Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

День отдыха, храм времени

Недельная глава

«Трума»

5 адара (а) 5760

11.2.2000

ДЕНЬ ОТДЫХА, ХРАМ ВРЕМЕНИ

Бывают неожиданности и в степенном повествовании Торы. Рассказывая о строительстве мобильного святилища – прообраза будущего Храма – Тора неожиданно «сбивается на постороннюю тему» и устанавливает заповедь о соблюдении субботы.

Раби Пинхас гa-Леви Иш Гopвиц в книге «Паним Яфот» так комментирует слова Торы «И возьмите для Меня приношение»: «Мидраш замечает, что слово Тора состоит из тех же букв, что слово трума (приношение), но в слове трума добавлена буква мем. А в конце трактата Макот (24.а) говорится, что числовое значение слова Тора, 611, плюс две заповеди, «Я – Г-сподь» и «Да не будет у тебя», услышанные всем народом из уст Вс-вышнего, вместе составляют число 613, то есть число заповедей, данных Моше на Синае. И сказали мудрецы по поводу заповеди «не делай не какой работы» (в Шаббат), а этих работ, перечисленных в Мишне (Шаб., 73а) в главе Клаль Гадоль «сеять, пахать и т. д.» – 39, что выводятся эти действия из работы в Мишкане* : «Они сеяли, а вы не сейте», как сказано в Талмуде (Шаббат, 496). Но поскольку о запрете работать в Шаббат уже было заповедано ранее в Мара (Шаббат, 87.6, ссылаясь на Дварим, 5), Моше требовалось уже тогда перечислить запрещённые работы, поскольку заповеди о построении Мишкана ещё не было. И как объясняется стих «и это слова, которые скажешь сыновьям Израиля» (Шмот, 19.6): «это слова» намёк на 39

работ, которые должен Моше перечислить, то есть сказать евреям: «Не сейте, не пашите, не жните», и т. д., то есть таким образом добавить 38 запретов Шаббата, которые вместе с заповедями «Я Господь» и «Да не будет у тебя» составляют число 40 (числовое значение буквы мем)».

Если этот текст кажется вам тяжеловесным и труднопроходимым, подытожим в нескольких словах. Все запереты субботы (39 основных запрещенных работ) выведены из описания работ, необходимых для воздвижения Святилища, Храма.

Речь идет не только о чисто строительных работах, но и далеких ответвлениях технологического процесса: от добычи материалов (золота, серебра, меди, шкур животных, дерева, льна, шерсти и пр.) и их обработки до ведения записей и измерений.

Почему?! Что связывает эти две темы, столь далекие на первый взгляд?

Храм – не только центр вселенной, но и ее абсолютно адекватная модель в «миниатюре» («бизеир анпин»).

Таким образом, в мистическом ракурсе, строительство Мишкана руками человека есть земной аналог сотворения мира Вс-вышним.

В еврейской мистической традиции 39 работ связаны с 39 «трубами» по которым Вс-вышний дает нам жизненную энергию. С наступлением субботы эти каналы надо открыть, чтобы энергия, текущая сверху вниз наполнила наши, изрядно опустошенные за трудовую неделю, «аккумуляторы». Делая в субботу одну из запрещенных работ (не дай Б-г!), мы перекрываем один из каналов и обедняем свои души.

Суббота может показаться стороннему наблюдателю суровым днем «нельзя-нельзя-нельзя».

Но тот, кто попробовал вкус истинной еврейской субботы, кто провел ее с «людьми субботы» (так называли в древности евреев), знает, что это не прокрустово ложе, а теплая рука Вс-вышнего, не ограничение, а свобода, не напряжение, а полет души.

Разумеется, соблюдение закона требует его изучения, но потом, когда суббота становится естественной частью жизни, днем, когда время останавливается, днем отдыха и радости.