Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

586

Вайехи

ТЕНИ НАШИХ ПОСТУПКОВ

Тени пугают и интригуют детей. Малыши гоняются за ними, дети постарше играют в театр теней, соревнуются в резвости, наступая на тени друг друга.

Взрослея, мы узнаем, что по тени (ее направлению, длине) можно установить географические координаты и время.

Духовные тени пугают и интригуют взрослых.

Царь Давид в «Тегилим» говорит: «…Всевышний – тень твоя по правую руку от тебя» (121:5).

Это очень трудный для понимания стих. Не вдаваясь в буквальный смысл текста, обратимся к хасидскому комментарию. Раби Исраэль Бааль-Шем-Тов говорит: порой человек отбрасывает огромную тень. Малейшее его движение приводит к значительным движениям тени. Всевышний наполняет мир колоссальной жизненной энергией, поэтому малейшее движение человека в материальном мире влечет за собой вселенские духовные последствия.

Закон этой своеобразной «оптики» прост: всякое простое положительное действие порождает во много раз более значимое духовное добро и, напротив, малое материальное зло может породить глобальную катастрофу.

Неосознаваемые нами духовные последствия наших поступков и есть наши духовные тени.

Подобно обычным теням, духовные тени совершенно нематериальны, бестелесны. Порой мы в состоянии по-настоящему видеть свет заповеди (субботние и ханукальные свечи – пример тому). Порой можно видеть иное материальное осуществление заповеди (скажем, глядя на наполняющуюся коробочку для сбоpa милостыни). Можно опустошить копилку и купить еду бедняку, и заповедь станет еще ощутимее, материальнее. Но и глядя на «тело» заповеди, мы не можем даже приблизительно оценить размеры ее «тени» в духовных мирах.

Надо заметить, что эта идея (огромное духовное влияние малозаметного поступка) постулируется в иудаизме не только учеными мистической школы, но и такими важнейшими рационалистами, как Рамбам.

Говоря о тенях материальных и духовных, стоит отметить существенное отличие между ними.. Обычные тени исчезают ночью. Духовным не нужен свет, они появляются и в сумерки, и темноте, делая ее еще более глубокой.

Человек отбрасывает тень (обычную) без усилия, ничего не предпринимая и даже не подозревая о ее существовании. Духовная тень создается только действием.

В одно старом голивудском фильме (кстати, фильм на почти еврейскую тему, об израильском генерале), герой говорит: жизнь – не спорт, в жизни нельзя быть зрителем или болельщиком, каждый должен быть участником.

В древнем (приведенном в Талмуде) споре наших мудрецов было установлено одно из главных правил иудаизма: «главное – это действие».

Может показаться странным, что именно евреи, мечтатели, интеллектуалы, люфтменчн («люди воздуха») считают так. Но факт остается фактом: иудаизм считает и веру и знание важными моментами в духовной жизни человека. Но только его действия являются решающими и определяющими – и в духовной сфере тоже.

Еврей не может пребывать в покое. Статика противопоказана. Как рассказывают об одном из хасидских учителей, он заметил как-то, что его любимый ученик стоит в задумчивости в углу синагоги. «Не стой на одном месте, – сказал ему учитель. – Талмуд называет человека «существом идущим». Тот, кто останавливается, неминуемо обратится в камень».

Важно верить и думать по-еврейски (мы говорим не о языке: можно и на иврите думать по-гойски). Но стократ важнее действовать, жить по-еврейски, растить детей, работать, воевать по-еврейски.

Сказано в самом начале Торы: ашер бара Элоким лаасот – «[творение,] которое Всевышний создал». Буквальный перевод кажется избыточным, многословным: фраза кончается не одним глаголом «создал», а парой «создал, [чтобы] делать». Об этом говорит Мидраш: Всевышний создал мир, чтобы человек, действуя, делая, совершенствовал сотворенное.

Недельная глава

ВАЕХИ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И жил Яаков в Египте семнадцать лет; а всего прожил он сто сорок семь лет.

И приблизились дни Исраэля к смерти, и призвал он сына своего Йосефа, и сказал ему:

«Пообещай мне: не хорони меня в Египте, чтобы упокоился я с отцами моими, вынеси же останки мои из Египта и похорони меня в гробнице отцов».

