Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

562

 

«Пинхас»

22 тамуза 5761

13/7/2001

Проломы в стенах

В течение трех траурных недель народ снова загнан в теснины «бейн амецарим». Иерусалимские развалины, как древние письмена, ждут своего истолкования. Велик соблазн свести нашу трагедию к приключенческому сюжету: грохот колес по камню, бряцание мечей… Эллины, римляне, вавилоняне -кого винить в нашей беде?..

Обратимся к Торе. История Пинхаса-ревнителя почти исчерпана в главе, которую мы читали на прошлой неделе. А нынешней досталось только имя мстителя да послесловие: «И Б-г велел Моше ненавидеть мидьянитян и преследовать их, ибо они враждебны [Израилю] и строят против него козни». Вспомним, о каких кознях идет речь: мидьянитяне послали своих девиц продавать вино и одежду вблизи идола Баал-Пeopa, чтобы совратить евреев и привести их к идолопоклонству. Даже дочь царя — Козби — пришла с ними, так велико было желание ввести евреев в соблазн.

Вот что говорит об этом мидраш: «Тот, кто склоняет человека ко греху, хуже убийцы. Убийца лишает жертву жизни на этом свете, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого света и того. Два народа шли на евреев с мечом, а два других склоняли его к греху. Египет и Эдом шли на нас войной, Амон и Моав же старались соблазнить Израиль. О тех, кто шел на нас с мечом, сказано: «Не презирай эдомитянина, ибо он твой брат, не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». А вот о тех, кто соблазнял, сказано: «Да не войдут амонитянин и моавитянин в общество Б-га, и десятое поколение их да не войдет вовеки!»

Такова раскладка, такова наша иерархия ценностей: не меча боимся, а медвежьих объятий, не крови, а духовной скверны.

История падения Храма для нас -в первую очередь история падения человека. Прежде чем стенобитное орудие пробьет брешь в толстой крепостной кладке, должна быть пробита брешь в сердцах.

Народы мира связывают свои трагедии с конкретными виновниками, не уставая проклинать имена врагов-завоевателей и много веков спустя. Нам не приходит в голову винить римлян, мы уже почти забыли о них. Но из поколения в поколение учит отец сына молитве: «За грехи наши изгнаны мы с земли нашей».

Не только трауром окрашены три недели от семнадцатого дня месяца тамуз до девятого дня месяца ав, но и раздумьем о прошлом и будущем. О прошлом — ради будущего.

Разные духовные причины привели к падению сначала Первого, потом Второго Храма. Четыре века простоял Первый Храм. Три смертных греха: кровопролитие, разврат и идолопоклонство — привели к его падению.

Четыре века простоял Второй Храм, и последнее поколение, служившее Всевышнему во дворах его, было неповинно в трех смертных грехах. Но было поражено это поколение грехом ненависти друг к другу, беспричинной и слепой ненависти. Ненависть евреев к самим себе обрушила стены Святая Святых прежде, чем римляне начали раскачивать тараны.

Стены, павшие от беспричинной ненависти, восстанут только силой беспричинной любви, — говорят наши учители.

НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Новости со стола Эзры Ховкина и, как обычно, хорошие. После серии книг, альманахов и периодики (не имевшей, к сожалению, продолжения), он подготовил первый выпуск листка «Фарбренген». Надо бы, наверное, пояснить название непосвященным. Но вот неувязка: сказать, что фарбренген — хасидское застолье, — правильно, но можно обойтись и без стола. Трапеза? Можно и без напитков и закуски. Беседа? Можно и помолчать. Попробуем так: есть лекции по хасидизму, а есть и практические, лабораторные работы. Вот их-то и называют словом «фарбренген». И новый листок Эзры Ховкина пытается перевести хасидизм на язык духовной практики. Как всегда, талантливо и живо. http://www.chassidus.ru/ nedelnaya_glava/farbrengen/farbrengen.htm

ПИНХАС

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы -недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук», Ф. Гурфинкель, изд. «Шамир» — Сончино).

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Пинхас, сын Эльазара, сына AhapoHa-копена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что возревновал он за Всесильного своего и искупил вину сынов Израиля».

