Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

628

Канун праздника

Шмини Ацерет и Симхат Тора

21 тишрей 5763 года

27/9/2002

ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ

Странная история с этими ивовыми ветвями!

Начинается все с известного, даже тривиального расклада: четыре растения, у одного (этрог) — отличные вкус и запах, другие могут похвастаться только одним их этих свойств: мирт — запахом, лулав — вкусом.

А ивовые ветви скромно присоединяются «за компанию» — ни вкуса, ни запаха. И аллегория тоже всем известна: Тора и заповеди, весь Израиль вместе.

Этроги — праведники, гадасы и лулавы — обладатели Торы без добрых дел или добрых дел без Торы. И снова, за компанию, чтобы не оставить «за бортом» — ивовые прутья, простые и невежественные, без особых заслуг.

И все-то в этой трактовке хорошо и ладно, да только к концу праздников происходит нечто странное. Ребе из Гур (Гура-Калавария, Польша), «Сфат Эмэт» обратил на это внимание первым.

Вспомним все по порядку: после Йом-Кипура, а часто и задолго до него, отправляется еврей за четырьмя растениями. Сто лавок и десять базаров обойдет, сотни долларов отдаст, но добудет лучший этрог, прямейший лулав и наисимметричнейший лулав (для придирчивых геометров — центральносимметричный в сечении).

А как же арава — ива? Да никак. Купит за три грошика накануне праздника. Да и в праздничные дни не станет следить за несчастными прутьями как следит за миртом и лулавом или, тем более этрогом. Только если уж совсем осыпятся листки или плесенью покроются, придется купить новые. И снова — за три грошика.

Все сказанное, кажется, подтверждает естественную иерархию четырех растений, а в аллегорическом понимании — иерархию евреев в едином пучке Израиля.

Но вот, праздник Суккот кончается, а с ним кончается и Небесный Суд.

В Рош-га-Шана вынесен приговор, В Йом-Кипур скреплен Высочайшей печатью, но до Гошана-Раба отложен на кассацию. В последний же день праздничных буден, в день последней надежды на милосердие Судьи, приходят евреи в синагогу, бережно неся в руках пять…

Нет, не пять этрогов, не пять миртовых ветвей и не пять лулавов. Они несут грошовые ивовые ветви. Без запаха, без вкуса, несимметричные, кривые, шершавые. Правда, ритуал состоит в довольно беспощадном «мордовании» этих веток. Но все же, остается вопрос: почему на последнее заседание суда не приглашены все четыре растения или, по крайней мере «плод дерева великолепного», благороднейший этрог? «Сфат Эмэт» объясняет это так: Хороший адвокат до последней минуты суда, как иллюзионист, держит лучшую карту в рукаве или кролика в цилиндре. Лучший из аргументов — последний аргумент.

На ежегодном осеннем судебном процессе мы предъявляем Судье разные вещественные доказательства и произносим разные речи в собственную защиту. Тут-то все и выкладывается на стол: Тора, добрые дела, заслуги отцов, древние обетования, заветы, союзы. Точнее, почти все пущено в ход. Но последний аргумент ждет своего часа, ждет Гошана-Раба. От всего может судья отмахнуться. все аргументы опровергнуть и отклонить. Только не этот, последний, простой, пронзительный: посмотри, Судья Праведный, на наши битые, в прах поверженные ивовые прутья. На простых неученых и даже к заповедям не приученных евреев.

Ты не растил их в ешивах вместе с благоуханными этрогами. Даже миртам и лулавам они не компания. Но когда бьют нас за Имя Твое, когда приходит минута выбора: быть евреем или уйти в вечную тень, раствориться в море народов, — ивовые прутья народа Твоего во все времена выбирали мучения и смерть, отвергая спасение вдали от Тебя и от народа Твоего.

Исход Суда предрешен. А потому и венчает праздники веселый день Симхат-Тора. И это, если вдуматься, праздник ивовых ветвей: ведь в Симхат-Тора не раскрывают свитки Торы, чтобы изучать их текст. Будь так, неученый еврей не смог бы праздновать с нами. А плясать все могут, а ивовые прутья и подавно, лучше нас с вами!

Габраха

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашею еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

Вот благословение, которым Моше, человек Всевышнего, благословил сынов Израиля пред смертью:

Закон дал нам Моше, наследие общин Яакова.

Он был царем Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.

Рэувэн пусть живет и множится.

Услышь, Г-споди, голос Иуды.

О Леви:

Туммим и урим на человеке милости Твоей, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Яако ва и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой, благослови, Господи, силу его и к делу рук его благоволи, порази восстающих на него и ненавидящих его.

О Биньямине сказал:

возлюбленный Всевышним обитает у Него безопасно, покровительствует ему всегда.

Об Йосефе сказал:

да благословит Господь землю его желанными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, плодами солнца и произведениями луны, гор древних и холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да падет на голову Йосефа.

Сила его как первородного тельца, и рога его, как рога буйвола; ими ударит он народы все до пределов земли:

это множества Эфраима,

это тысячи Мэнашэ.

