Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

565

 

«Ваэтханан»

14 ава 5761

3.8.2001

ПРАЗДНИК НАШЕЙ СЕМЬИ

Скоро «праздник любви», кто забыл – телевидение и газеты напомнят. Веселые тусовки на Кинерет, игривое подмигивание молодых ведущих с экрана, – этим из года в год отмечается 15 ава в Израиле.

И все же, позволим себе заметить, вряд ли большинство евреев (да и большинство израильтян) может сказать что-нибудь толковое об этом празднике.

В календарях его не отмечают особым цветом, выходного на работе тоже не дают.

А ведь в древности «…не было в Израиле праздника ярче пятнадцатого ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одинаковых, простых, чтобы бедные не отличались от богатых и никому не было обидно. Они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда»

(Мишна, «Таанит», 4:8).

Итак, что же празднуем?

В самом начале нашей истории, еще до Первого Храма, в этот день, а точнее, в эту ночь, как уже было сказано, выходили девушки танцевать в виноградники вокруг первого «оседлого» Святилища в Шило.

Было это еще до создания единого еврейского государства, почти три тысячелетия назад.

Каждое из колен Израиля жило в своем родовом наделе. Казалось, нет единого народа, а есть союз двенадцати племен.

Чтобы родовые земли не «уплыли» в чужие руки, девушкам, владевшим землей, разрешали выходить замуж только за юношей из того же колена. Так и жили евреи: вместе, да порознь, каждый в своем мини-отечестве.

Люди встречались и вспоминали о том, что все они принадлежат к народу Израиля, только в дни великих ежегодных праздников у Святилища.

Старейшины заключали и обновляли племенные союзы, но простые люди держались своего колена – каждый праздновал со «своими».

Ни общая вера, ни общее прошлое, ни договоры между старейшинами не могли превратить разрозненные племена в народ, а точнее — в нашем случае, – в одну семью.

Праздник, отмечаемый пятнадцатого ава, не установлен ни Торой, ни мудрецами.

Он родился из насущной потребности в единстве и из молодого духа народа как «инициатива снизу» – юноши и девушки знакомились, влюблялись, создавали семьи. Вопреки правилам, вопреки интересам колена и семьи.

И мудрецы пошли за спонтанным сближением колен: пятнадцатого ава были официально отменены все запреты на браки между представителями разных колен.

Все исторические вехи, связанные с днем пятнадцатого ава, – это события, объединяющие народ Израиля.

Отмена ограничений на «межколенные» браки положила начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ.

Ибо самое главное в национальном единстве – это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену.

В этот день была прекращена страшная братоубийственная война одиннадцати колен с коленом Биньямина.

В этот день были упразднены границы между двумя еврейскими царствами, Северным и Южным.

Пятнадцатого ава мы начали трудный путь к превращению Израиля в единую семью, без отверженных, без границ.

Путь, которому пока не видно конца.

И как же закончить такую статью без актуалии?

Некий российский еврей (не обижайтесь, это наверняка не Вы) может чураться марокканцев, приписывая им все возможные недостатки от общего невежества до нездорово темного цвета кожи.

Некий марокканец может брезговать русскими евреями, приписывая им все возможные пороки от весьма далекого родства с еврейством до алкоголизма и мафионерства. Трепещите, русский и марокканец! Грядет день ту бе-ав, ваши дети готовят вам сюрприз: нянчить вам скоро смуглых рыжеволосых внуков.

Еврейских, не русских и не марокканских, еврейских внуков.

ВАЭТХАНАН

Гора разделена на пятьдесят четыре главы так, что. читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый и; выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы недостаточно. Изучая Гору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук». Ф. Гурфинкель. изд. «Шамир» — Сончино).

И молился я Б-гу в то время, говоря:

— Г-споди! Дай мне перейти Иордан, чтобы увидел я эту хорошую землю, прекрасную гору эту и Ливан!

Но разгневался Б-г на меня из-за вас и не слушал меня. И сказал мне:

— Полно говорить об этом! Взойди на вершину горы, взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты Иордан! И дай повеления Иегошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты увидишь.