А имя израильтянина, который был убит вместе с мидьянитянкой, -Зимри, сын Салу, вождь дома Шимона. А имя убитой мидьянитянки -Козби, дочь Цура, царя Мидьяна.

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Преследуй мидьянитян и разгромите их. Ибо враги они вам в кознях своих, которые они замышляли против вас в деле Пеора и в деле Козби, дочери вождя Мидьяна, сестры их, убитой в день мора из-за Пеора».

И было после мора: и сказал Б-г, обращаясь к Моше и к Эльазару, сыну Агарона-когена, так: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля от двадцати лет и старше, по отчим домам их, всех поступающих в войско в Израиле». И сказали им Моше и Эльазар-коген в степях Моава, у Иордана, напротив Иерихона, так: «От двадцати лет и старше, как Б-г повелел Моше и сынам Израиля при исходе их из страны египетской».

И подошли Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца, дочери Цлофхада, сына Хефера, сына Гильада, сына Махира, сына Менаше, из семейств Менаше, сына Йосефа. И предстали они перед Моше, и перед Эльазаром-когеном, и перед вождями, и перед всем обществом у входа в Шатер откровения, сказав:

«Отец наш умер в пустыне, а он не был в сборище сговорившихся против Б-ra, в обществе Кораха, но за свой грех умер, и сыновей у него не было. Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его? Из-за того ли, что нет у него сына? Дай нам владение среди братьев отца нашего!»

И представил Моше дело их пред Б-гом. И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так:

«Справедливо говорят дочери Цлофхада. Дай им в удел владение среди братьев отца их и отдай удел отца их им. А сынам Израиля скажи так: если человек умрет, а сына у него нет, то отдайте его удел дочери его. А если нет у него дочери, то дайте его удел братьям его. А если нет у него братьев, то дайте удел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то дайте удел его ближайшему его родственнику из семейства его, чтобы он наследовал его. И будет это сынам Израиля установленным законом, как Б-г повелел Моше».

И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Взойди на эту гору Аварим и посмотри на страну, которую я дал сынам Израиля. И когда осмотришь ее, приобщишься и ты к народу твоему, как приобщился Аарон, брат твой. Ибо вы поступили вопреки слову Моему в пустыне Цин, когда роптало общество, и не явили святость Мою у той воды на глазах у них, в Мей-Мерива, в Кадеше, в пустыне Цин».

И говорил Моше Б-гу так: «Да назначит Б-г, Всесильный душ всякой плоти, человека над обществом, который выходил бы перед ними, и который входил бы перед ними, и который выводил бы их, и который приводил бы их, чтобы не было общество Б-га как стадо, у которого нет пастуха».

И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Возьми себе Йегошуа, сына Нуна, человека, сильного духом, и возложи на него руку твою. И поставь его перед Эльазаром-когеном и перед всем обществом, и дай ему указания на глазах у них. И дай ему от величия твоего, чтобы слушалось его все общество сынов Израиля. И пусть он стоит перед Элеазаром-когеном, а тот будет спрашивать для него решение урим пред Б-гом; по слову его будут выходить и по слову его будут входить он, и все сыны Израиля с ним, и все общество». И сделал Моше, как повелел ему Б-г, и взял Йегошуа, и поставил его перед Эльазаром-коЬеном и перед всем обществом. И возложил руки свои на него, и дал ему указания, как говорил Б-г через Моше.

НЕ ТОЛЬКО

Однажды кто-то спросил Ребе:

— Правда ли, что тот, кто рассказывает истории о Баал-Шем-Тове на исходе субботы, удостоится благословения во всем, что касается заработка?

Ребе ответил:

— Да, но не только. В этой фразе есть три неточности:

1) это относится к историям про всех праведников, а не только про Баал-Шем-Това;

2) их полезно рассказывать не только на исходе субботы, но и во всякое время;

3) это приносит благословение во всем, а не только в заработке.

Сиха Ребе

«И увидел Пинхас сын Эльазара, сына Аарона-священника [надругательство над верой со стороны Зимри сына Салу, главы колена Шимона], и восстал из общины, и взял копье». Каждая недельная глава обязательно сообщает нам что-то принципиально новое, и наша недельная глава — не исключение. Одно из откровений нашей главы — это необычная ситуация, в которой оказался Пинхас. Как правило, со сложным вопросом мы должны обращаться в религиозный суд. Но есть случаи, подобные нашему, о которых сказано: «Ревнители веры накажут его», — то есть «приговор» выносят они сами. Причем суд, даже если спросить его мнение, ответит отрицательно (поскольку такая крайняя мера не входит в его полномочия). Но если сам человек, по велению своего сердца, отважится на подобный поступок, Суд задним числом признает его правомочным и оправданным! Сказано, что «всякий, кто задает вопросы, касающиеся человеческой жизни, как будто проливает кровь». Т.е. уже само обращение в бейт-дин — первый шаг на пути к возможному суровому наказанию, а мы должны стараться всеми силами оправдать действия другого еврея. И все-таки бывают ситуации, когда праведный гнев берет верх. Но как человек может определить этот момент, когда ему дается право выбора даже в вопросах жизни и того, что ей противоположно? Для этого он должен полностью отрешиться от своих собственных интересов, от всего личного, что исходит от его «животного начала», и прислушаться к зову своей Б-жественной души, самых ее глубин. Только когда он свободен от влияния своего эгоистического чувства — злого начала в душе, — когда его поступок, продиктованный самим еврейским существом человека, спонтанен, он может быть уверен в правильности своего решения. Поэтому, несмотря на столь жестокий с виду поступок, когда Пинхас наказал осквернителей веры, результатом было то, что эпидемия прекратилась. В наше время, в эпоху «духовной эпидемии», охвативший весь мир, когда, по образному выражению предыдущего Ребе, «горят стены галута», у каждого из нас есть прямая обязанность действовать, не спрашивая специального разрешения, когда мы видим тысячи и тысячи евреев, которые уходят из еврейства и даже становятся его противниками. Сегодня мы тоже должны стать «ревнителями веры»: наш пыл должен быть направлен против галута и всей ущербности нашего положения. «Почему Машиах все еще не пришел?» и «Что я еще должен сделать, чтобы он смог прийти?» — вот те два вопроса, которые должен задавать себе каждый еврей. А ответом должны быть наши действия. Чтобы пришел Пинхас в обличий Элиягу с вестью о грядущем Освобождении на устах! Вскоре, уже в наши дни!

www.slialom.org.ru

Хасидизм

Продолжение серии статей

«О войне двух душ в человеке сказано: «И один народ станет одолевать другой…», — тело называется «малый город»: как два царя воюют за один город, каждый желает завоевать его и властвовать над ним, повелевать жителями его по воле своей, чтобы они подчинялись ему, что бы он ни возложил на них, -так две души, божественная и животная, воюют друг с другом за тело и члены его».

«Тания», ч. 1, гл. 9

В обыкновенной войне побеждает сильнейший, и наступает (долгий или недолгий) мир. В войне между двумя душами мир может наступить только с победой божественной души. Победить ее полностью животная душа не в состоянии, ибо такая победа означала бы победу над Всевышним.

Война может длиться сколь угодно долго, но наверняка завершится победой божественной души. Ее голос, «голос совести», может быть приглушен, но никогда не может быть подавлен окончательно. Ее капитуляция противоречила бы всему порядку вещей, всему плану Творения, в котором предопределено торжество добра, потому что добро по сути своей обладает превосходством над своим соперником и поскольку через него должна утвердиться милость Б-га милосердного. С другой стороны, когда ход сражения обращается в пользу божественной души и она контролирует животную душу или же, в случаях более редких, добивается полной победы над ней, становится возможным достижение истинного мира, гармонии и единства.

Злое влечение

С точки зрения р. Шнеура-Залмана животная душа сама по себе не есть зло. Человек — живое существо, элемент в мозаике материального мира, естественные склонности и инстинкты не менее важны для него, чем для жизни любого другого биологического вида. Невозможно сказать, что низшие виды хороши или дурны лишь на том основании, что их поведение обусловлено естественными склонностями и инстинктами.

