Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

597

Суббота «Цав»

8 нисана 5762 года

21/3/2002

ОДА РАБСТВУ В ПРАЗДНИК СВОБОДЫ

Песах — праздник освобождения: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут» — и все мы дружными рядами двинемся к невысокой горе Синай, что к северо-востоку от Египта, за неглубоким морем Суф, двинемся навстречу собственной свободе.

Но так ли плохо рабство, как его малюют?

Все или почти все наши душевные муки (а кто из нас не знает их вкуса?), проистекают из дарованной нам свободы выбора и связанной с этим ответственности.

Какое решение ни примешь, останется в душе вопрос: почему я уехал из России? Почему я не сделал это двадцать лет назад, вместе со всеми умными людьми? Почему я не принял то деловое предложение — ведь сегодня у меня был бы дом на Гаваях? Зачем я на ней женился? Куда нам столько детей, кто их будет кормить, когда я свалюсь? Почему я развелся с ней? Почему мы не привели в мир симпатичных крошек?..

Рабу не за что себя терзать. Жену и работу для него выберет хозяин. Хорошо выйдет — рабу нечем гордиться. Плохо — рабу нечем терзаться.

Ну, а кроме душевных терзаний, чем мы еще озабочены? Пропитание, жилье, машина, поездки за границу?

И здесь рабу легче: что даст хозяин, то и будет. Можно, разумеется, подсуетиться, но по большому счету все остается функцией хозяйского произвола.

И уж так любезно человеку рабство, что порой мало его освободить, его надо из барака взашей выталкивать. Давным давно опубликованы слезные письма старых зэков, умоляющих власти не выгонять их на свободу из зоны.

Как это часто бывает, проще по-

нять человека, выслушав басню, притчу о животных.

А это даже не притча, а истинная история из газеты: одному провинциальному зоопарку в нечерноземной полосе полярники подарили белого медведя.

Дирекция распорядилась временно поместить медведя в большую клетку, пока не будут построены вольер и бассейн. Но даже самая большая клетка, которая нашлась в зоопарке, оказалась тесной для заполярного гиганта.

И медведь, чтобы совсем не отнялись ноги, делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем — три шага в другую, опять грузно разворачивался…

Прошел всего месяц, работы по сооружению бассейна были полностью закончены, прутья клетки разобрали, и у медведя появились новые возможности. Но он упорно продолжал делать три шага в одну сторону, грузно разворачивался, затем три шага в другую сторону, и опять грузно разворачивался.

Пока люди строили вольер и бассейн, топтыгин успел построить клетку внутри себя.

Чего только не бывает в мире животных!..

Иное дело мы, свободные люди. Экономически нас обеспечит Америка. Безопасность обещал гарантировать Арафат. Он же со временем выделит и жилье. Передовые мыслители обещали указать ориентиры и предложить единственно правильную идеологию. Они же освободят и от пут средневековья, то бишь от религии. Если хорошо научимся нырять, нальют воду в бассейн. Модельеры скажут, как одеваться. Жур-

налисты — как и о чем говорить. Жена и ее мама помогут выбрать работу и удержаться на ней сорок лет. Дети определят, когда нам идти спать.

А мы сами, что мы решаем?

А мы не решаем. Мы делаем три шага в одну сторону, грузно разворачиваемся, затем — три шага в другую и опять грузно разворачиваемся.

Это была ода рабству. Но если она вам не понравилась, значит пора самим решать, во что верить, как жить. Самим кормиться и защищаться. Самим принимать решения, а потом терзаться от сознания ответственности и необратимости совершенных поступков. Словом, пора на волю, медведи! Начинать новую жизнь всегда рекомендуется с завтрашнего утра. А тут такая возможность в календаре: ночь освобождения рабов объявили и красными буквами записали.

Попробуем в этом году не сыграть в Песах, а совершить его. Встретимся по ту сторону моря, рабства, где постоянно и до (…)

ЦАВ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть »то краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад fa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И Г-сподь сказал Моше:

— Заповедай Агарону и сынам его такой закон о всесожжении: пусть остается жертва на месте ее сожжения на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем. Вот закон о приношении хлебном: сыны Агарона должны приносить его к жертвеннику. И возьмет коген пригоршню муки и масла и благовония, и сожжет на жертвеннике, а остальное едят Агарон и сыны его.