А теперь, Израиль, слушай законы, которые я научу вас исполнять, чтобы жили вы, и пришли, и овладели страной, которую Б-г отцов ваших дает вам!

Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Б-га. Собственными глазами видели вы, что сделал Б-г: каждого человека, который шел за Бааль-Пеором, уничтожил Б-г. А вы, верные Б-гу, живы все ныне. Исполняйте же Закон, ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов. Только берегись, чтобы не забыл ты того, что видели глаза твои, и чтобы не ушло это из сердца твоего все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: о дне, когда стоял ты перед Б-гом у Хорева.

И говорил Б-г с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели.

И объявил Он вам союз Свой, который повелел вам исполнять десять заповедей, и написал их на двух каменных скрижалях:

Я – Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства.

Да не будет у тебя богов других, кроме Меня. Не делай себе изваяния какого-либо образа того, что в небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Б-г, всесильный твой, Б-г – ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди мои.

Не произноси имени Б-га, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Б-г того, кто произнесет имя Его попусту.

Соблюдай день субботний, чтобы освятить его. как повелел тебе Б-г, всесильный твой. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота – Б-гу: не совершай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в стране египетской, и вывел тебя Б-г, всесильный твой, оттуда рукою мощною и мышцею простертою; поэтому повелел тебе Б-г отмечать день субботний.

Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Б-г, Всесильный твой, дабы продлились дни твои и дабы хорошо было тебе на земле, которую Б-г дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не похищай.

Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством.

Не желай жены ближнего своего; и не желай дома ближнего своего, поля его, и раба его, и рабыни его, быка его, и осла его, и ничего, что у ближнего твоего.

Остерегайтесь же, чтобы не забыть вам союз Б-га. Ибо Б-г, Всесильный твой, – пожирающий огонь он, Всесильный Б-г – ревнитель. Когда родятся у тебя дети и внуки и, долго прожив на земле, развратитесь вы и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете злое в глазах Б-га, Всесильного твоего, досаждая ему, то призываю я в свидетели вам сегодня небо и землю, что исчезнете вы скоро из страны, в которую переправляетесь через Иордан, чтобы овладеть ею, не продлятся дни ваши на ней, ибо уничтожены вы будете.

И останетесь вы малочисленными среди народов, к которым уведет вас Б-г. И будете вы там служить дереву и камню, которые не видят, и не слышат. И оттуда станешь искать Б-га, и найдешь, если будешь искать его всем сердцем твоим и всей душой твоей.

И в невзгодах твоих возвратишься ты к Б-гу.

Хасидское слово

Ради Исраэль из Ружина ездил на экипаже, запряженном парой великолепных коней. Когда экипаж: подъезжал к холму, ребе выходил из него и поднимался пешком. На холме он снова садился в экипаж.

— Но, ребе, почему?! – удивлялись ученики. – Ваших коней холят, хорошо кормят, днем они резвятся на выгоне, а ночью греются в конюшне. Единственная их обязанность — один час в день вывозить вас на прогулку. Неужели они перетрудились бы, если бы раз-другой вывезли вас на холм?

— Возможно, вы и правы, — отвечал ребе. — Через 120 лет, я предстану перед Небесным Судом, и, может быть, лошади обвинят меня в чрезмерной жестокости. Я выдвину в свою защиту приведенные вами доводы и, вероятно, буду оправдан. Но кому охота судиться перед Всевышним со скотиной?!

Беседа Ребе

В недельной главе «Ваэтханан» мы читаем: «Тебе дано было видеть, чтобы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет иного, кроме Него».

Раши комментирует этот стих так: «Тебе дано было видеть – когда даровал Всевышний евреям Тору, Он распахнул перед ними все семь небес. Разорвал верхние и нижние покровы, и увидел народ, что Он -Один».

При внимательном чтении этого отрывка не может не возникнуть вопрос: почему Раши связывает фразу: «Тебе дано было видеть» с Дарованием Торы?

