Великое разделение

Недельная глава

Ки-Тэцэ

8 элула 5759

20.8.99

ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

По-русски говорят (грубо, но так выразительно!): «Отделить мух от котлет». Принцип разделения так важен в иудаизме, что мне кажется порой, что и русское высказывание о мухах и котлетах родилось в еврейской голове.

Трудно не заметить в недельной главе целый «остров» разделительных законов:

«Не засевай виноградник двумя видами семян. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из шерсти и льна вместе».

А еще мы знаем о запрете смешивать мясное с молочным, о запрете на смешанные браки, о каббалистическом принципе разделения света и тьмы (об извлечении из тьмы рассеянных в ней искр света.

Идея сепарации слишком глубока и многогранна, чтобы пытаться втиснуть ее в прокрустово ложе листка А4. Но важно, по крайней мере, обратить на нее внимание и понять, почему мы не мичуринцы и скрещивание яблони со смородиной, таракана с овцой и котлеты со сметаной не вписывается в нашу традицию, не только гастрономическую, но и духовную.

В каббале и хасидизме мы находим идею, которую в первом приближении, можно сформулировать так: зла как такового нет. Есть вещи, люди, явления неуместные или несвоевременные. Они-то и оказываются злом.

Некогда, услышав эти слова от покойного моего учителя, я автоматически не согласился: как так, нету зла?! Оно ведь так очевидно, куда заметнее и бесспорнее, чем добро. Ну, например, сказал я, Гитлер – разве его рождение не персонифицировало абсолютное зло?! Гитлер мог бы проработать всю жизнь, скажем, смотрителем в зоопарке Вены,– ответил учитель,– он, может быть, был бы жестковат в отношениях с сослуживцами, но клетки были бы чисты, животные – ухожены. Стало быть, не он – зло, а то, что он оказался главой могущественной европейской державы.

Такая интерпретация нисколько не снимает с проклятого вампира ответственность за уничтожение миллионов, но, что особенно важно, указывает на подлинного виновника трагедии – народ, поставивший вампира во главе своей державы.

Каббала называет миссию человека в этом мире странным словом «берурим» – «сортировка», «сепарация». Мы понимаем это на интуитивном уровне, знаем, что наша задача – вернуть в мир исходный порядок, который был нарушен в самом начале. Мир, говорит термодинамика, стремится превратиться в однородную смесь всего со всем. Человек, с бомбами, ракетами, ядовитыми выбросами промышленности, неконтролируемой жестокостью, вседозволенностью и беспределом конца XX века сварит эту вселенскую кашу,– предрекает история.

Нет, говорит вера, человек должен это предотвратить. Не будет конца света в страшном, апокалиптическом смысле этого слова. Будет конец истории, освобождение человечества, приход Машиаха. Добро и зло будут разделены и в это мгновение зло перестанет быть злом.

Приход Машиаха – так привычно думать – это пахнет бездействием. Сиди себе и жди сына Давида, Избавителя.

На самом же деле вряд ли есть позиция более активная, чем это ожидание – ведь его приход зависит от нас, от того, насколько мы сумеем очистить мир от хаоса, от аморфной диффузии всего во всё. Нет, не нравятся нам мичуринские яблочки.

 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .