Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

561

 

«Балак»

15 тамуза 5761

6/7/2001

КТО РАЗБУДИТ СПЯЩЕГО ЛЬВА?

Говоря современным языком, Балак объявил Израилю войну, но воевать решил неконвенциональными методами: нашлю-ка я на них экстрасенса.

А экстрасенс Билъам, в отличие от его нынешних коллег, оказался человеком серьезным и подлинным пророком (это, разумеется, не мешало ему быть злодеем каких мало).

Трижды пытался он по заказу Балака проклясть Израиль и трижды благословил его: «Вот народ, как лев восстанет…»

Это — одно из немногих мест в Торе, прямо говорящих о далеком будущем, о конце истории, об эпохе Машиаха.

«Склонился, разлегся, как лев… кто посмеет его поднять!» Мидраш относит это пророчество к периоду между правлением царя Цидкиягу и эпохой Машиаха.

Во время правления Цидкиягу начался вавилонский плен, а вместе с ним и изгнание (галут).

И хотя спустя 70 лет евреи получили возможность вернуться на Святую землю и отстроить Храм, в нем уже не было прежней святости.

Не было в Храме и пяти священных сосудов. И Храм был не вполне тождествен Первому, да и возвращение из галута стало уделом немногих.

«Склонился, разлегся, как лев» -так предстает в пророчестве состояния народа в изгнании: то ли сон, то ли обморок, то ли непреодолимая слабость.

Изгнание (понятие далеко не географическое,- все мы знаем, что можно быть изгнанником и на своей земле) часто уподобляется сну: сказано в «Песни песней»: «Я сплю, но сердце мое бодрствует».

Эти слова толкуют так: я в изгнании, но сердце мое со Всевышним (в молитве и изучении Торы).

Важно осознать, что в еврейской традиции сон воспринимается исключительно как особое состояние тела. Душа не спит.

На третьей странице еженедельника вы найдете слова Ребе Раяца: «Только наши тела ушли в изгнание, но наши души не находятся во власти царей и окружающих нас народов!»

И в долгом горьком галуте, «в пустыне народов», души наши неотделимы от Всевышнего и Его Торы.

Даже когда лев спит, разумный человек не станет плясать вокруг него, ведь рано или поздно лев проснется. Скорее всего, в неподходящую для танцора минуту.

О ком же говорит Билъам, кто посмеет разбудить льва?!

«Кто», — говорят толкователи, — в данном случае является одним из Имен Всевышнего. Он и только Он поднимет спящего льва, разгонит двухтысячелетнюю дремоту.

Спящего льва легко принять за симпатичную кошку, предположить, что он приручен и опасаться его не надо. Но вот что интересно: Талмуд, говоря о дрессированных львах (на древнем Востоке их нередко держали при дворцах), предупреждает: животное это всегда опасно, оно не подчиняет свою волю воле человека. Опыт Берберовых подтверждает это правило.

Каким же страшным предстает еврейский народ в этой аллегории! А может быть, не лев страшен, а человек? Не дергай за хвост, не запирай в хрущевской новостройке, не прыгай на его спине. — вот он и не будет кусаться.

Кстати, не столько народы нуждаются в напоминании о том, что народ наш подобен льву, сколько мы сами. Спим, ворчим от ударов. на другой бок переворачиваемся, подставляя ребра под палки…

Каббала говорит о двух видах пробуждения: «нижнем» и «верхнем». То есть, или сам проснешься, или разбудят.

Точнее, не станут тебя будить всерьез, пока сам не начнешь просыпаться. Сон дает отдых телу и свободу душе, но печальна судьба спящего беспробудно. Хасидская притча рассказывает о купце, заснувшем в пути. Как ни проснется, кучер спит, а вокруг тьма непроглядная. «Ты куда меня завез! Тут всегда ночь!» — кричит он кучеру. А тот отвечает: «Кто виноват, что вы по ночам просыпаетесь и снова спите!» Пора и нам проснуться с рассветом, пока шакалы льва не растерзали.

БАЛАК

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый п выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук», Ф. Гурфинкель, из i «Шамир» — Сончино).

И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Исраэль эморею, — и боялся их Моав, ибо много их было. И сказал Моав: объест этот народ все, что вокруг нас, как объедает бык полевую зелень. А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору. И направил он послов к Билъаму, сыну Беора, в Птор, который на реке, на земле сынов его народа, чтобы призвать его, говоря: Вот народ вышел из Мицраима; вот он покрыл всю землю. Пойди, прокляни этот народ, ибо он сильнее меня, я знаю: кого ты благословишь, благословен, а кого проклянешь, проклят.

И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна, и ворожба у них в руках, и пришли они к Билъаму, и передали ему слова Балака. И отказывался Билъам поначалу идти с ними. Позднее оседлал он ослицу свою, и пошел он с князьями Моава. И воспылал гнев Б-жий на то, что идет он, и стал ангел на пути преткновением ему; а он ехал на ослице своей, и два отрока его с ним. И увидела ослица ангела, стоящего на пути, и меч обнаженный в руке его, и свернула ослица с дороги, и пошла по полю. И бил Билъам ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.

И сказала ослица Билъаму: «Что сделала я тебе, что бьешь ты меня? Разве не я твоя ослица, на которой ты ездил изстари и до сего дня? Неужели привычно мне делать тебе такое?!» И сказал он: «Нет». И открыл Г-сподь глаза Билъаму, и увидел он ангела, стоявшего на пути, и меч обнаженный в руке его. И поклонился он, и пал ниц.

И сказал ангел Билъаму: иди с этими людьми, но только то, Я говорить буду тебе, поаторяй. И пошел Билъам с князьями Балака.

И было утром: взял Балак Билъама, и возвел его на высоты Баала. И он увидел оттуда край стана Израиля.

И сказал: из Арама привел меня Балак, царь Моава, от гор восточных: пойди, прокляни мне Яакова, и пойди, гнев навлеки на Израиль. Как прокляну, если не проклял их Б-г?! С вершины скал вижу его и с высот на него взираю: вот народ, отдельно обитать будет и меж народов не будет числиться. Кто исчислит прах Яакова и число потомков Израиля! Умереть мне смертью праведных, и да будет мой конец, как его. И сказал Балак Билъаму: Что сделал ты мне! Проклинать врагов моих взял я тебя, а ты благословил, да еще как! И ответил тот, сказав: ведь только то, что вложит Г-сподь в уста мои, повторять буду.

И сказал ему Балак: пойди же со мною на другое место, откуда увидишь его. Лишь край его увидишь, а всего не увидишь, и прокляни его мне оттуда. И взял он его на другую вершину. И изрек он притчу свою, и сказал: Б-г не человек, чтобы лгать. Он ли сказал и не исполнит?! Не увидел неправды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле. Б-г его с ним, и благоволение Царя с ним. Вот народ как лев встает, не ляжет прежде, чем растерзает добычу.

И сказал Балак Билъаму: если уж проклинать не проклянешь, хотя бы не благословляй!

И ответил Билъам: ведь я предупреждал тебя: все, что говорить будет Г-сподь, то и сделаю!

И сказал Балак Билъаму: пойди же, возьму я тебя на место другое, быть может, проклянешь оттуда. И взял Балак Билъама на вершину Пеора, обращенную к пустыне.

И увидел Билъам, что хорошо в глазах Г-спода благословлять Израиль, и обратил к пустыне свое лицо. И поднял Билъам глаза, и увидел Израиль, расположившийся по коленам своим, и был на нем дух Б-га; и изрек он притчу свою, и сказал: как хороши твои шатры, Яаков, жилища твои, Израиль! Как потоки, они простираются, как сады при реке; как алоэ насадил Господь, как кедры при водах! Растекаются воды его, и посевы его при водах великих. Поглотит народы, врагов его, и кости их сокрушит, и стрелы свои обагрит. Преклонил колена, лег, как лев, и, как льва, кто поднимет его! Благословляющий тебя благословен, а проклинающий тебя проклят.

И воспылал гнев Балака на Билъама, и всплеснул он руками. И сказал Балак Билъаму: проклинать врагов моих призвал я тебя, и вот ты благословил уже трижды! Убирайся восвояси! Я думал оказать тебе царские почести, но Б-г не пожелал этого.

И сказал Билъам Балаку: я ведь с самого начала говорил: если даст мне Балак полный дом свой серебра и золота, не смогу преступить слово Г-спода. Что будет говорить Г-сподь, то повторять стану.

И сказал:

«Взошла звезда от Яакова, и поднялся скипетр от Израиля».

И поднялся Билъам, и возвратился на место свое, и Балак пошел своим путем.

Хасидское слово

Хасид реб Шмуэль-Бецалель, Рашбац, пожаловался своему другу: — Моя жена очень нервная женщина. Когда она чем-то недовольна, то всегда проклинает меня. На что его друг ответил, что однажды один из последователей Алтер Ребе обратился к нему с такой же проблемой. Алтер Ребе объяснил, что во время Первого Храма многие люди поклонялись идолам. Наказание за это, как известно, очень суровое. Так как идолопоклонство повторялось неоднократно и в дальнейшем, для искупления этого греха потребовалось бы очень много времени. Чтобы облегчить «расчет» за грех, Всевышний решил, что эторех может быть искуплено неудачным браком.

Рашбац успокоился, и всякий раз, когда его жена распускала язык, он шептал в сторону: «Еще одним наказанием меньше!»

Сиха Ребе

Мы просим у Всевышнего: «Да будет с нами Б-г, как Он был с нашими отцами; да не оставит и не ослабит нас», — хотя мы не можем сравниться с нашими отцами, которые на деле жертвовали собой ради Торы и заповедей. Известны слова, сказанные одним из Любавичских Ребе, когда прежние власти требовали реформ в воспитании и статусе раввинов и раввинства: «Не по своей воле ушли мы со Святой земли, и не своими силами мы вернемся в Страну Израиля. Наш Отец изгнал нас, и Он же, благословенный, освободит, и соберет нас с четырех концов света, и поведет к Святой земле с праведным освободителем Машиахом в скором будущем. Но все народы на земле должны знать: лишь тела наши были преданы изгнанию и порабощению чужим властям. Но души наши не были изгнаны и в подчинение властям не преданы Мы должны сказать открыто, во всеуслышание: во всем, что касается нашей религии, Торы, заповедей и еврейских обычаев, нет для нас, евреев, никаких указчиков и никакой нажим не достигнет цели. Мы должны заявить с великим еврейским упрямством, с тысячелетней еврейской самоотверженностью: «Не прикасайтесь к Моим помазанникам, и пророкам Моим не делайте зла».

Так говорил самоотверженный еврей. А у нас нет даже твердости сказать открыто перед всем миром и показать, что несколько сот распоясавшихся еврейских мальчишек вытворяют над евреями и еврейством. Все знают, что закон разрешает нам учить Тору и соблюдать, хотя бы и с ограничениями, ее заветы. Доносы и наветы ведут нас в тюрьмы и на каторгу. И в этом наша просьба: «Да не оставит нас Б-г и не ослабит нас», — чтобы Всевышний наделил нас должной стойкостью, чтобы любая расправа, настигающая нас за то, что мы содержим хедер, изучаем Тору и соблюдаем заповеди, придавала нам силы в святом деле укрепления еврейства. Мы должны помнить, что тюрьмы и каторга — временны, а Тора, заповеди и народ Израиля — вечны! Будьте здоровы и крепки материально и духовно. Я надеюсь на Всевышнего и уверен, что мое непродолжительное заточение вольет свежие силы в дело укрепления еврейства и исполнятся слова: «Наш Б-г будет с нами, как был с нашими отцами; Он не оставит нас и не ослабит», — и всем сынам Израиля — свет в духовном и материальном!

Из прощального слова, произнесенного Ребе Раяцем на перроне вокзала в Ленинграде по дороге в ссылку.

ХАСИДИЗМ

Продолжение серии статей

Доброта сама по себе, неограниченная и неконтролируемая, может в равной мере быть созидательной или разрушительной силой.

Чрезмерная любовь портит ребенка, чрезмерная щедрость развращает, чрезмерная любовь порой ведет к кровопролитию. В той же мере гвура без хеседа порой ужасна.

Впрочем, все семь мидот хороши не в чистом виде, а в гармонии с другими. Число пар-комбинаций (в том числе и двойных-тождественных) равно 7×7, поэтому мы говорим о 49 свойствах души.

Три силы интеллекта и семь эмоциональных качеств соответствуют десяти сферам каббалы, через которые Творец проявляет Себя в творении. Подобно тому, как душа человеческая берет начало в Б-ге, и десять ее сил восходят к десяти сферам Эманации.

Человек сотворен по образу и подобию Всевышнего, поэтому он может в определенной степени постичь Его, вглядываясь в свое естество.

Кроме этих десяти сил душа обладает тремя вспомогательными орудиями (или одеяниями), дающими ей возможность активно проявиться вне себя. Это мысль, речь и действие (махшава, дибур и маасэ). Они именуются «одеяниями» души, поскольку являются внешними по отношению к ней.

