Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

1007

Восхождение

1007

КАНУН СУББОТЫ 15 Тевет

5770 ГОД (01.01.10)

Песня Александры

Знакомые прислали видеоролик, где чукча поет на иврите. Это сочетание показалось им забавным. Фильм снимался где-то на высоких широтах, кажется, в районе Чукотки. И вот, чукча по имени Александра, поет “ма тов у ма наиим”, “как хорошо братьям находиться вместе…”

Скажу сразу – я не смеялся, потому что был просто ошеломлен той проникновенной силой, с которой узкоглазая и широколицая женщина в строгом платке исполняла наш напев. Возможно, слова были искажены, но сердце Александры, пробиваясь через полярную мглу, заявляло о себе очень внятно, и на своем языке объясняло: “ищу Творца…”

Есть люди (и я в том числе), которые любят в хорошую минуту порассуждать, сколько евреев залетело в звездные высоты, став Мигелем Сервантесом или адмиралом Нахимовым. Но игра не стоит свеч. Все это детский лепет по сравнению с главной задачей, возложенный на наш народ: раскрывать в этом мире Единство Творца. Поэтому и дана нам Тора – план, по которому Он создал мир. Нужно ли включать в эту схему народы мира? У Рамбама есть на этот счет такие строки:

“Всевышний приказал Моше-рабейну убеждать и побуждать всех, кто приходит в наш мир, соблюдать законы, которые были заповеданы потомкам Ноаха. Та же задача возложена на мудреца, которого Всевышний избрал Мошиахом…” Отсюда следуют два вывода: 1.Сотрудничество евреев с другими народами на основе Торы необходимо. 2. Евреи должны рассказывать им о Семи заповедях Ноаха, а также разъяснить, какой огромный мир скрывается за маленьким числом “семь”.

Один из наследников Македонского, царь Талмай, однажды собрал 72 знатока Торы и повелел перевести Тору на греческий язык. Каждый работал отдельно, не имея возможности посоветоваться с остальными. Но Всевышний сделал чудо: их переводы совпали.

И, тем не менее, триумф нашей мудрости мы отмечаем постом 10 Тевета. Дело в том, что в Торе много трудных мест, не подлежащих простому толкованию. Однако Талмай отказался от объяснений еврейских мудрецов, избрав самый провальный и кривой путь: ВСЮ ТОРУ (а не Семь заповедей) и БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. Это породило много ошибок, повторявшихся из века в век.

Налицо обоюдный интерес. Евреи готовы поделиться знаниями, имеющими огромный смысл для народов мира, и, не нужно забывать, для нас самих. Наш Ребе пишет об этом так: “Семь заповедей даны народам мира, чтобы евреи могли выполнять свои 613 заповедей, привлекая Б-жественный свет, который выше мироздания…” Иными словами, перед нами разные участки работы, но цель одна – приблизить эру Мошиаха, сделать присутствие Творца в этом мире видным любому глазу.

Это вам не красные комиссары, не Голливуд! Это сотрудничество евреев и народов мира на самой высокой основе. Следует только запомнить несколько правил, чтобы не испортить дело.

1. Народам мира не стоит называть себя “новым Израилем”. У них есть свои, данные Б-гом заповеди, которые нужно научиться исполнять.

2. Евреи должны ясно представлять, для чего Всевышний избрал их из всех народов. Занимаясь любым достойным делом, они обязаны раскрывать всем людям правду Торы, правду Творца.

Ребе приводит в пример кастрюлю на огне. Ее стенки отделяют огонь от воды. Но если убрать кастрюлю, вода погасит огонь и сама испарится, цель не будет достигнута. А нам хочется, чтобы песня Александры, песня человеческой души, будила другие души. А мы, как следопыты, будем указывать им путь.

ЕВРЕЙСКАЯ УЛИЦА

«Уважаемые зрячие!»

Именно так обращается Борис Гендельман ко всем обитателям “большого Иерусалима”, с просьбой сообщить друзьям и знакомым о записи в ульпан для слепых и плохо видящих. Занятия там будут идти по специальной методике, с упором на устную речь и навыки быстрого запоминания.

Сам Борис видит вполне нормально, но он хочет, чтобы в ульпан начали ходить его родители, и поэтому взялся помочь людям со схожей проблемой.

Справки по тел. 0543-246-576.

Бумагу, Петька!