На первый взгляд, фраза эта сказано о чудесах, которые Всевышний явил евреям в дни Исхода.

Это впечатление укрепляется соседством с фразой: «Бывало ли, чтобы божество творило чудеса, чтобы при шло и взяло себе народ из среды народов?».

Раши, однако, перечеркивает своим комментарием попытки отнести фразу: «Тебе дано было видеть» к повествованию об Исходе.

Он относит эти слова именно к синайскому откровению.

Обратите внимание, сказано: «Тебе дано было видеть», а не: «Ты видел», как можно было бы ожидать. Подчеркнута роль Являющего, а созерцающего.

С другой стороны не сказано и «Всевышний показал тебе», то есть и роль созерцающего не отрицается.

Всевышний не стал прибегать к чудесам, чтобы убедить народ в том, что Он – один, и нет в мире силы, соперничающей с ним.

Он только удалил преграды, устранил препятствия, мешающие смертным видеть очевидное. По словам Раши, «Он распахнул перед ними все семь небес. Разорвал верхние и нижние покровы, и увидел народ, что Он – Один».

Великие чудеса, происшедшие в Египте и на Красном море, подобных которым не видел человек ни до ни после Исхода, не оставили ни у кого сомнения в том, что Б-г правит миром, но только дарование Закона, синайское откровение послужило неоспоримым доказательством того, что «Он – Один».

Тфилин

В недельной главе говорится о тфилин. Все евреи исполняют эту заповедь в будничные дни. Но в Талмуде (Брахот 6а) написано, что и Всевышний исполняет ее! Каким образом и почему бестелесный Всевышний повязывает тфилин? Об этом говорил ребе Раяц:

Всякая заповедь, которую исполняет еврей, усиливает его связь со Всевышним. Ведь слово мицва происходит от того же корня, что и цавта (связь).

Самое большее, чего человек может желать, это быть ближе к Б-гу. Именно выполнение заповедей — воли Всевышнего – поддерживает его постоянную связь с Б-гом.

Каждая отдельная заповедь связана с определенным аспектом жизни – духовным, физиологическим или материальным.

Каждая заповедь по-своему укрепляет человека. С каждой исполненной заповедью приходит особое, именно с ней связанное, благословение Б-га. Приближая себя к Б-гу, источнику всех благословений, человек получает От Него все необходимое.

Благословение соответствует специфике заповеди по правилу «Мера за меру».

Заповедь о тфилин более всего воздействует на интеллект. Она приводит мысли в порядок и фокусирует их на главном, предотвращая растерянность и бессвязность мысли, ведь, накладывая тфилин, человек сосредотачивает мысли на Всевышнем.

Таков духовный и даже физиологический эффект тфилин головных (шель рош).

Тфилин шель яд (налагаемые на левую руку возле сердца), особенно благотворно влияет на сердце. Сердце должно быть предано Б-гу.

Чувства и желания выражаются в действиях, наложение тфилин на руку помогает еврею действовать подобающим образом, посвящая себя исполнению заповедей и добрым делам. Символом действия, находящегося в гармонии с сердцем человека является левая рука.

Заповедь о тфилин, соединяющая в действии служение Всевышнему головой и сердцем, действует на все силы человека, на его ум и чувства, направляя мысли, чувства и действия еврея по путям Б-га. и делая его жизнь осмысленной и счастливой.

По этой причине заповедь о тфилин приравнивается по важности ко всей Торе. Слово Тора (от hoраа) означает учение, указание, направляющее еврея в его повседневной жизни, укчащее его, как управлять мыслями, чувствами и действиями. Главное средство в этом воспитании самоконтроля – заповедь о тфилин.

Наши мудрецы говорили, что Б-г тоже «накладывает тфилин». «Что же написано в свитках, заключенных в них?» – спрашивают они и отвечают: «Там написано «Кто подобен Твоему народу, Израилю, единственному народу на земле».

В свитках, вложенных в наши тфилин написано:

«Слушай, Израиль,

Г-сподь Б-г наш,

Г-сподь един».

Это означает, что Всевышний один и Его нельзя сравнить ни с чем.

