Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рабство в душах

Недельная глава «Бэар-Бэхукотай»

21 ияра 5759

7.5.99

РАБСТВО В ДУШАХ

Путь из рабства к Синаю почти завершен. Еще немного, одна неделя, и небо пронзят молнии, гора задрожит от звуков шофара.

Звуки обретут форму и цвет, а видения станут слышимыми. Человечество встретится с Творцом и услышит (и увидит) Его голос. Один раз, всего один раз в истории человечества приоткрылась завеса между человеком, ограниченным и смертным, и Вс-вышним, Безграничным и Вневременным.

Не избранные «люди духа», не гении поколения – целый народ стоял перед горой (под горой «нависшей над ними, как купол»). Более того, народ этот – вчерашние рабы. Что может быть ограниченнее, чем душа раба, душа, отвыкшая от свободы.

Мы, живущие в мире без рабства (по крайней мере, в нашем непосредственном окружении) пользуемся этим термином фигурально, превращаем его в яркую аллегорию: «раб своих страстей», «рабство быта».

Настоящее рабство далеко от нас и непонятно нам. Думая о рабе, мы всегда представляем себе пленного, превратившегося из свободного крестьянина или воина в чью-то собственность. Переход от свободы к рабству ужасен. Но мы забываем, что сыны Израиля в Египте родились в рабстве, на чужбине. Для них рабство было единственным знакомым им образом жизни, рабство было не вовне, а в самих их душах.

Из мидрашей мы знаем, что поколение Моше потеряло болезненное ощущение рабства, что еврейский народ начал отождествлять себя с Египтом, «опустился на 49 ступеней из 50». Это, разумеется, не означает, что евреи во всех смыслах стали египтянами, прежде всего потому, что сами египтяне не дали бы презренным рабам такой возможности. Рабы не слились воедино с поработителями, но до такой степени прониклись «идеями египетского народа», что постройка Питома и Раамсеса сделалась для них жизненной задачей, своего рода: «пятилетку – в четыре года».

Когда мудрецы говорят о том, что евреи в Египте поклонялись чужим богам, что евреи прошли сорок девять ворот египетской нечистоты, они имеют в виду именно это состояние духа.

Если еврей начинает верить в египетских идолов, если избирает для себя идолопоклонство в качестве «само-собой-разумеющегося» образа жизни, тогда исход из Египта и само обещание свободы теряет для него всякий смысл и привлекательность.

Конечно, остается ярмо тяжкой работы, от которого раб, естественно, мечтает освободиться. Он хочет свободы и более высокого статуса – но в Египте!

Мы не знаем, какую философскую почву подводили евреи-рабы под свой ужасающий социальный статус тогда, но и сейчас можно без труда найти евреев, которые продолжают поступать подобным же образом. Рабство, изгнание, жизнь среди других народов становятся для них нормой и даже наполняет их жизнь «смыслом» и «идеалами». Подчиниться и уподобиться другим народам, осуществить их чаяния, воплотить в их проекты – и при этом остаться рабом,– таков их идеал.

Казалось бы, нет надежды выкорчевать из них рабство, но пример поколения Моше доказывает – еврей может стать свободным и принять Тору. Это в его силах.