Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

578

Суббота «Ваера»

15 хешвана 5762 года

1/11/2001

БЕЗВРЕМЕННО УШЕДШИЙ

Политики и сегодня — посмертно — называют его кицони («человек крайних взглядов»). Теперь это слово произносят со снисходительной интонацией, ведь он больше не опасен истеблишменту. Термин этот вряд ли уместен, не Рехавам Зеэви отошел от исконного еврейского мировоззрения «вправо», это «умеренная» элита израильского общества свалила наш возок в левую обочину.

Ганди говорил правду. Это не значит, что у него была монополия на знание абсолютной истины, просто он не лгал и, как сказано в Талмуде, «уста и сердце его были равны». В конечном итоге, его политическая программа была не более чем парафразой слов Торы: «И овладейте страной, и живите в ней, ибо дал Я вам эту страну, чтобы вы овладели ею. Если же не изгоните от себя жителей этой страны, то будут те из них, кого вы оставите, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и преследовав они будут вас в стране, в которой вы будете жить» («Бемидбар», 33:54,55).

Это не цитата из Ганди, это слова Б-га живого, слова Истины. И за нежелание прислушаться к этим словам и исполнить их, как, не задумываясь, исполняем мы десятки и сотни других заповедей Торы, за эту нерешительность и лень мыслить мы платим кровью изо дня в день. Бока наши изранены шипами, а глаза — колючками, и преследует нас банда уверенных в безнаказанности убийц. Ганди не был пророком, просто у него было достаточно смелости и ответственности, чтобы всегда называть вещи своими именами.

Рехаваам Зеэви (Волкович), прозванный позднее Ганди, родился в 1926 году в Иерусалиме, окончил американскую Академию высшею командования, вышел в отставку в звании генерал-майора Последние должности, командующий Центральным военным округом, глава оперативного отдела Генеральною штаба армии, советник премьер-министра по вопросам борьбы с терроризмом. Депутат кнесета с 1988 года. Председатель фракции парламента «Моледет», член парламентских комиссий но вопросам внешней политики и безопасности, культуры и просвещения, государственного контроля, министр туризма.

Но не военные заслуги и не политическая программа, по крайней мере, не только они, сделали Ганди символом редкого типа еврея, в душе которого гармонично и естественно уживалось все лучшее, что создал и во что верит наш народ. Он был большим знатоком еврейской истории, собрал богатую коллекцию книг по этой теме, был директором Музея Эрец-Исраэль.

Он жил еврейской жизнью, любил и отлично знал Танах и весь корпус еврейской классики. Ни в чем у него слова не расходились с делом, он не только читал Тору, но и жил ею. С 1980-ю года (после короткой беседы с раввином ури Зогаром) он начал накладывать тфиллин, не пропустив ни одною буднею дня до самой смерти, даже в самые напряженные дни израильской политики он не забывал о молитве и чтении «Шма»; в последние годы строго соблюдал субботние законы.

Но какими неуместными кажутся сегодня эти, несомненно, важные факты его биографии! Ганди удостоился исполнить высшую из заповедей: отдал жизнь за еврейство, освятив Имя Вс-вышнего В еврейской традиции, не знающей культа святых, все же есть место и этому понятию. Людей, которые жили и умерли, как Рехаваам Зеэви, мы называем святыми.

У него были особые отношения с Любавичским Ребе; Ганди никогда не упускал возможность встретиться с ним, переписывался, просил не только совета, но и благословения в трудные минуты жизни.

Член кнесета Зеэв Бойм рассказал, что накануне убийства, прощаясь с Ганди, он пожелал ему здоровья и, по еврейской традиции, добавил: «До ста двадцати лет!» — «Нет, — ответил Ганди, — до ста девятнадцати». — «Почему?» — удивился Бойм. — «Я хочу, чтобы в моём некрологе написали «безвременно ушедший»», — сказал Ганди.

Как ни считай годы, Ганди останется в нашей памяти именно таким, безвременно ушедшим. Кто скажет теперь с трибуны кнесета слово правды, еврейское слово?

Да отомстит Вс-вышний за его кровь!

ВАЕРА

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитегным еврейским переводам на русский язык («Мосад ha-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И явился Г-сподь Аврааму в Элоней-Мамре, а тот сидел при входе в шатер в знойную пору дня.

Поднял он глаза и увидел: подходят к нему три мужа, — а увидя, побежал им навстречу от входа в шатер, поклонился до земли и сказал:

— Если обрел я милость в твоих глазах, то не пройди мимо раба твоего. Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом. А я возьму ломоть хлеба, и подкрепите сердца ваши, затем дальше пойдете.