И тот сказал:

«Исполню волю твою».

И сказал Яаков:

«Два сына твои, Эфраим и Менаше, родившиеся в Египте, как дети мне. Приблизь же их ко мне, и я благословлю их».

И простер Исраэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя тот – младший, а левую – на голову Менаше, хотя этот был первенцем.

И увидел это Йосеф, и приподнял руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Эфраима на голову Менаше. Но не согласился отец его и сказал:

«Знаю, сын мой, знаю! Он также станет народом, он также будет велик; но меньший брат его будет больше его».

И благословил он их в тот день, сказав так:

«Вашими именами родители будут благословлять детей».

И снова предпочел Эфраима Менаше.

И призвал Яаков сыновей своих: «Соберитесь, и я сообщу вам, что случится с вами в грядущие времена. Сойдитесь и послушайте, сыны Яакова.

Реувен, первенец ты мой, крепость моя и начало силы моей, величия и могущества моего. Стремительный, как вода, не будешь предпочтен, ибо ты взошел на ложе отца твоего.

Шимон и Леви – братья, у них орудия грабежа. Не вступи в сговор с ними, душа моя, и к обществу их не присоединяйся, честь моя! Ибо в гневе своем убили они людей и по прихоти своей истребили волов. Прокляты гнев их неуемный и ярость их жестокая.

Тебя, Йегуда, восхвалят братья твои; рука твоя на загривке врагов, поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев – Йегуда, от насилия ты, сын мой, удалился. Преклонился он, лег, как лев, как леопард, кто посмеет потревожить его? Не отойдет скипетр от Йегуды, и законодатель из среды потомков его, пока не придет Шило, и ему повиновение народов. К виноградной лозе привязывает он осленка своего, моет в вине одежду свою. Краснее вина глаза его, и белее молока его зубы.

Звулун у берега морей будет жить,

у корабельной пристани, предел его – до Цидона.

Иссахар, осел ширококостный, лежащий меж пределов. Увидев, что покой хорош и что земля приятна, он преклонил спину свою для ноши и стал преданнейшим тружеником.

Дан будет судить народ свой. Будет Дан змеем на дороге, аспидом на пути, который язвит ногу коня, и падает всадник навзничь. На твою помощь надеюсь, Г-сподь.

Гад – рать будет ратовать на него, но он возвратится по пятам своим. Ашер – тучен хлеб его, и он доставлять будет яства царские.

Нафтали – прыткая лань, произносит он речи изящные.

Росток плодоносный Йосеф, росток плодоносный при источнике, побеги – каждый через ограду переступает. Его мучали и враждовали с ним. Но тверд остался лук его, и сильны были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, — оттого пастырем стал, твердыней Израиля. Всевышний отца твоего,

который помогает тебе, Всемогущий да благословит тебя благословениями неба свыше, благословениями бездны, лежащей внизу. Благословения отца твоего сильнее благословения моих родителей.

Биньямин – волк хищный: утром будет есть добычу, а вечером делить ее».

Вот все двенадцать колен Израиля, и вот что говорил им отец их и благословил их. И повелел он им:

«Я скоро отойду к народу моему, похороните меня подле отцов моих, в пещере, что на поле Эфрона-хета, в пещере, что в поле Махпела у Мамрэ, в стране Кнаан, ибо купил Аврагам это поле от Эфрона-хета в собственность для погребения. Там похоронили Аврагама и Сару, там похоронили Ицхака и Ривку, там же похоронил я Лею. Куплены поле это с пещерой, которая на нем, у сыновей хета».

И окончил Яаков благословлять сыновей своих, и скончался он.

Из бесед Любавичского Ребе

В детстве Цемах Цедек был потрясен словами комментария «Бааль гa-турим»: «Яаков прожил в Египте свои лучшие годы». Вернувшись из хедера, он спросил деда, Алтер Ребе: как можно поверить в то, что жизнь на грешной земле Египта, «срамного места всей земли», была милее Яакову, чем все прошедшие годы, даже годы, проведенные в родительском доме?!