Минифельетон

Один из студентов ешивы хэсдер «Хар-Браха» провинился. На торжественной церемонии они вместе с товарищем развернули плакат, где говорилось, что батальон “Шимшон” не будет участвовать в уничтожении еврейских поселений. Узнав о том, военный министр Барак провел бессонную ночь у интернета, перебирая виды наказаний:

— Шпицрутены? Не то! Шомпола? Несовременно! Штрафная рота и на фронт? Да ну, еще подстрелят террориста ненароком!.. А что, если разжаловать стервеца? Да не его одного, а всю ешиву! Рядовые, говоришь? А теперь будут штатские! И не “хэсдер” им, а улицы мести, на компьютере щелкать!

Петька, пиши бумагу! И за меня там распишись покрасивее…

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

«Возвещу вам, что случится в конце дней…»

Объясняют мудрецы: хотел Яаков открыть своим детям, что ждет евреев в далеком будущем, но Шехина покинула его, и он не смог…

Наш праотец собирался поделиться этим знанием, чтобы помочь своим потомкам пережить тяжелый и страшный галут.

Некоторые комментаторы качают головой: этого не нужно было делать. В нашей истории было несколько изгнаний. Они длились долго и принесли много суровых испытаний. Возможно, такая весть не могла поколебать 12 праведников, сыновей Яакова. Однако их потомки не стояли так высоко и были способны впасть в отчаяние. Поэтому ушла Шехина…

Другие возражают: всего этого можно было избежать. Судьба евреев зависит от того, как строго мы выполняем заповеди Творца. Собирая сыновей, Яаков хотел сказать им: галут в Египте может быть первым и последним. Если идти путями праведных, наш народ может заслужить полное Избавление, вступив в эру Мошиаха.

Есть одно «но»: Всевышний открыл Аврааму, что египетское рабство будет длиться 400 долгих лет. Весть о том, что в течение ближайших поколений их близкие будут подвергаться страшному гнету, могла повергнуть многих в отчаяние.

Впрочем, Яаков, праведник и мудрец, не мог не знать это обстоятельство. Значит, у него было, чем утешить своих сыновей.

Хозяева времени

Общий ход человеческой истории зависит от того, как евреи справляются с работой, которую возложил на них Творец – хорошо или плохо, быстро или медленно. Если работа сделана досрочно, нет никакой нужды оставаться в галуте. Мы протягиваем Б-гу дела наших рук, извещая: «Вот то, что Ты хотел…»

Есть два способа ускорить освобождение. Первый – это путь страданий. Еврей, мучаясь в галуте, исправляет и закаляет свою душу. Второй в чем-то похож на первый, только страдания идут изнутри. Еврей недоволен, что заботы тела мешают раскрыться его Б-жественной душе, он очищает и освящает свое животное начало, и от этого более светлым становится весь мир. Яаков хотел подсказать своим детям: изберите второй путь, и тогда Геула, эра Мошиаха, наступит очень скоро.

Но Всевышний не дал на это согласие. Своей подсказкой Яаков лишил бы еврейскую душу одного из ее главных сокровищ – тшувы, самостоятельных поисков верного пути. Право на поиск передается в нашем народе по наследству и в конце концов приведет к Избавлению.

Наша Геула будет полной именно потому, что мы, допуская ошибки, не жалели сил, чтобы их исправить.

География души

Ребе советует

Когда еврей просит благословение у Ребе, то сначала должен «распахать» себя, т.е. отодвинуть в сторону свое большое «Я» и побольше размышлять о величии Творца. А потом нужно заняться посевом — давать цдаку перед молитвой, стараться как можно лучше выполнять заповеди.

И тогда к вам придет благословение, которое досталось Ицхаку, отцу нашему: живя на плохой земле, он собрал на каждую посеянную меру пшеницы по сто других мер…

Да, еврею удалось!..

Рeбe Йосеф-Ицхак, предыдущий глава ХАБАД, говорит:

«Б-жественная душа еврея — это частица Творца, и она стоит намного выше ангелов.

Когда ангелы пытаются жить, как люди, они падают очень низко. Это те самые «нефилим» о которых говорится в главе «Берешит».

Еврейская душа тоже спускается в этот мир. Она одевается в тело и в животную душу, но при этом не падает. Когда приходит срок давать Всевышнему отчет, то выясняется, что еврею удалось очистить тело от духовной грязи и надеть на «нефеш бехемит», свою животную душу, ярмо Небес…»

Я — да, я — нет…

Рабби Иерахмиэль из Козениц поделился своим секретом:

— Тора запрещает нам завидовать… Что ж, я почти никогда и никому не завидую. Я завидую только тем евреям, которые едут в Эрец Исраэль!