Поспешил Авраам в шатер к Саре в сказал:

— Поспеши! Три меры муки, мелкого помола замеси и испеки хлеб.

И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего, и передал слуге, и поспешил приготовить его. И взял он сливок, и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил перед ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели. Спросили они его:

— Где Сара, жена твоя? Ответил он:

— Вот, в шатре. Сказал он:

— Вернусь я к тебе в ту же пору через год — и вот, родится сын у Сары, жены твоей.

А Авраам и Сара стары, и прекратилось у Сары обычное у женщин. И засмеялась Сара про себя, говоря:

-После того, как увяла, будет мне молодость? И господин мой стар. И сказал Г-сподь Аврааму:

— Почему смеялась Сара, говоря: неужто и впрямь рожу, ведь я состарилась? Неужели для Господа есть невозможное? К сроку вернусь к тебе, в ту же пору, как сейчас, и у Сары будет сын.

И отреклась Сара, испугавшись:

Я не смеялась.

Но сказал Вс-вышний:

— Нет, ты смеялась.

И зачала Сара, и родила Аврааму в старости его сына, к сроку, о котором говорил Б-г. И дал ему Авраам имя Ицхак. И обрезал Авраам Ицхака восьмидневным, как повелел ему Б-г. А было Аврааму сто лет при рождении Ицхака. И сказала Сара:

— Кто бы сказал Аврааму: «Кормить детей будет Сара!» — ведь я родила сына в старости его!

Когда подросло дитя и было отнято от груди, устроил Авраам великий пир .

И было так: испытывая Авраама, Б-г сказал:

— Авраам! Возьми сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там во всесожжение на одной из гор, которую укажу тебе.

Поднялся Авраам рано утром, оседлал своего осла, взял двух слуг своих с собой и Ицхака, сына своего, наколол дров для всесожжения, поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Б-г.

На третий день поднял Авраам глаза и увидел то место издали. Взял Авраам дрова для всесожжения, возложил их на Ицхака, сына своего, и взял в руку огонь и нож. И шли они оба вместе. И сказал Ицхак Аврааму:

— Отец мой! Вот огонь и дрова — где же ягненок для всесожжения? И ответил тот:

— Б-г найдет Себе ягненка для всесожжения, сын мой.

Шли они и достигли места, о котором сказал ему Б-г. Построил там Авраам жертвенник, разложил дрова, связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. Поднял Авраам руку и взял нож, чтобы заколоть сына своего. И воззвал к нему ангел Господа с Небес, и сказал: «Авраам, Авраам!» И ответил тот: «Вот я». Сказал ангел:

«Не поднимай руку на отрока и не делай ему ничего. Ибо теперь знаю я, что боишься ты Б-га и не попытался спрятать сына своего, единственного своего, от Меня».

Поднял тут Авраам глаза и увидел в зарослях барана, запутавшегося там рогами. Принес он его во всесожжение вместо сына своего. И назвал Авраам то место «Г-сподь усмотрит». Воззвал ангел Господа к Аврааму с Небес во второй раз и сказал: «Собою клянусь, — говорит Г-сподь, — за то, что ты сделал такое и не попытался спрятать сына своего, единственного твоего, Я благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов. И будут благословляться твоим потомством все племена земли за то, что ты послушался Меня. Возвратился Авраам к слугам своим, поднялись они и пошли вместе в Беэр-Ше-‘ву, и жил Авраам в Беэр-Шеве.

ОСТАВЬ МЕСТО И ДЛЯ Б-ГА

Говорил Бааль-Шем-Тов:

— Я позволяю грешникам приближаться ко мне, если они не горды. А «ученым» и «святым» нечего у меня делать. Судящие безошибочно и живущие безгрешно одеты в сюртуки из шелка и гордыни.

Грешники, знающие, что они грешники, оставляют в душе своей место Вс-вышнему, потому что они не полны собой, не самодостаточны. С ними Б-г, как сказано: «Пребывает с ними посреди нечистот их».

Но о гордящихся тем, что не нет за ними греха, Вс-вышний, как сказано в Талмуде, говорит: «В мире нет такого места, где Я был бы с ними», «Не могу Я с ними вместе пребывать».

