Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

И мы были там

Суббота «Цав»,

13 нисана 5761 года

6.4.2001

И МЫ БЫЛИ ТАМ

 

«В каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта», – перевод несколько корявый, но точный. Можно попытаться подредактировать это по правилам русской грам матики и стилистики, например так: «Каждый, в любом поколений, должен относиться к событиям Исхода из Египта так, словно они произошли с ним самим». Исправили неуклюжий (только в русском переводе) оборот «видеть себя», но потеряли при этом важный акцент: не события древности человек должен воспринимать как актуальные и лично его касающиеся, а себя видеть в этих событиях».

Но как вообще может человек чувствовать по заказу, как можно повелеть ему: «…человек должен видеть себя, как-будто он сам вышел из Египта»?! Ну, не чувствует он себя так, не получается по заказу.

А ведь Тора повелевает, именно повелевает чувствовать себя определенным образом. Рамбам пишет: «заповедь «асэ» (повеление) Торы: рассказывать о чудесах и знамениях, которые были сотворены нашим отцам в Египте, в ночь 15-го Нисана».

Этими словами Рамбам предваряет слова Мишны, которыми мы начали статью и в которых, собственно говоря, заключена квинтэссенция праздника Песах и суть нашего служения в этот день.

Это предисловие дает ответ на вопрос: как «спровоцировать» определенное чувство? Мы уже писали о «чувствах по заказу», говоря о заповеди любить Вс-вышнего.

Как в том, так и в этом случае Тора диктует правило: чувства идут вслед за делами человека. Хочешь вызвать в себе любовь к человеку, который тебе пока безразличен? Начни с дела: делай ему добро, интересуйся им, улыбайся ему, говори с ним.

Хочешь почувствовать себя одним из 600 000 рабов, выходящих из Египта? Сядь к столу с детьми и близкими и расскажи им об Исходе. Не спеша, в мельчайших подробностях, как прадед твой рассказывал деду, так, чтобы не просто услышали, а увидели, так, чтобы и ты и они забыли, что это – из книг.

Рамбам почти буквально повторяет слова Мишны, отступая только на одну букву. Вместо лир ‘от (видеть себя) он пишет леНар ‘от (показать себя). Можно ли предположить, что Рамбам спорит с Мишной или хочет ее «подправить»?! Разумеется нет.

Так откуда же взялась эта «лишняя» буква «Ьэй»? Рамбам продолжает скрытый комментарий, начатый в первых параграфах главы «хамец умаца», говорит всео том же: чтобы достичь правильное самоощущение и духовное состояние, надо совершить определенные действия. Да, их можно назвать внешними, формальными, ритуальными. Но так устроен мир: можно принести сосуд без вина, нельзя принести вино без сосуда. Содержание важнее формы, спору нет, но без формы нет содержания. Идея без внешнего действия не станет искренним чувством, не обретет вечную жизнь, не перейдет от отцов к детям. Хочешь почувствовать себя там и тогда, у подножия пирамид под плетью десятиначальника, хочешь перейти морн посуху и прийти к Синаю? Это не только возможно, но и достаточно просто: «покажись» так своей семье.

Скоро седер и каждый из нас прочитает за праздничным столом странные слова: «И если бы не вывел Вс-вышний наших отцов из Египта, то мы и наши дети и внуки были бы рабами у фараона в Египте». Минутку, как это понимать?! Нет фараонов, мир изменился до неузнаваемости, да уже и не один раз все перевернулось с ног на голову, и в Египте другой совсем народ. Но в том то и дело, что если бы Исход не произошел, евреям бы не была дарована Тора, не началась бы а цепочка событий, которая до неузнаваемости изменила мир. Если бы Вс-вышний не сломал в том поколении цепь вечного рабства, мы и дети и внуки наши месили бы глину в Египте. Вот об этом-то и стоит подумать в пасхальный вечер.