Они придут сами

Проклятые 20-е. Советская власть борется с разрухой, попутно сажая тех, кому ясна ее причина. В вагоне, среди хмельных морячков и хмурых мешочников, среди бывших господ и новых «ответственных работников», путешествует реб Иче Матмид, специальный посланник Ребе Йосефа-Ицхака ко всем евреям.

Реб Иче умудрялся делать утреннее омовение рук в переполненной теплушке, надевал тфиллин на глазах у дядей из ЧК. Он был особый, и это чувствовали все, и чужие, и свои.

Причина его странствий была двоякая. Во-первых, он собирал средства на поддержание еврейства Торы. Например, могли купить еврею вязальную машину, чтобы он делал фуфайки в святости, не работая в субботу. Второе дело – убеждать свой народ не поддаваться «вихрям враждебным», не ослаблять соблюдение Торы и мицвот.

Напутствуя его, Ребе Йосеф-Ицхак говорил:

«Иче, не нужно никого завоевывать и подчинять. А нужно, чтобы правда светила в тебе ярко-ярко. И тогда люди сами придут на этот свет».

Поэтому он надевал тфиллин в теплушках.

Шаги Мошиаха

Когда еврей просит что-либо у Всевышнего и при этом произносит благословение, у такой просьбы есть особая сила. Просьба о приходе Мошиаха звучит в наших устах трижды в день, на протяжении многих столетий.

Поколения ушли, но их молитвы не пропали. Они соединяются с нашими просьбами об Избавлении, звучащими сейчас, и в конце концов перевесят чашу весов. Геула наступит, просто и навсегда. Из бесед Любавичского Ребе

Цадик идет по Бердичеву

В Хабаде говорят, что тот, кто рассказывает историю про праведника из Бердичева, приводит новые потоки добра в наш мир. А если не помнишь историю, достаточно сказать: «Рабби Леви-Ицхак из Бердичева»…

А если не запомнил его имя, скажи просто: «Бердичев»…

С какой стати?

В

юные годы, до того, как стать раввином, цадик Леви-Ицхак из Бердичева жил в доме своего тестя. Тот был из первых богачей в городе, и в его доме всегда ночевало много гостей. Молодой зять имел привычку ухаживать за ними. Кроме прочего, сам готовил гостю постель: клал на пол связки соломы, накрывал их простынями и так далее. Тесть однажды сказал ученому зятю:

— Зачем тебе трудиться самому? Дай пару монет какому-нибудь гою, и он натаскает в дом соломы.

Леви-Ицхак ответил ему:

— С какой стати я уступлю гою заповедь, да еще буду платить за это деньги?!

Эта маца…

Однажды рабби Леви-Ицхак из Бердичева сидел за пасхальным столом в окружении своих хасидов и читал Агаду. Когда он пел до слов «эта маца», то от великой радости, которую нам, утонувшим в мелких заботах, понять не дано, стал кататься по полу. И при этом опрокинул блюда, запачкал свою праздничную белую одежду.

Но вот он немного успокоился. Ему принесли новую одежду, стол накрыли заново. Цадик уселся за него и, задыхаясь от наслаждения, произнес:

— А!.. А!.. Эта маца!..

Тупые министры

Странную картину наблюдал однажды шамес Бердичевского ребе. К его хозяину приехал в гости рабби Шломо, цадик из Карлина. Между ними не было сказано ни единого слова. Рабби Леви-Ицхак и рабби Шломо сидели в абсолютной тишине. Их лица пылали. Так прошло несколько часов. Вдруг оба расхохотались, а потом гость поднялся и уехал.

Шамес захотел узнать, в чем же дело. И рабби Леви-Ицхак рассказал, что совсем недавно евреи избежали большого несчастья. Царские министры решили изгнать всех евреев, живущих в его краях, а значит, лишить их крыши и куска хлеба. Рабби Леви-Ицхак стал молиться так, что душа была готова расстаться с телом, лишь бы отменить этот указ. И тогда ему открылось сверху, что рабби Шломо из Карлина тоже должен присоединиться к его мольбам.

Цадики встретились в тот день и в тот час, когда министры собрались, чтобы принять решение. У министров было правило: если хоть один из них выскажется против, то указ не принимается. Цадикам дано было увидеть, что все министры, один а другим, ставят подпись под ужасным указом. Хозяина и гостя хватила дрожь. От страха они не могли вымолвить ни слова.

