстинктивно, сам облик и суть еврея отвратительны». «Еврейство гнилостно от природы, до мозга костей поражено тлением. Антисемитизм -здоровая реакция здорового народа на гниение еврейства». «Природный еврей ужасен, но культурный еврей ужасен стократ – нет существа более бесчеловечного, чем он». «Я вижу в еврее – от рождения – врага всего благородного в человечестве». «Еврей по природе жесток, жаден, хитер». «Еврей по природе своей – паразит».

Когда в Европе заговорили о погромах в России (1881 г.), он писал: «Что же еще осталось делать с ними, врагами человечества?! Это не насилие – это свидетельство здоровья и жизненных сил [русского] народа».

«Рано или поздно, евреи будут уничтожены». «Великое решение придет и евреев не станет, они исчезнут».

Как же они, окаянные, исчезнут?! Каким именно образом? Когда сгорело великолепное здание оперы, в котором и сам Вагнер не раз дирижировал, посетило композитора-мясника черное пророчество. Большинство погибших (как и большинство завсегдатаев оперы) составляли, разумеется, евреи. Вагнер сказал тогда, что «огонь очистит от евреев весь мир, как очистил прогнившие стены театра». Гитлер, да истлеет его имя, говорил: «Тот, кто хочет понять дух германского национал-социализма, должен прежде понять Вагнера». Хотелось бы, чтобы слушатели Вагнера в дни Иерусалимского фестиваля в гармонии звуков расслышали неяркую, но важную партию редкого по звучанию музыкального инструмента. Слышите, это треск еврейских костей.

Праздник чувств для забывчивых.