Это даю Я им в долю из жертв, принесенных Мне. Это великая святыня, подобная жертве за грех и повинной жертве. Все потомки Агарона мужского пола могут есть ее. Это вечный удел во все поколения ваши из жертв Г-споду. Все прикасающееся к ним освятится.

И Г-сподь сказал Моше:

— Вот приношение Агарона и сынов его в день помазания: десятая часть эйфы пшеничной муки в жертву постоянную, половина для утра и половина для вечера; на жаровне в масле оливковом она должна быть приготовлена. Вся она должна быть сожжена, и всякое хлебное приношение от священника сжигайте, но не ешьте.

Вот закон о жертве мирной, которую приносят Г-споду: если в благодарность приносят ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с маслом, и пресные лепешки, помазанные маслом, и пшеничную муку, напитанную маслом, хлеба, смешанные с маслом, кроме лепешек; пусть он приносит в приношение свое квасной хлеб при мирной жертве благодарственной. Одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Г-споду: это принадлежит когену, кропящему кровью мирной жертвы; мясо мирной жертвы благодарственной надо съесть в день приношения ее, не следует оставлять от него до утра.

Если же кто-то приносит жертву по обету или по желанию, то жертву его следует есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, а оставшееся от мяса жертвы к третьему дню надо сжечь на огне.

И Г-сподь сказал Моше:

— Скажи сынам Израиля: жира нутряного не ешьте. И кровь не употребляйте в пищу — ни птиц, ни скота, а душа того, кто будет это делать, ист-ребится из народа своего.

И Г-сподь сказал Моше:

— Возьми Агарона и сынов его с ним, и одежды, и масло для помазания, и тельца для жертвы за грех, и двух баранов, и корзину мацы — и собери всю общину ко входу в Шатер собрания.

И привел Моше Агарона и сынов его, и омыл их водой, и возложил на него рубаху, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю накидку, и возложил на него эйфод, и опоясал его поясом эйфода, и закрепил эйфод на нем, и возложил на него наперсник и урим и тумим, и возложил на голову его тюрбан, а на него с передней стороны его возложил полированную золотую пластину.

И взял Моше оливковое масло для помазания, и помазал шатер и все, что в нем, и освятил это, и окропил им жертвенник семь раз, и помазал жертве-ник и все принадлежности его и сосуд для омовений и подножье его, чтобы освятить их, и возлил масло помазания на голову Агарона, и помазал его, чтобы освятить его.

И привел Моше сынов Агарона, и одел их в рубахи, и опоясал их, и возложил на них тюрбаны.

И привел Моше тельца для жертвы за грех, и Агарон и сыны его возложили руки на голову тельца за грех, и забил его Моше, и взял крови, и пальцем нанес ее на рога жертвенника со всех сторон, и очистил жертвенник, а остальную кровь вылил к подножью жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым.

И взял весь жир нутряной, и тот, что на печени, и обе почки и жир их, и сжег на жертвеннике.

А тельца — и кожу его, и мясо его, и нечистоту его — сжег на огне вне стана, как Г-сподь повелел Моше.

И привел барана для всесожжения, и возложили Агарон и сыны его руки на голову барана, и забил его Моше, и окропил кровью жертвенник со всех сторон, и рассек барана на части.

И сжег голову, и другие части тела, и жир, а внутренности и ноги вымыл водой, и сжег все части на жертвеннике: это всесожжение.

ЧУЖИЕ БАШМАКИ

Помирить двух евреев бывает так трудно, что о Самом Всевышнем мы говорим в молитве так: «Тот, Кто творит мир в высотах [между водами и огнем], сумеет установить мир и между нами».

Раби Симха-Бунем был мастером мирить евреев. Приемов и уловок у него было множество, вот одна из них. Мишна запрещает нам судить ближнего, пока мы не побывали на его месте. Но это, возможно, звучит для многих слишком общо и абстрактно. Так вот, когда к р. Симхе-Бунему приходили люди со взаимными претензиями, он заставлял их на неделю поменяться башмаками. Через неделю они обычно куда лучше понимали друг друга.