А в тфилин Всевышнего написано, что Израиль, народ Б-га, единственный на земле, и с ним никто не может сравниться в святости и преданности Б-гу.

Так как все содержание тфилин Б-га сосредоточено на народе Израиля и его величии, то можно сказать, что еврейский народ и есть тфилин Б-га.

Святой р. Леви-Ицхак из Бердичева однажды произнес такую молитву:

«Г-споди! Пришло время, чтобы Ты повел Себя, как обычный еврей! Еврей, если он, не дай Б-г, нечаянно уронит тфилин, поднимет и целует их. Он сделает все, чтобы устранить и исправить причины, из-за которых тфилин упали.

Взгляни с небес и увидь: евреи, народ Твой, тфилин Твои, упали в прах и грязь, они находится в горьком изгнании! Когда же Ты поднимешь их, приблизишь к Себе и осободишь?»

«Евреи – тфилин Б-га, – сказал Баал Шем Тов и продолжал, – Так же, как и наш, Тфилин Б-га состоит из двух частей, одеваемых на «голову» и «руку». Тфилин для «головы» это ученые Торы, люди знания и духовные лидеры. Тфилин для руки – это обычные евреи, которые преуспели может быть не столько в учебе, сколько в искренней вере. Они не столько «евреи ума», сколько «евреи сердца», они исполняют заповеди и добрые дела с глубоким чувством и душевной теплотой».

Баал шем Тов говорит «Чтобы исполнить заповедь, нам в равной мере нужны два тфилин – на голову и на руку. И благословение приходит только на два тфилин.

И все же, сначала мы одеваем тфилин на руку, а потом уже на голову. Точно так же и с тфилин Всевышнего.

Все евреи, и «еврей-голова» и «еврей-рука», и люди дела и люди мысли, дороги Всевышнему, но начинается служение Всевышнему не с мудрствования, а с действия. Евреи, исполняющие заповеди и делающие добрые дела из чистой веры, искренне и с глубоким чувством — особенно дороги Б-гу».

Приведем краткое изложение законов о тфилин:

Время исполнения заповеди начинается утром с того момента, когда рассветет настолько, что малознакомого человека можно узнать с расстояния двух метров. Прежде, чем наложить тфилин, облачаются в «большой талит». Однако если случилось так, что, готовясь к молитве, вы взяли тфилин в руки раньше, чем облачились в талит, следует сразу возложить тфилин, поскольку нельзя отложить исполнение заповеди, которая «пришла в руки».

Устная Тора говорит нам, что тфилин шель яд надо накладывать на левую руку. Левша накладывает тфилин на правую руку. Место тфилин не выше середины бицепса, напротив сердца. И обращен он должен быть в сторону сердца.

Еще не затянув узел, произносят первое благословение («…леаниах…»), оно относится к обоим тфилин. Затянув узел, делают еще два витка вокруг бицепса (они образуют букву шин), затем семь витков на предплечье, в ‘направлении «от себя». Обмотав остаток ремня вокруг ладони, накладывают тфилин шель рош на голову, обязательно посередине, выше границы роста волос. Если с момента произнесения первого благословения человек нарушил молчание, он должен, наложив шель рош, произнести второе («…аль мицват…») Оба ремня должен быть обращены черной стороной наружу. Затем разматывают с ладони ремень тфилин шель яд, оставляя один виток – так, что на ее внешней стороне ооразуется подобие буквы далет, затем делают три витка вокруг среднего пальца: один – на первой фаланге, второй – вокруг средней фаланги и третий – опять вокруг первой и закрепляют ремень на ладони (узлом, похожим на букву йуд. В течение всего этого ритуала следует стоять. Снимают тфилин тоже стоя, все действия повторяются в обратном порядке. В субботу и праздничный день не только не нужно, но и запрещено накладывать тфилин, более того, в эти дни к ним не прикасаются. В холь а-моэд праздников тфилин тоже не накладывают. Те, кто, кроме обычных тфилин (Раши) накладывают вторую пару (рабейну Там) делают это после утренней молитвы и читают «Шма».