В этом отношении, однако, человек отличается от всего живого: он поддается искушению или предается излишествам. Не сами по себе естественные склонности негативны, но неумеренное потакание им делает их дурными.

Здесь Старый Ребе вводит понятие, хорошо известное и в Письменной и в Устной Торе: искушающее воображение, или «влечение ко злу» (ецер пара). В понимании р. Шнеура-Залмана это сила или побуждение животной души, питаемое ее необузданной эмоциональностью. Ецер hapa — неотъемлемая часть и проявление животной души.

Животная душа порождает естественные склонности, которые ецер hapa поощряет и раздувает, превращая в страсти и неконтролируемые желания. Потворство этим страстям приучает животную душу к безотказному исполнению всех ее прихотей, все более и более порочных и чрезмерных. Это облегчает «работу» ецер гapa, порочный круг расширяется.

Если процесс не прекратится, эскалация может привести к полной потере моральных ориентиров и поведению, которое именуется на новоязе «беспредел».

Доброе влечение

Но, как всегда (в кабалистическом и хасидском мировоззрении) «одно в соответствии с другим сотворил Всевышний».

Чтобы человек мог противостоять ецер hapa, божественная душа одарена «влечением к добру» (ецер тов), которое иногда отождествляют с «голосом совести» (кстати, напрасно).

МЕЖ ТЕСНИН

Три траурные недели от семнадцатого тамуза до девятого ава отмечены особыми обычаями:

В эти дни не устраивают свадьбы. Разрешено совершать помолвки и устраивать по этому поводу трапезы, но только до первого ава.

2) Не слушают музыку и не играют на музыкальных инструментах. Еврей-музыкант ради заработка имеет право играть для неевреев -до первого ава.

3) Начиная с первого ава не едят мяса и не пьют вина. Исключение составляют субботние трапезы и трапезы, которые устраивают в честь исполнения заповеди.

4) Не произносят благословения «Шеэхеяну» даже в субботу, поэтому не покупают плоды нового урожая, не покупают и не надевают новую одежду.

5) Не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей.

6) В последнюю перед Девятым ава неделю не стригут ногти. Однако это разрешено женщине, которая готовится к посещению миквэ, и моэлю перед совершением обрезания.

7) В течение всех этих дней не бьют детей даже за тяжелый проступок.

С началом месяца ав входят в силу дополнительные ограничения. В эти дни не строят здания, предназначаемые для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости

Не переезжают на новую квартиру. Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца ав или, в крайнем случае, до одиннадцатого ава.

С первого по девятое ава не едят даже блюда, приготовленные на мясном соусе или бульоне. Тот, кому надо есть мясо по состоянию здоровья (например, роженицы), все же должен отказаться от этого, по крайней мере, начиная с седьмого ава.

С первого по девятое ава не стирают одежду и не надевают чистую, пусть и выстиранную заранее (в честь субботы разрешается переодеться в чистое белье и праздничную одежду). Не покупают и не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея.

В эти дни не моются даже холодной водой. Тому, кто в течение всего года моется ежедневно, разрешается мыться и в эти дни -даже горячей водой и с мылом.

В течение трех недель между семнадцатым тамуза и девятым ава принято, в дополнение к обычной ежедневной норме изучения Торы, читать тексты, описывающие Иерусалимский Храм: главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, трактат Мишны Мидот и главу законы о Храме» из кодекса «Мишнэ Тора» Рамбама.

Этот обычай имеет глубокий внутренний смысл: восстанавливая Храм в душе, мысленно строя его заново, изучая мельчайшие подробности его внутреннего устройства и внешнего вида, мы те самым приближаем его реальное восстановление. Кроме того, читая о Храме, мы начинаем острее чувствовать ненормальность нашего нынешнего положения, думать о приходе Машиаха как о нашей главной потребности и единственном выходе.

Принято в период между первым и девятым ава заканчивать изучение какого-либо трактата Талмуда (сиюм), в честь этого события устраивают трапезу.