Беседа Ребе

«А АВРААМУ БЫЛО СТО ЛЕТ, КОГДА РОДИЛСЯ У НЕГО ИЦХАК, СЫН ЕГО… И СКАЗАЛА САРА: «…КТО СКАЗАЛ БЫ АВРААМУ: ‘СТАЛА КОРМИТЬ ГРУДЬЮ СЫНОВЕЙ САРА’»? …И УСТРОИЛ ABPAAM ВЕЛИКИЙ ПИР».

[»Ваера», 21:5-8]

Раши задает вопрос: Почему слово «сыновей» стоит в этих стихах во множественном числе? И отвечает: «В день пира, устроенного по поводу Ицхака, жены вельмож взяли с собой грудных детей, и Сара накормила их грудью, поскольку утверждали… что Сара не родила Ицхака, а подобрала его, подкинутого, на на рынке». Тем же, что накормила она грудью их детей, Сара доказала, что Ицхак — ее собственный сын.

И Раши добавляет: «…накормила всех их». Удивительно! Для того, чтобы переубедить сомневавшихся в происхождении Ицхока, Саре достаточно было накормить грудью собственного сына. Зачем же она «накормила всех их»?!

Жизнь еврейского народа — смысл существования всего мира. После рождения народа и дарования Торы Вс-вышний не дает приказы, указания человечеству, минуя Тору и Израиль. Осуществление семи заповедей потомков Ноаха народами также происходит при участии евреев, на которых возложена обязанность сделать все, чтобы народы мира знали об этих заповедях и исполняли их.

Рождение еврейского народа — рождение Ицхака, как сказано было Вс-вышним Аврааму: «Ибо в Ицхаке наречется потомство тебе». Именно с этого момента влияние еврейского народа на мир становится заметным.

Отсюда ответ на наш вопрос. Чудо, произошедшее с Сарой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхака обилие чудес и благословений пролилось на все народы, и это, в частности, раскрылось в том, что Сара — еврейская мать -накормила своим молоком детей других народов. Описывая день рождения Ицхака, Раши говорит: «Многие бездетные родили… в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и много радости было в мире». Так народам мира дано было ощутить, что евреи — избранный народ, являющийся источником благословения и для них.

Это же является причиной того, что незадолго до рождения Ицхака имя его матери Сарай («властительница моя») было изменено Вс-вышним на «Сара» — просто «властительница»: «она будет властительницей надо всем» — не только над Израилем, но и над всеми народами (Раши).

Воздействие Сары на все человечество было более сильным, чем воздействие Авраама. Если муж прилагал особые усилия для того, чтобы довести до людей слово Творца, то жена не совершала никаких особых действий с целью повлиять на народы мира, но из-за того, что с ней случилось чудо, способность Вс-вышнего творить чудеса сама собой раскрылась в мире: «Многие бездетные родили… в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и великая радость и веселье воцарились в мире», — и в ее заслугу все удостоились увидеть раскрытие света Вс-вышнего, http://yеshiva.ru

ЗАВЕТ ОБРЕЗАНИЯ

Велика заповедь обрезания. Вс-вышний обещал Аврааму, что обрезанные не будут пребывать в аду вечно. Однако те обрезанные из евреев, которые, отрицая всемогущество Г-спода, предпочитают жить по нееврейским законам, выходят из союза с Богом.

(«Мидраш Танхума»)

«У необрезанного нет будущего», — объявил Вс-вышний; как сказано: «Пробудись, облекись своей силой, Сион, облекись в свои великолепные одежды, святой город Иерусалим, — больше не войдет в тебя необрезанный и нечистый» (Йешаягy, 52:1).

(«Мидраш Танхума»)

Повелев Аврааму совершить обрезание, Вс-вышний добавил такие слова: «И дам тебе и твоему потомству страну, где ты сейчас живешь, всю Страну Кнаан, в вечное владение».

(«Брейшит», 17:8)

То есть сказал Всемогущий Аврааму: «Если твое потомство примет заповедь обрезания, то сможет войти в Страну Израиля, а если нет, то не войдет».

(«Мидраш раба»)

Насколько важна заповедь обрезания, можно понять из того, что никакую операцию на теле человека, похожую на обрезание (если это не связано со спасением жизни), нельзя делать в субботy, а обрезание на восьмой день надо делать даже в субботу; как сказано: «…и в восьмой день обрежь», — даже если это суббота. (Потому что обрезание в восьмой день важнее седьмого дня, т.е. важнее субботы.)

