Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейское время

8 кислев 5759

Вайеце

ЕВРЕЙСКОЕ ВРЕМЯ

Как вы сказали?! У вас нету времени, молодой человек? У еврея может не быть денег, может не быть здоровья, но время у него всегда есть. У нас столько прошлого и так много будущего, что грех жаловаться.
А. И. Иоффе

Мы живем в четырехмерном время-пространстве, но осознаем разницу между временем и пространством. Если в пространстве мы в вольны перемещаться в любом направлении, то во времени это не так. Мы воспринимаем свою позицию в нем статично – время как бы обтекает нас, уносясь в неизменном направлении. Направление, как и само движение времени, не зависит от нас. Куда мы обращаем лицо, стоя в реке времени? Разумеется, в будущее, ведь оно ожи дает нас, а прошлое уже миновало, и к нему мы повернулись спиной. Быть может, покажется неожиданным, что в иудаизме картина не такова. Мы вглядываемя в минувшее. Оно простирается перед нами, а неизведанное будущее ждет за спиной. О будущем сказал пророк Ишайя (41:23): «Подайте знаки о предстоящем (буквально: Находящемся позади), и мы будем знать…». И действительно, в прошлое мы в состоянии заглядывать настолько далеко, насколько позволяет нам историческая память, тогда как будущее, даже самое ближайшее, скрыто от взора. И поскольку лицо наше обращено к минувшему, прошлое не только яснее и достоверней, но и привычней для взора. В него мы вглядываемся постоянно, тогда как будущее остается предметом догадок, а не изучения. К грядущему обращены не взоры, а желания и надежды. И только пророк, чьи уши «слышат скрытое позади», имеет отрывочную селективную информацию о будущем.

Куда же течет река времени? Мы можем вообразить историческое русло прямым или по крайней мере ведущим в определенном направлении. Можем сказать, что река времени никуда не впадает, а история не близится ни к какому окончательному или промежуточному финалу. Но даже те, кто полагают, что река времени куда-то стремится, представляют ее «устье» по-разному. Одни убеждены, что течение истории, как и любой реки, направлено под уклон, и потому неизбежный конец ее – в бездне.

С другой стороны, говорят о «прогрессе». Река времени течет вверх?!

Наряду с линейной, существует циклическая парадигма времени. В ней река истории образует кольцо. Она вливается сама в себя, исток и устье тождественны.

Еврейское представление о времени не укладывается ни в одну из упомянутых моделей. Разумеется, важен в нем элемент цикличности, календарное вращение времени: субботы, праздники, новомесячья, седьмые субботние годы, пятьдесятые – юбилейные. И все же, еврейское время не циклично: истоки реки в сотворении мира, устье – в «конце дней», в дни прихода Машиаха и жизни вечной.

Машиах – нечто гораздо большее, чем космический «happy end». Вера в его приход отражает не только еврейский оптимизм, для которого было так мало оснований на протяжении последних двух тысячелетий, но и способ мышления, образ действий в материальной и духовной сфере. Наш мир – не только предверие мира иного, «коридор, ведущий к залу». Приход Машиаха и конечное Избавление – не только предопределенное событие, но и результат конкретных деяний личности и общества, постоянных усилий, направленных на исправление мира. Еврей не может изменить начало времен, но каждым своим поступком он влияет на скорость и направление течения реки времени.

К сожалению, не всегда мы отдаем себе отчет в огромной ответственности, возложенной на нас – евреев – «мастеров времени».