Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

603

БЕГАР-БЕХУКОТАЙ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И Всевышний говорил Моше на горе Синай:

— Скажи сынам Израиля: когда придете в страну, которую Я даю вам, дайте земле покой в седьмой год. Шесть лет засевай поле твое, шесть лет обрезай виноградник твой, собирай плоды земли.

А в седьмой год суббота покоя будет земле, суббота Всевышнего: поле не засевай, виноградник не обрезай.

То, что вырастет само на поле твоем, не сжинай, виноград с лозы не снимай.

И будет суббота земли, и будет урожай в пищу тебе и наемнику твоему, и поселенцу среди вас, и зверям полевым.

И отсчитай себе семь субботних лет, семь по семь лет, — и будет сорок девять лет.

И протруби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом-Кипур труби в шофар по всей стране.

И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее.

Йовель будет у вас: каждый вернется ко владению своему, каждый вернется к своему семейству. В йовель, подобно субботнему году, поле не засевай, виноградник не обрезай, то, что вырастет само на поле твоем, не сжинай, виноград с лозы не снимай.

Перед годом йовель не обманывайте ближнего в цене владения, зная, что скоро оно вернется к вам. Но по числу лет до йовеля исправляйте цену.

Исполняйте законы Мои и будете жить спокойно на земле. А если скажете: «Что будем есть в субботний год, если не станем ни сеять, ни собирать урожай?!», — то знайте, что Я пошлю благословение в шестой год, и земля даст урожай втрое больший, чем в обычный год.

А земля не может быть продана навечно, Мне принадлежит она, вы же только пришельцы и поселенцы у Меня.

Если по законам Моим будете жить и заповеди Мои станете соблюдать и исполнять, то дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут свои плоды.

И будет у вас сходиться молотьба со сбором винограда, а сбор винограда — с севом, и станете есть хлеб свой досыта, и будете жить в стране своей спокойно.

И дарую мир земле. И когда будете отдыхать, никто не потревожит вас. И не станет зверей хищных на земле вашей, и не пройдет по ней меч.

И будете вы гнать врагов ваших, и падут они от меча.

И будут пятеро из вас гнать сотню, а сотня из вас будет гнать десять тысяч.

И обращу Я к вам лик Свой, и сделаю вас многочисленными, и укреплю союз Мой с вами.

И будете есть давно запасенное, а старые запасы станете выбрасывать из-за обилия новых.

И буду пребывать среди вас, и не побрезгую вами.

И буду ходить среди вас, и буду вам Всевышним, а вы Мне будете народом.

Я — Всевышний, выведший вас из египетского рабства, сокрушивший ярмо ваше, ведущий вас с поднятыми головами.

Но если не послушаетесь Меня и не станете исполнять заповеди Мои, то пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, изнуряющие душу.

И будете сеять понапрасну, враги ваши съедят урожай.

А если и после всего этого ослушаетесь Меня, то Я в ярости обращусь против вас.

И накажу всемеро за грехи ваши.

И станете есть плоть сыновей ваших.

И почти погибнете среди народов, и будете бежать в ужасе, хотя никто за вами не станет гнаться.

И вспомню тогда союз Мой с отцами вашими Яаковом, Ицха-ком и Аврагамом, и землю вашу вспомню.

И вспомню союз с праотцами, вашими, которых вывел Я из рабства в Египте.

СЫН МОЕГО ОТЦА

Р. Аврагам Калискер говорил: «Словам Ребе хасид должен верить безоговорочно, но это не освобождает его от обязанности мыслить. Как-то, желая проверить сообразительность ученика, я спросил его: «Сын моего отца, но не мой брат, кто это?» Тот задумался, но не смог ответить. Тогда я сказал ему:

— Да это же я сам!

И вот ученик выходит из моей комнаты, спускается по ступеням в зал синагоги и я слышу его разговор с хасидами:

— Ну, что же сказал тебе Ребе?

— О, он научил меня важной истине. Вот я вас сейчас спрошу, а вы подумайте, и ответьте: сын моего отца, но не мой брат — кто это?

— Ты сам,- ответили хасиды.