О Звулуне сказал:

веселись, Звулун, в путях твоих,

и Иссахар, в шатрах твоих;

созывают они народ на гору, там принесут жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке.

О Гаде сказал:

благословен умножающий Гада;

он лежит как лев,

он избрал себе удел законодателя,

и пришел с главами народа,

исполнил правосудие Господа

и суды с Израилем.

О Дане сказал:

Дан молодой лев из Башана.

О Нафтали сказал:

Нафтали обилен благоволением Всевышнего, море и юг во владении его.

Об Ашере сказал:

благословен среди сыновей Ашер, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою, железо и медь — запоры твои; как дни твои будет умножаться богатство твое.

Нет подобного Богу Израиля, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках, защита твоя — Бог Древний.

Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!

Израиль живет безопасно, один; око Иакова не землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.

Счастлив ты, Израиль!

Кто подобен тебе, народ, хранимый Всевышним, Щитом защиты и Мечем славы твоей?

Враги твои склоняются перед тобой, и ты попираешь шею их.

И взошел Моше с равнин Моава на гору Нево, на вершину Писги, что напротив Иерихона.

И показал ему Всевышний всю землю Гилъад до самого Дана, и всю землю Нафтали, и всю землю Эфраима и Мэнашэ, и всю землю Иуды, до самого западного моря, и южную страну и равнину долины Иерихона, города пальм.

И сказал ему Всевышний:

— Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, говоря: потомству твоему отдам ее.

Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.

И умер там Моше, раб Всевышнего, в земле Моав, по слову Всевышнего и погребен в земле Моав, и никто не знает места погребения его до сего дня.

И оплакивали Моше сыны Израиля на равнинах Моава тридцать дней.

И прошли дни плача и траура по Моше.

Иеошуа, сын Нуна, исполнился духа премудрости, Моше возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моше.

И не было более у Израиля пророка такого, как Моше, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Всевышний совершить в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.

БАРАН, ЛЕВ И ЧЕЛОВЕК

Сказано в первой главе «Шулхан Аруха», что еврей должен, проснувшись утром, вскочить с постели, как лев. Рамо добавляет: «Но и лежа в постели, должен помнить, что он предстает пред Всевышним».

Спросили ученики у раби Меира из Премышлян:

— Как понимать замечание Рамо? Если надо вскочить с постели немедленно после пробуждения, то к чему слова о том, как должен чувствовать себя лежащий в постели?!

— Тот, кто лежит, как баран, встанет бараном, — ответил ребе, — только тот, кто лежит как человек, сможет встать как лев.

Беседа Ребе

Дни эти — дни прощания. До следующей осени, до далеких праздников. Но обязательно ли расставаться? «Сущность Шмини-Ацерет — «Каша алай придатхэм» — «Тяжело мне расставание ваше».

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъежаются и царь говорит: «Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного». Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова «придатхэм» (разлука ваша) — почему не сказано «придатейну» (разлука наша)?

Взаимоотношения между евреями и Б-гом, если посмотреть на них «со стороны Всевышнего», не знают расставания. С Его стороны связь с евреями вечна и непрерывна. Расставание, разрыв несут только евреи, которые порой отворачиваются от Б-га, отдаляются от Него. Секрет этого отчуждения весьма глубок: разлука евреев со Всевышним проистекает из разрозненности между самими евреями. «Придатхэм», «расставание ваше», — разделенность, разрозненность между вами.

Пока мы, евреи «кулану кээхад» — едины, нет у нас разлада и со Всевышним. «Бархэйну Авину кулану кээхад…» — «Благослови нас, Отец наш, всех вместе, как одного». В дни праздника Сукот между евреи едины. В этом и состоит смысл заповеди о четырех растениях: весь еврейский народ на это время становится «агуда эхат» — «одной связкой».

Кончается праздник, развязана вязанка растений, нарушено единство, начинается отчуждение. И говорит Всевышний: «Тяжело Мне видеть разделение между вами».

Цель Шмини-Ацерет не только в том, чтобы отдалить расставание еще на один день, но и в том, чтобы создать новое единство — на весь год.

В Сукот евреи объединяются только на время выполнения заповеди. Более того, условием заповеди является то, что четыре отдельных вида растений должны быть соединены между собой, — следовательно, сами растения (с точки зрения Закона) объективно разделены.

Природу единства, возникающего между евреями во время Шмини-Ацерес, можно понять из слов Торы: после того, как в праздник Сукот евреи приносили жертвоприношения за другие народы мира (жертвоприношений совершалось много, и количество их росло с каждым днем) — в день Шмини-Ацерет в жертву приносились один бык и один баран, словно жертва одного, а не многих..

Единство, возникающее между евреями в Шмини-Ацерет, — не объединение отдельных единиц, а органическое единство, внутри которого нет деления.

Когда все евреи, от самых великих мудрецов до самых простых ремесленников, пляшут вместе, нельзя сказать, что один пляшет «мудрее» другого. Нет градаций, все они равны в танце. И поскольку это единство не «собирает», а «уравнивает», оно не исчезает, когда танец кончается.