Вдруг они увидели, как дверь открывается, и на заседание совета министров входит пророк Илияу в обличье старого русского вельможи. Как ни в чем не бывало пророк уселся за стол, и, когда бумага с указом дошла до него, новый министр заявил, что затея ему не по душе, и указ он ни за что не подпишет. Часть министров встала на его сторону, начались споры, и в результате указ провалился.

Вот тут-то цадикам и стало смешно: как же так, является незнакомый человек, и никто не спрашивает, какое ведомство он возглавляет. Какие они глупые, эти министры!..

Из бесед Любавичского Ребе

Семейная Тора

Шалом и браха!

Ребе Шолом-Довбер, пятый глава ХАБАД, говорил: «Каждый день нужно накладывать тфиллин, и точно так же нужно каждый день выделить время, чтобы побеседовать о Торе со своей женой и детьми…»

Есть и другие заповеди, которые еврей обязан делать каждый день. Почему в качестве примера Ребе Шолом-Довбер выбрал именно этот?

В Шулхан Арух написано, что суть мицвы тфиллин — подчинить Всевышнему свое сердце и разум. А поскольку два этих «князя» властвуют над телом и душой еврея, значит — всего себя…

Заповедь тфиллин — одна из «центральных». Мудрецы Талмуда говорят, что она весит столько же, сколько вся Тора. Можно добавить: такой же ценностью, по мнению главы ХАБАДа, обладают уроки Торы в семье, ежедневные.

Есть ученые мужи, которые просиживают над Торой день за днем, а также сосредоточенно молятся, что тоже забирает время. По сравнению с этой «аводой» семейный урок кажется им чем-то малозначимым. Скучно и неинтересно бесдовать с домашними обо всем известных вещах, вместо того, чтобы открывать для себя новые горизонты.

Да, «семейная Тора» проста, как камень, что заложили в фундамент дома. Но если экономить на этом виде работы, дом развалится. Недаром нашу Тору сравнивают с живой водою: человек сначала впитывает ее в душу, а потом думает, общается, живет на основе слов Торы, ставших частью его самого.

Узел связи

Если еврей начал накладывать тфиллин, ему уже трудно от этой «привычки» отказаться. С каждым днем он все сильнее и сильнее чувствует, что именно тфиллин соединяют воедино его разум, чувства, все душевные силы в единый узел связи с Б-гом. Ребе Шолом-Довбер намекает: такими же «узлами» становится урок Торы в семье. Более того, духовный уровень студента колеля или ешивы в немалой мере зависит от того, насколько «много» Торы он сумел передать своим домашним.

Именно благодаря семейным урокам Авраам «забрал себе» Всевышнего. Творец говорит об этом прямо: «Ибо Я избрал его для того, чтобы заповедал он детям своим и близким своим путь Б-га…» /Ваера, 18,19/

Это ответ тем, кто считает, что занятия с женской половиной дома, женой и дочерями — это «модерный стиль», идущий вразрез с традицией. Все наоборот! Семейные уроки относятся к тому разряду дел, о которых наши мудрецы говорят: «Это лучше делать тебе самому, никому не поручая…»

В самом деле, кто, как не глава семьи, сможет подобрать нужные темы и верные слова, которые тронут душу его близких?..

Мы живем в эпоху, когда на пути еврея встают много препятствий и миражей, способных направить его в сторону от правды. Давая урок «семейной Торы», каждый из нас должен помнить, что сейчас, в эту минуту, он рисует лицо будущего поколения. Ради этого не жаль потратить время.

Место женщины

Одно из писем Ребе побудило меня заняться поисками. Замужняя женщина отправила ему письмо, где спрашивает, стоит ли ей устроиться графикаит. Ребе ответил примерно так: “Да. Но ни в коем случае не говорите “я – графикаит”. Вы – мама. Это ваша специальность, ваш главный труд…”

Шира Ганс одевается как поселенки – косынка, длинное платье с бахромой, только вместо рюкзака с оранжевой лентой через плечо переброшен “слинг” – полоса прочной и пластичной ткани, благодаря которой из-за маминой спины спокойно поглядывает на мир полугодовалый Йонатан.

Неплохой антураж для выпускницы университета по классу фортепьяно и отличницы офицерских курсов… Сейчас, пожалуй, нужно выстроить факты по временной шкале. Итак: Шира росла в городе Комсомольск на Украине, а потом вместе с родителями приехала на Святую Землю.