Ответил ему дед: «Сказано, что Йегуда пошел в Египет перед караваном Яакова, чтобы «подготовить землю Гошен». Мидраш говорит, что отец послал его основать в Египте йешиву, в которой дети и потомки Яакова будут изучать Тору.

Через изучение и распространение Торы можно всякое место сделать благословенным. Так и вышло, что на скверной земле Яаков прожил свои лучшие годы».

Так ответил Алтер Ребе. Но к чему вообще это сложное объяснение? Яаков оплакивал Йосефа и вдруг узнал, что тот жив. Всевышний подарил ему еще семнадцать лет жизни рядом с любимым сыном. Надо ли удивляться, что он счел эти годы лучшими в своей жизни?

И если этого мало, можно добавить, что Яаков не просто рад «воскресению из мертвых» Йосефа. Он счастлив, что и в порочном Египте Йосеф уцелел духовно, остался тем самым еврейским мальчиком, которым был, когда они расстались на Святой земле. Яаков видит лицо Йосефа и говорит: теперь я знаю, что ты жив. Но по тексту совершенно ясно, что знал Яаков об этом и раньше, с той самой минуты, как из Египта пришел караван с этой новостью. Итак, что же увидел Яаков в лице Йосефа, что заставило его осознать, что сын жив?

В «Ор гa-хаим» сказано, что на лице Йосефа и в его глазах Яаков увидел живой еврейский дух. Значит, Йосеф не просто уцелел и выжил, значит, он воистину жив!

Все сказанное заставляет задать вопрос: почему в своем ответе Алтер Ребе говорит только о йешиве? Египет по-еврейски называется Мицраим, от корня цар — узкий, ограниченный, стиснутый. Это земля, в которой (по самой природе ее) познание Б-гa изначально загнано в узкие рамки. Миссия же человека состоит в преодолении всех преград и снятии всех ограничений в духовной сфере. Цемах Цедек знал о радости Яакова, вызванной тем, что Йосеф жив не только физически, но и духовно. Не об этом он спросил отца. Вопрос заключался в следующем: как Яаков мог счесть лучшими годы, когда его познание Всевышнего было втиснуто в узкие рамки Египта? Ответ Алтер Ребе таков: изучение Торы выводит человека за рамки природных ограничений. Он больше не принадлежит ни своему месту, ни своему времени. Для него нет Египта. Для него сама йешива — Эрец-Исраэль.

Невероятные евреи

«Евреи, евреи…», – продолжение этой бессмертной песенной строки известно каждому советскому человеку.

Но сегодня мы поговорим о евреях невероятных. То есть таких, о существовании которых мы бы ни за что не догадались. Они, собственно говоря, никакие и не евреи, а просто народности и племена, считающие себя потомками евреев. Впрочем, вполне возможно, что многие из них куда ближе к еврейским предкам, нежели изрядная доля нашей с вами алии. Прежде всего, откуда вообще взялась идея о «скрытых» или, как мы их назвали, невероятных евреях?

В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство: Израиль.

Они поставили над собой царем Яровама бен-Невата. В 720 г. до н.э. Израильское царство пало, и цари Ассирии изгнали десять колен в разные области Мидии. С тех пор бытует у евреев предание о десяти коленах, которые благоденствуют в стране, окруженной со всех сторон горами, живут свободно под властью своих царей и ждут прихода Машиаха, который вернет их в лоно еврейского народа.

В Иерусалимском Талмуде («Сангедрин», 53б) говорит р. Нахман: «В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе – в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний».

Иначе считал р. Акива: «У десяти колен нет удела в будущем мире, и они не вернутся… Так же, как день уходит без возврата, так и они ушли без возврата».

В конце IX века появился путешественник, называвший себя Эльдад га-Дани, который произвел на европейские общины большое впечатление рассказами о евреях, живущих в далеких странах. По его утверждению, в центре Африки живут четыре из десяти колен Израиля, чьи следы затерялись со времен ассирийского изгнания: Дан, Нафтали, Гад и Ашер: «И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них царь, и воюют они с царем Куша [Абиссинии]; есть у них Библия, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке, и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой галахе: «Так учили мы из уст Йегошуа, из уст Моше, из уст Всевышнего; и нет у них другого языка, кроме иврита»». Эльдад гa-Дани, по его утверждению, видел и остальные шесть колен в своих странствованиях по Персии, Мидии, Армении, Хазарии и Аравии.