— А вот и нет. Сын моего отца, но не мой брат — наш святой Ребе, он сам мне это только что сказал!

Из бесед Любавичского Ребе

Эти слова, сказанные Ребе много лет назад, были адресованы покойному премьер-министру Израиля Менахему Бегину. Как известно, Ребе относился к нему с особым уважением и любовью. И все же, когда речь шла о безопасности Израиля, Ребе не делал ему поблажек. Бегин не назван в беседе по имени, и мы решили оставить текст без изменений.

В свое время в его оправдание говорили, что на него оказывают давление, чтобы добиться отдачи территорий, эвакуации поселений в обмен на подписание мирного договора.

Мой ответ на это был прост и однозначен: глава государства, который не может устоять перед давлением, должен уйти в отставку.

Как может отвечать за безопасность миллионов евреев человек, который не в состоянии сказать: «Нет!», — когда это необходимо?!

Тот, кто не в силах отстаивать интересы своего народа, не считаясь ни с чем, должен уйти!

Ничего страшного. Никто из нас не родился министром, а тем более, премьер-министром. Более того, он долгие годы жил в изгнании, потом прятался от слежки, потом десятилетиями был в оппозиции. Ничего страшного не случится, если он оставит пост главы государства.

Может быть тот, кто придет на его место, окажется менее податливым. А он не только не «обделит» себя, отказавшись от высокого поста, но — более того! — окажет самому себе неоценимую услугу: не будет нести ответственность за опасные политические решения.

Кстати, его не должно смущать и то, что сам он не видит себе подходящей замены и думает, что никто лучше него не защитит интересы народа, — кто сказал, что он прав?!

Он не видит иного кандидата потому, что необъективен, да и кто может быть объективен в отношении конкурентов? Верни мандат тем, кто тебя выбрал, и честно скажи, что не в твоих силах выполнить принятые на себя обязательства.

Кстати, даже если бы все три миллиона избирателей приняли в демократическом порядке решение, ведущее к смертельной опасности, такое решение не имело бы силы. Чему это можно уподобить? Человек говорит: «Я — сам себе хозяин», — и решает лишить себя жизни. Очевидно, что решение это неправомочно. Не только с религиозной точки зрения. В демократической Америке, не подчиненной еврейским религиозным законам, отношение к самоубийству то же самое: полиция (если ей станет известно заранее) сделает все возможное, даже применит силу, чтобы свободный гражданин свободной страны не смог лишить себя жизни. Точно так же никто не может узаконить коллективную попытку самоубийства, попытку подставить под удар целый народ.

Число «семь»

Число «семь» имеет особое значение в иудаизме: «все седьмое любимо».

Это свойство семерки, выражающее присущую ей особую святость, выявляется наиболее ярко в двух знаменитых «семерках»: в седьмом дне недели, субботе, и в седьмом, «субботнем», годе. Их называют «суббота человека» и «суббота земли». Швиит или шмита — тоже названия субботнего года.

Законы, связанные с этим годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:

1) запрещено обрабатывать землю в год шмита;

2) все, что рождает земля в этот год, считается гефкер (бесхозным);

3) шмита отменяет все денежные задолженности.

В книге «Ваикра» (гл. 25) сконцентрированы законы швиит. В частности, там сказано: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, будет земля покоиться в субботу во имя Господа. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой виноградник и собирай все плоды своей земли, а в седьмой год — суббота суббот будет земле, суббота во имя Г-спода: поле твое не засевай и виноградник твой не обрезай…»

Запрет обрабатывать землю в год швиит в самом общем виде означает, что все работы, цель которых — выращивание растений, развитие их и улучшение, запрещены, а все работы, цель которых — устранение убытков и вреда, — разрешены.

В той же главе сказано: «И да будут плоды субботы земли вам пищей: и тебе, и рабу твоему, и пришельцу, которые живут… и зверям, что живут на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу».