Беседа Ребе

Отрывок Торы, описывающий хлебное приношение, начинается словами:

«И когда душа принесет…»

Этот необычный оборот требует особого внимания и объяснения, поскольку описания процедуры и подробностей совершения всех предыдущих жертв начинались иными словами:

«Когда человек принесет…»,

«если из мелкого скота его приношение…» и т. п.

Раши говорит: «Не сказано «душа» ни про одну из добровольных жертв, кроме хлебной — минхи. Почему? Кто обычно приносит минху? Бедняк, [у которого не хватает денег приобрести животное для жертвы]. Говорит Всевышний:

‘[Сколь малым ни было бы его приношение], Я засчитываю ему его так, как будто он принес свою душу'»».

Жертва бедняка — не бык и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться, чтобы принести скромную минху.

Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать муку и масло для принесения жертвы, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от жертвоприношения в связи с этим.

Во время изгнания у нас нет ни Храма, ни жертвенника, жертвы заменены молитвой и борьбой со злым началом в душе.

Сказано: «Когда человек принесет жертву из вас», — но разве приношение может быть взято «из вас» — из самого человека? Да, еврей должен принести в жертву Всевышнему свое злое начало, свою животную душу. Принести на жертвенник животное, которое в нем, в его душе.

Идея этого «приношения» — заклание собственного злого начала — органически связана с осознанием причины Изгнания. «За грехи наши изгнаны мы из страны нашей».

Когда же будет построен Третий Храм, вернется к своей изначальной форме и принесение жертв, включая, конечно, и приближение человека, приносящего жертву, ко Всевышнему, — да случится это вскоре, в наши дни!

Седер

Корех делают следующим образом. От нижней мацы отламывают кусок величиной кезаит, кладут на него — кезаит — хазерет и накрывают еще одним куском нижней мацы, величиной также с кезаит.

Затем корех окунают в харосет и, прочитав отрывок «Так делал Гилель…», съедают, опершись на левый локоть.

Во время трапезы не принято облокачиваться на левый локоть.

Начинают трапезу с яйца, лежащего на кеаре. Перед тем, как съесть яйцо, его окунают в соленую воду (в которую окунали карпас) в знак скорби о разрушенном Храме и невозможности совершить в нем жертвоприношения.

Во время трапезы запрещается есть жареное мясо -даже если это мясо птицы и даже если оно предварительно сварено в воде. Однако нет запрета есть жареную рыбу.

Цафун

В конце трапезы (но до биркат-га-мазон) ведущий достает афикоман, разламывает его и раздает всем присутствующим. В принципе, надо съесть кезаит афикомана. Но если на всех участников трапезы афикомана не хватает, к нему прибавляют необходимое количество другой мацы. Тот, кто хочет исполнить эту заповедь как можно лучше, съедает афикоман величиной в два кезаит: один — в память о пасхальной жертве, а второй — в память о маце, которую, согласно закону Торы, следует есть вместе с мясом этой жертвы.

Галель

Так же, как Тора предписывает съесть до полуночи мясо пасхальной жертвы, так и афикоман надо съесть до полуночи.

После афикомана ничего не едят и не пьют — даже воду (разумеется, за исключением положенных бокалов вина: третьего и четвертого).

Барех

Принято, что тот, кто ведет седер, становится и ведущим при чтении биркат-га-мазон (хотя, в принципе, он имеет право доверить это кому-нибудь из присутствующих).

Галель

По завершении биркат-a-мазон, после того, как все выпили третий бокал вина, наливают четвертый, а также специальный бокал для Элиягу fa-нави — пророка Элиягу. С этого начинается вторая половина се-дера; ее содержание — не воспоминания о прошлом, а пророчество о будущем Освобождении, о котором возвестит Элиягу га-нави.

Сразу же вслед за этим посылают кого-нибудь из присутствующих открыть все двери между той комнатой, где проводят седер, и улицей. Открыв последнюю, внешнюю, дверь, произносят:

«Излей ярость Свою…»

Двери открывают для того, дабы продемонстрировать, что эта ночь — лейл шимурим — охраняемая ночь, в эту ночь нам нечего опасаться.