Сказано об этих днях:

«И пошел Яков в своей дорогой…» — кончились праздники и еврей уходит в будни.

Как важно, чтобы дорога, по которой он идет, была его дорогой, дорогой Яакова, дорогой Торы и заповедей.

О РАДОСТИ

Подборка к празднику Симхат-Тора (Радлость Торы) из книги «365 размышлений Ребе» (Сборник, составленный Цви Фриманом).

Отчаяние прямо противоположно тому, во что мы верим; иначе говоря, — это отрицание реальности. Отрицание того, что есть Б-г, который управляет всеми Своими созданиями, наблюдая за каждым и помогая каждому во всем, что тот должен совершить…

Депрессия не есть преступление, но она способна повергнуть человека в пропасть, в какую далее преступление не может его погрузить.

Депрессия — это заговор самоубийственных элементов внутри нас. Человек, впавший в депрессию, ни на что больше не годен.

***

Отчаяние — крайняя форма самообожествления. Отчаявшийся убежден, что в состоянии все перевернуть, отнять судьбу мира из рук Создателя, сорвать Его планы.

Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной — шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения — так атлет перед прыжком приседает, так пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращается.

Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть — на один шаг впереди.

***

Между хладнокровием и безбожием очень тонкая граница.

Человек должен служить с горячим сердцем.

***

Существуют разные преграды — преграды внутри и преграды снаружи, преграды между людьми, преграды, мешающие творить добро, преграды вашего собственного ума и ваших собственных сомнений.

Есть преграды, существующие из-за вашей личной ограниченности.

Радость ломает все преграды.

***

Вы задаетесь вопросом: «Как мне быть счастливым, если я несчастлив?» Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам и делам можно и приказать.

Сделайте что-то простое, дайте волю хорошим мыслям, говорите добрые слова, держитесь так, будто вы счастливы, даже если внутреннего ощущения счастья у вас нет.

Постепенно внутренняя радость души победит, пробьется наружу.

***

Вы обнаружили, что угнетены, поняв все свои недостатки. Представьте себе, что нашли врача, который объяснил вам все ваши многолетние страдания и выдал рецепт — пропуск, который выведет вас на путь к выздоровлению. Разве вы не ощутите большую радость, не почувствуете облегчения?

***

Часто депрессия происходит от высокомерия. Поняв, кем являетесь на самом деле, вы не будете так разочаровываться в себе.

***

Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.

***

Если вы весь день размышляете о самом себе, депрессия вам гарантирована. Хотя бы один час в день подумайте о том, чем помочь кому-нибудь другому.

Самодовольство порождает тревогу. Чтобы ощутить себя здоровым, следует остро чувствовать окружающее, пытаться понимать тех, кто рядом, принести больше света.

***

Отчаяние — дешевое оправдание для тех, кто устраняется от своего предназначения. Сознавая свою цель, легче всего избежать отчаяния.

Все, что происходит, идет от Него, а Он — это только добро. Но если вы и ваш мир не готовы получить такое добро, оно может представиться вам злом. Потрудитесь над тем, чтобы разглядеть добро, думайте в позитивном направлении — и добро откроется вам.

***

Естественное состояние человека, как задумал, создавая его, Б-г, — быть счастливым. Посмотрите на детей, и вы убедитесь в этом.

***

Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно.

Люди представляют себе место

Б-жества как нечто серьезное, внушающее благоговение и робость. На самом же деле там, где Б-г, царит радость.

Вот почему каждое мгновение — это мгновение празднества, наполненного счастьем.

Ибо каждое мгновение мы выполняем свою миссию привнесения в мир Б-жественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышление, учение, молитва, но и постоянной мирской деятельности, зарабатывания денег и повседневной жизни — все это пути познания и привнесения Его в наш мир.

И где есть Б-г, там сила и радость.

***

Человек счастлив, когда знает, что обладает чем-то ценным. Особенно счастлив тот, кто чувствует, что мал, но владеет чем-то очень большим.

Мы полные владельцы бесконечного.

***

Хасидский учитель рабби Меер из Премишлы, который жил у подножия крутого холма, ежедневно в любую погоду, в снег и гололед, взбирался на вершину холма, чтобы очистить свое тело, погрузившись в ручей на другой стороне холма. Люди находили происходящее весьма чудесным, ведь они могли только обойти холм, никто не решался взбираться по льду.

Наконец несколько молодых людей решили покончить с этим суеверием и смело последовали за рабби Меером, когда тот без труда стал взбираться на холм.

Все они попадали и расшиблись.

В чем же был секрет рабби Меера?

«Надо быть связанным с Верхом, — пояснил он, — и ты никогда не упадешь вниз».

***

Задача каждого человеческого создания — служить Творцу и делать это с великой радостью:

«Я, крошечное смертное и, безусловно, ограниченное существо, своими поступками и делами служу Бесконечному Творцу Всех Миров! Я от рождения связан с Источником Жизни, и все бурные волны нашего мира не в силах разорвать эту связь. Даже иногда падая, я могу всегда вернуться и тотчас же восстановить эту связь».