(«Мидраш Танхума»)

«Тайна Г-спода [открывается] почитающим Его, им Он сообщает о Своем союзе» («Тегилим», 25:14). О какой тайне идет речь в этом стихе? Об обрезании! В течение двадцати поколений, начиная с первого человека и до Авраама, держал Вс-вышний союз с обрезанными втайне, и только Аврааму эта тайна была открыта. («Мидраш раба»)

Ребенок,  рожденный  у обрезанного, у того, на чьем теле запечатлен знак святого союза, рожден в святости и чистоте, а это не может не отразиться на душе ребенка. (Абраванель)

Когда человек обрезан и на его теле оставлен след святого союза, его душа (а душа — «подобие Б-га») прочно связана с ним. Все время, пока он не обрезан, нет «подобия Б-га» в человеке.

(«Зогар»)

Римский император Адриан [II в. н.э.] спросил у своего племянника Онкелоса, перешедшего в иудаизм: «Почему ты это сделал? Зачем обрезался?» — «Я хотел учить Тору», — ответил Онкелос. — «Ну и учи! Зачем же обрезаться?!» На это Онкелос ответил: «Необрезанный не может учить Тору; как сказано: «Вещает о Своем учении Яакову, об установлениях и законах — Израилю; не обращается к другим народам. Своих законов им не рассказывает» («Тегилим», 147:19,20).

(«Мидраш Танхума»)

«Вот Я заключил с тобой союз… И не будешь больше называться Аврамом, Авраам будет твое имя» («Брейшит», 17:4,5). После обрезания к имени Аврам была добавлена одна буква, и гиматрия имени Авраам стала равна 248, числу органов и частей человеческого тела. Что и означает: «будь совершенным».

(«Мидраш Танхума»}

«Предали Господа тем, что рожали сыновей-неевреев» (Ошеа, 5:7).

В Египте после смерти Йосефа его потомки прекратили соблюдать заповедь обрезания, говоря: «Станем как египтяне». В наказание за это Вс-вышний обратил любовь

египтян к евреям в ненависть, как сказано: «Он отвратил сердца их [египтян], и стали они ненавидеть Его народ, строить козни против Его слуг («Тегилим», 105:25). («Мидраш раба»)

Пока среди народа Израиля сохраняется знак завета обрезания, какими бы страшными ни казались беды, не оставит нас надежда на спасение.

Даже когда все народы мира говорят, что не на что нам больше надеяться, все же пока знак союза остается на нашей плоти, Израиль будет продолжать свое существование. Этот союз позволит нашему народу вновь вернуться к своему прежнему величию, к своей Б-жественной сущности.

(«Сефер ha-икарим»)

В награду за пролитую при обрезании кровь были спасены евреи из Египта, как сказано: «Увидел Я тебя в крови и сказал: ценой своей крови живи!» (Йехезкелъ, 16:6).

В награду за исполнение этой заповеди придет будущее спасение.

(«Пиркей-де-раби Элиэзер»)

В момент обрезания получает еврей имя.

«Помни прошедшие дни, поразмысли о годах каждого поколения» («Дварим», 32:7).

Необходимо тщательно обдумать  имя,  которое собираешься  дать  ребенку, потому что случается, что имя навлекает благо или зло (и это мы видим из истории). («Мидраш Танхума»)

Имя приносит благо праведникам и зло — нечестивцам.

Например, про Ноаха, который был «праведен и непорочен», сказано: «И нашел Hoax милость (на иврите — хен) в глазах Г-спода («Брейшит», 6:8).

Двухбуквенные слова Hoax и хен отличаются одно от другого простой перестановкой букв.

У сына нашего праотца Яакова, Йегуды, был первенец, которого звали Эр и который был нечестивцем; о нем сказано:

«И был Эр плохим (на иврите — ра) в глазах Г-спода» («Брейшит», 38:7).

Слова ра и Эр тоже «перестановочные», а значит, тождественны. («Зогар», «Брейшит»).

Имя — своего рода инструмент, которым можно влиять на свойства характера человека.

(«Бейт-Иосеф»)

Есть такие люди, что все, что названо их именем (в их честь), имеет успех.

(«Сефер хасидим»)

Не будет человеку удачи, если его назвали именем нечестивца.

(Рабейну Хананэль)

Имя, которым назван человек на святом языке, является источником жизни.

(«Тания»)

Имя человека говорит о его сущности.

(«Маавар Ябок»)

Название всякой вещи говорит о ее сущности; как сказано: «И как назвал человек живое существо, таким и будет его имя». (Рамбам)