Чтение текста Галель возобновляют только тогда, когда посланный открывать двери возвращается к столу.

При чтении заключительной части Галель все присутствующие должны отвечать ведущему.

После того, как выпили последний, четвертый бокал вина и прочитали заключительное благословение, говорят: «В наступающем году — в Иерусалиме!» Затем ведущий выливает вино из бокала для пророка Элиягу обратно в бутылку.

После окончания седера в Хабаде не принято говорить: «Окончен седер Пе-сах» (так в большинстве изданий Гагады), ибо в духовном смысле седер не может быть завершен, он должен оказывать свое влияние и дальше, в течение всего года.

К ПАСХАЛЬНОМУ СТОЛУ

Из года в год накануне седера мы предлагаем читателям рецепты к праздничному столу. Напомним: все ингредиенты (и специи) должны быть не просто кашерны, но и иметь особый сертификат к празднику Песах (кашер ле-песах).

ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА? А КАК ЖЕ!

Хватаем карпа и лишаем жизни. Срезаем плавники, хвост и счищаем чешую. Плавники и хвост не прячем до нужного момента. Режем карпа на куски. От хребта до бочков надрезаем кожу, чтобы свободно болталась, как ремешок. Извлекаем филе и перемалываем на мясорубке. Добавляем одно-два яйца. Перемалываем лук. Луковую шелуху тоже храним до заветной минуты. На одну небольшую рыбину — одну крупную луковицу. Добавляем соль, черный перец, столовую ложку сахара (лучше -коричневого). Можно немного

моркови, натертой на мелкой терке. Те, кто ест в Песах блюда из размоченной или ошпаренной мацы, могут добавить мацовую муку. У нас, в Хабаде, — ни-ни. Полученным фаршем набиваем карпа -кладем фарш на кусок, сверху прикрываем полуотрезанной кожей. Излишки фарша идут внутрь куска (там, где у живой рыбы были внутренности). Выстилаем дно кастрюли плавниками, хвостом карпа, луковой шелухой (вот все отложенное в сторону и понадобилось), тонкими пластинами свеклы. Укладываем рыбу. Кладем на нее кружочки моркови, заливаем кипятком так, чтобы вся она была покрыта водой, и варим без крышки два часа. Верхние куски рыбы время от времени поливаем холодной водой.

БУЛЬОН ПО-ПРОСТОМУ В холодную воду кладем курицу. Доводим до кипения, снимаем пенку. Уменьшаем огонь и добавляем соль, луковицу с шелухой, стебли сельдерея и корешок морковки. Варим минут сорок, извлекаем курицу. Варим еще 1,5-2 часа, извлекаем все овощи. Цедим. Все! А кнейдлах?! А не будет! Мацу, как уже было сказано, не парим и не мочим.

КИСЛО-СЛАДКОЕ Нарезаем 1 кг телятины кубиками, заливаем холодной водой на час, затем доводим до кипения и снимаем пену, добавляем лимонный сок и варим 5 минут. Перекладываем в сотейник. Посоленный лук пассируем в сковороде до прозрачности, добавляем нарезанные колечками морковь и айву, жарим несколько минут, перекладываем в сотейник, заливаем белым вином и бульоном в пропорции 2/3-1/3. Добавляем цедру, перец, тимьян, карри, 1 ст.л. меда, 1 маленький острый перец, немного мускатного ореха, солим и тушим на слабом огне 30 минут под крышкой. Выкладываем на тарелку мясо, лук, 2 айвы и 2-3 моркови. Оставшуюся жидкость доводим до кипения и четверть ее выпариваем. Заливаем мясо соусом.

ПОДСЛАСТИМ

Финики погружаем в холодную воду, варим на небольшом огне до размягчения, добавляем нарезанный кубиками лимон, сахар (-0.5 кг на 2 л воды). Через 5 минут добавляем чернику, варим еще минут 5.

Напоминание: седер — не банкет. Пока читается Агада — на столе нет никакой еды, кроме мацы, хрена и прочего, предусмотренного ритуалом.