Реувен, Эфраим и половина колена Менаше, по его словам, живут набегами, а Иссахар, Звулун, Шимон и другая половина колена Менаше занимаются земледелием.

Много лет странствовал Эльдад гa-Дани из страны в страну и повсюду поражал слушателей своими рассказами, в особенности о чудесной реке Самбатьон и о бней-Моше, живущих за рекой.

О цели его странствий ничего достоверно не известно. Однажды он сказал, что Всевышний послал его ко всем евреям диаспоры, рассеянным по странам мира, чтобы поведать им эти утешительные вести. Это намерение посеять веру в то, что десять колен сохранились, и ободрить мессианские надежды в диаспоре и было, очевидно, скрытым мотивом и его странствий, и его рассказов.

В нашем поколении тоже хватает исследователей и мечтателей (обычно это сочетается в одном лице), которые ищут потерянные колена. И находят, ведь недаром сказано в Талмуде: «Старался и не нашел – не верь, не старался и нашел – не верь, старался и нашел – верь».

Самая популярная в эти дни находка этих искателей – пуштуны. Те самые, с которыми воевала Россия (и сломала о них зубы), а теперь воюет Америка.

Может быть, кому-нибудь и лестно считать лучших воинов нашей эпохи своей родней, но особых оснований к этому у нас нет. Ходят слухи о субботних свечах и даже кидуше (дело для мусульман совсем невероятное), об особой пуштунской религии, но на деле они исповедуют обычный ислам, но добавляют к нему (как почти в любой мусульманской общине) старинные языческие обряды, в которых усмотреть еврейство может только неисправимый мечтатель с плотно зажмуренными глазами.

А вот и другие «родичи» (заметим: в некоторых из перечисленных ниже мест живут и настоящие евреи, но мы говорим только о «невероятных», то есть о неевреях):

Уганда – племя убаюдая. Нашел их реформистский раввин из Вирджинии, он же наскоро научил их петь «Леха доди».

Балеарские острова и Сан-Томе: джудесмо – видимо, потомки испанских анусим (принужденных к крещению).

Бразилия: катакомбные евреи – тоже из анусим, сохранили обычай привязывать коробочки (пустые) к голове и руке, соблюдают некое подобие кашрута.

Капе-Верде: потомки изгнанников из Португалии, сохранили смутную память о соблюдении субботы и редко вступают в браки с представителями окружающих народов.

Китай: профессор Ху Хин много лет исследует еврейские корни разных племен и насчитал до сего дня пятьдесят миллионов «евреев». Для Китая – совсем небольшая община.

Коста-Рика: бней-исраэль – не работают в субботу.

Гана: сефви виавсо – малозаметные элементы кашрута и субботы.

Индия: кроме хорошо известных бней-Менаше, которых привез в Израиль р. Авихаиль, еврейские корни приписывают таким народам, как телугу и мизорам.

Ирландия: блэк айриш – потомки испанских моряков, среди которых, возможно были мараны. Считают себя «почти евреями».

Япония: конечно же, самураи. Их пытались связать как-то с десятью коленами Израиля, но вотще.

Граница Зимбабве и Южной Африки: лемба – видимо «недокрещенное» миссионерами племя, христианство так и не приняли, но рассказывают истории из Библии, как родовые легенды.

Мексика: тут вообще весело — все местные племена считают себя (по утверждению Иоэля Мильмана из «Уолл-стрит Джорнал») евреями. Так что есть у нас еще одна страна. Список можно продолжать и продолжать: псевдоеврейские общины и племена есть в Перу, Румынии, Испании, на Суринаме, Тимбукту, в Венесуэле, Зимбабве…

Многие считают, что это свидетельствует о приходе Машиаха (по приведенной выше цитате). Выскажем иное предположение: это, действительно, признак мессианского времени, но по другой причине: «И будет в те дни так: возьмутся десять гоев за полу одежды иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Б-г.» (Зхарья, 8:23)