И еще сказано в книге «Шмот» (23): «А в год седьмой оставляй землю в покое, не трогай ее, чтобы питались бедняки в народе твоем, а остатком после них питались звери полевые…»

Итак, нам приказано сделать весь урожай года швиит бесхозным, никому не принадлежащим. Тора подчеркивает, что нет запрета есть эти плоды, но торговать ими нельзя. Мудрецы зачислили тех, кто торговал плодами швиит, в разряд людей, которые не имеют права давать в суде свидетельские показания, ибо те, кто отвергает столь фундаментальную заповедь в погоне за наживой, легко могут стать лжесвидетелями.

Хозяин земельного участка имеет право собирать на нем плоды, выросшие в год швиит, и даже продавать их — но при выполнении следующих условий:

1) количество этих плодов невелико, и предназначаются они для немедленного употребления;

2) в это время на поле или в саду остаются такие же плоды, и дикие звери без труда могут питаться ими — однако с того момента, как эти плоды исчезают с поля, их следует убрать и из дома. Нельзя также собирать плоды швиит в склады и кладовые;

3) плоды швиит обладают святостью, которой нельзя пренебрегать, — и поэтому их нельзя выбрасывать или использовать каким-либо необычным образом.

В наше время законы швиит исполняются лишь по решению мудрецов. Статус года шмита тесно связан со статусом года йовель.

«Юбилейный год» — это каждый пятидесятый год, когда все земли, проданные в течение пятидесятилетия, возвращаются их первоначальным владельцам, когда рабы-евреи выходят на свободу, когда прекращается всякая обработка земли и плоды ее объявляются бесхозными, подобно тому, как это происходит в год швиит. Однако закон о «юбилейном годе» выполняется только тогда, когда весь народ Израиля живет на своей земле: «И провозгласишь свободу всем жителям твоей земли». С тех пор, как десять израильских колен были уведены в изгнание (в эпоху Первого Храма), и по сей день мы не удостоились того, чтобы все евреи жили на территории Страны Израиля, и с тех пор законы «юбилейного года» не действуют.

Законы швиит также не должны были бы выполняться в наше время, но мудрецы, заботясь о том, чтобы эти заповеди не забылись в народе Израиля, постановили их исполнять (только швиит, но не йовель).

Поэтому мы не имеем права пренебрегать законами швиит, хотя с их соблюдением связано множество трудностей и материальных убытков. Многие земледельцы в Израиле пунктуально соблюдают все, что связано с годом швиит, а взамен работ, которые в этот год не выполняются, они находят другие…

Те земледельцы, которые относятся к этим законам менее строго, полагаются на так называемый гетер мехира (в последних поколениях ставший камнем преткновения между авторитетами Торы):

накануне наступления года швиит земля продается неевреям, и таким образом в этот год земледелец как бы обрабатывает нееврейскую землю. Однако этого еще не достаточно, чтобы таким образом сделать разрешенными все виды работ на земле или неограниченное использование урожая этого года.

Идейный смысл заповеди швиит совершенно ясен: это социальный декрет, по крайней мере раз в семь лет внедряющий в умы идею всеобщего равенства Представьте себе: раз в семь лет все становятся равными — нет «даров беднякам», нет трумот у-маасрот, нет ни того, кто оказывает социальную помощь, ни того, кто ее принимает, — все имеют равные права на все, что растет на земле.

Земле этот год дарит покой, свободу и процветание. Ведь и землю нельзя эксплуатировать бесконечно, время от времени она должна отдыхать и накапливать силы для следующих рабочих лет.

И еще: год швиит дает возможность земледельцу заняться иной деятельностью — духовной, дать пищу своей душе.

Подобно субботе, когда человек отдаляется от материального мира физического труда и духовно обновляется для последующих шести рабочих дней, человеку дается целый год, чтобы он поднялся на новый духовный уровень, сохраняя традиционные ценности народа Израиля.

Излагая законы швиит, Тора говорит: «Вот что такое шмита:

пусть простит всякий заимодавец, который дал деньги в долг ближнему своему, и не взыскивает этот долг с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашена шмита во имя Господа» («Дварим», 15).

Поэтому 29-го элуля, в последний день года шмита, отменяется всякий долг, время взыскания которого еще не пришло. Это дает возможность человеку, обремененному долгами, открыть новую страницу в своей жизни.

Из книги главного раввина Израиля р. Исраэля-Меира Лау «Практика иудаизма».