— Мы сняли квартиру в Беер-Шеве. С самого первого дня в Израиле некошерная пища не появлялась в нашем доме. Папа с мамой дали мне понять, что в Эрец нужно вести себя по-другому.

И люди вокруг тоже вели себя по-другому. Без всяких просьб с нашей стороны соседи принесли нам плиту, холодильник и прочие нужные вещи. Стук в дверь – папу зовут на миньян. Я увязалась за ним, одетая как все девчонки в моем возрасте. Сейчас вспоминаю – ужас! К чести молящихся нужно сказать, что они не стали охать-ахать, а только попросили, чтобы я стояла в женском отделении.

Так вот оно и шло – иудаизм вприглядку. Уроки? В школе учительница вела Танах, сидя на столе в позе лотоса, и это, мягко говоря, не приближало…

— Ну, а море откуда взялось?

— После того, как получила диплом преподавателя музыки, ЦАХАЛ дал мне отсрочку, и теперь попросил вернуть долг. В ту пору я уже соблюдала многие заповеди, и строго говоря, могла бы отказаться. Но в каждом из нас сидит боязнь пропустить что-то главное.

Мне вдруг захотелось стать моряком. Я поступила на офицерские курсы, заявив, правда, что хочу одеваться, как положено еврейской женщине. Бедное начальство перерыло все склады, и, наконец, нашлась юбка нужного цвета. Практика на море, гонка по волнам на десантных катерах была для меня сплошным кейфом. Но в плавсостав меня не взяли. Я сидела в конторе и взывала по телефону к совести дезертиров.

Вдруг я узнаю, что на свете существуют “мидрашот”, ешивы для девушек. При первой возможности я развязалась с армией и пошла учится в одну из них.

— Тема семьи всплывала на уроках?

— Почти на каждом. Но ненавязчиво. А безответственные заявления, которые мы делали, наши наставницы оставляли без внимания. Рабанит Шломит, с которой мы сидели над комментариями Раши, даже бровью не повела, когда я выдала мимоходом: “Вряд ли стоит идти замуж, мужчины нас не понимают!..” Их терпение принесло плоды. Через полгода я согласилась “выходить на шидух” – знакомство с молодым человеком с целью сватовства. И оказалось, ничего страшного! Все спокойно и скромно. После нескольких свиданий принимается решение, да или нет. У меня все время тянулось обоюдное “нет”, что постепенно довело меня до точки кипения. В душе все время шли монологи: “Нужно переходить на другой уровень! Хватит учиться, нужно начинать жить! Я хочу создать свой дом!”

— То есть вам вдруг захотелось стать женой, мамой?

— Именно. Когда мне устроили встречу с Гиладом, через пять минут я уже знала: “Вот он, мой муж…”

Хедер для взрослых

Третий, но не лишний

Все виды приготовления пищи на огне в субботу запрещены. Тот, кто вольно или невольно делает это в Шабат, нарушает запрет «бишуль», варки. Особенно часто угроза нарушения возникает, когда используют растворимые порошки – кофе, супы и т.д. Как этого избежать?

Сперва несколько общих правил. Кроме особо оговоренных случаев, варка неизбежна, если пища попала в сосуд, стоящий на огне, или в сосуд, недавно снятый оттуда. Для справки: варка происходит, если температура жидкости в сосуде свыше 40 градусов. Если плеснуть оттуда прямо на пищу в тарелке – варка тоже состоится. В Галахе такой сосуд называется «кли ришон».

Следующий этап: из бака, стоящего на плате, мы наливаем горячую воду в чашку. Сейчас она называется «кли шени», вторым сосудом. Туда можно положить растворимые кофе, сахар и пр., и пользоваться ими. Однако Галаха разрешает нам делать это, если известно, что на фабрике данный продукт подвергался обработке, которая приравнивается к варке. Далеко не ко всем растворимым продуктам это относится. Не считаются сваренными порошок какао, пакетики с чаем, каменная соль и некоторые виды растворимого кофе. В растворимых супах, где есть овощи и приправы, одни компоненты сварены, а другие нет, что еще больше усложняет дело.

Чтобы избежать риска, мы ставим на стол «кли шлиши», третий сосуд. Согласно Галахе, там варка невозможна. Для примера: налив горячую воду из чайника в чашку, а из чашки в стакан мы можем спокойно пить свой субботний кофе…

Рав Йосеф-Симха Гинзбург, раввин Омера

Опубликовано в газете «Восхождение» № 1007 дата 1.01.10

с любезного согласия портала Молодежной организации Хабад в Израиле www.chabad.org.il