Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Злословие и наказание

Недельная глава «Тазриа – Мецора»

30 нисана 5759

16.4.99

ЗЛОСЛОВИЕ И НАКАЗАНИЕ

Читая недельную главу, трудно отделаться от ощущения, что переводить слово «цараат» как «проказа» – вряд ли верно. Мы сохранили принятую терминологию в переводе (на обороте этой страницы), но о какой «проказе» идет речь? И судя по описанным симптомам, и судя по методам лечения – это отнюдь не lepra. Намек на особую природу этой таинственной болезни можно найти в ее еврейском названии которое можно перевести и как «злословие». В древние времена, говорят комментаторы, грешащий злословием наказывался «проказой» и подлежал удалению за пределы стана. В этом объяснении скрыт непростой вопрос. Мы знаем, что в «небесной концелярии», у Судьи всего живого нет случайных наказаний: в самой форме наказания скрыт намек на суть преступления. Называется этот принцип: «мида кэнэгэд мида» – «мера за меру». Непонятно, почему наказанием за злословие выбрана «проказа». Какой, собственно говоря, ущерб наносит сплетник и клеветник? Он вносит в общину, семью, общество раздоры и раскалывает их изнутри. Разрушительная функция злословия состоит в разрыве межчеловеческих связей. Следовательно, по принципу «мида кэнэгэд мида», наказанием за злословие должна быть изоляция, исторжение из общества. Кажется, найден ответ на вопрос, поставленный в начале статьи. Но остается неясным, на уровне конкретных проявлений, почему за распущенность языка человек должен быть наказан язвами на коже. Кожа прокаженного подобна коже змеи. И действительно, наши мудрецы не раз наделяли змея эпитетом-кличкой «прокаженный». Змей, как мы помним, соблазнил Хаву и Адама отведать от запретного плода дерева познания добра и зла. Менее памятно многим, что все началось с хитрого и злого языка змея, перевравшего слова Вс-вышнего. Связь между грехом змея и злословием не ограничивается этим: клеветник не получает никакой пользы от своих слов, как змея не получает пользы, кусая. Клеветник разрушает семьи, как это сделал библейский Змей. Клеветник приносит смерть в мир, как некогда сделал Змей. Недаром говорят мудрецы Талмуда: «жизнь и смерть зависят от языка». Они говорят: «злой язык поражает сразу троих: не только того, о ком идет речь, но и злословящего и слушающего злые слова». Как же был наказан Змей? Если в начале сказано: «Змей же был хитрее всех зверей полевых», то после греха сказано: «Проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых» Сказано: «на брюхе твоем ты будешь ходить, и прах будешь есть все дни жизни твоей», отсюда можно заключить, что до греха Змей не ползал, а ходил в полный рост, и питался не прахом, а той же пищей, что и человек.

Итак, злословие человека подобно злословию Змея и наказание их подобно. Клеветник хочет выставить ближнего в отвратительном, отталкивающем свете,– и вот, он сам покрывается омерзительными язвами. Он хотел отдалить от ближнего друзей и близких – и сам оказался в изоляции, в одиночестве.

С годами библейская проказа стала редкостью, а потом и вовсе исчезла. Значит ли это, что мы праведнее наших предков и умеем обуздывать страсть к злословию?! К сожалению, нет. Напротив, именно потому что все (точнее, почти все) злословят, нет больше смысла и возможности «украшать» всех (достойных этого) язвами. Но вид чистой, холеной кожи не должен успокаивать: всякий раз, открывая рот, стоит вспомнить о проказе.