Естественная сущность

Обращаясь к рассмотрению «животной» души, р. Шнеур-Залман утверждает, что она по своей структуре является отражением божественной души. Ей тоже присущи десять сил: три силы интеллекта и семь эмоциональных сил, причем последние в ней преобладают.

Однако, в противоположность десяти силам божественной души, нисходящим из десяти сфер Святости, силы животной души эманируются десятью сферами нечистоты, точнее, «десятью коронами» ситра ахра, «обратной стороны», то есть противоположной святости.

В книге «Тания» и основной литературе Хабада каббалистические представления о ситра ахра и клипот («скорлупах» или «плевелах») получают новый, если можно так сказать, менее мрачный оттенок.

Р. Шнеур-Залман определяет эти силы зла в терминах разобщенности, отчуждения, отрыва от Источника, в противоположность силам святости, описываемым в терминах гармонии, единства, связи.

Иерархический порядок творения миров есть результат творческого процесса самоограничения со стороны Б-га. Акт творения следует понимать как «нисхождение» от Источника, от Которого берет начало ряд миров, от высочайших до все более «материальных», по мере их «удаления» от Источника.

Этот процесс неизбежно отдаляет сотворенное от Творца. Степень материализации коррелирует со степенью разобщенности, возрастает по мере удаления от Источника, эманацией Которого они являются.

Существа, ближайшие к Источнику, сохраняют наивысшую степень единения и союза; тем же, которые дальше отстоят от Источника, присуща большая мера независимости и разобщенности. Низшая ступень этого процесса эманации соответствует сфере почти полной разобщенности. Эта сфера называется ситра ахра. Она замыкается некими сущностями, именуемыми клипот, поскольку они, подобно скорлупе яйца, непроницаемы для света.

Эта концепция творения в терминах близости и отчуждения служит основой теории зла и добра в учении р. Шнеура-Залмана.

Все зло происходит от клипот и ситра ахра или связано с ними. Злом является любой поступок, характеризуемый отчужденностью от Б-га и непослушанием Ему.

Существуют два рода клипот. «Дно глубокого колодца» составляет так называемая «триада нечистых клипот», совершенно непроницаемых для Света и потому пагубных.

Кроме них существует «сияющая клипа» (клипа д-нога или клипат-нога), пребывающая на границе между святостью и «обратной стороной». Сияющая клипа содержит некоторую примесь добра, хотя по своей природе тяготеет к другим совершенно порочным клипот.

В этике существует своего рода «нейтральная полоса», на которой отмечены поступки, не являющиеся ни дурными, ни добрыми.

Возьмем, например, акт милосердия по отношению к ближнему. Он является священным действием (исполнением заповеди), если продиктован покорностью Закону Всевышнего; тот же поступок рассматривается как нейтральный, если совершен из сочувствия. Он же считается порождением нечистых клипот, если совершен из эгоизма, желания прославиться или быть вознагражденным.

Важно отметить удивительный хидуш (новая, революцонная мысль) р. Шнеура-Залмана: добрые и благородные качества, которыми гордится человек, такие как сострадание, человеколюбие, благотворительность, не всегда являются проявлениями божественной души.

Если они вызваны «естественными» (нерелигиозными) побуждениями, они лишь отражают позитивные свойства животной души! Если же к мотивировке добрых дел примешиваются гордыня или эгоизм — добрые дела оказываются еще более далекими от истинного добра. .

«Место» животной души — в сердце, точнее, в «левом желудочке сердца», откуда ее действие посредством циркуляции крови распространяется на другие части тела, включая мозг. Вот почему сказано, что все низшие чувства возникают в сердце.

В противоположность этому, непосредственным местом пребывания божественной души является мозг, откуда она распространяет свое действие на другие части тела, включая сердце, а именно правую его сторону.

Другими словами, высшие эмоции по существу своему интеллектуальны.

Можно было бы сказать, следуя учению Хабад, что конфликт между сердцем и интеллектом не только разрешим, но и, более того, изначально разрешен!

Однако не только независимый наблюдатель, но и сам Старый Ребе эмпирически знают, что конфликт этот вполне реален.

Истинная причина конфликта, с точки зрения р. Шнеура-Залмана, коренится не в физиологии, но в сфере духа: в двух источниках сознания или, по его терминологии, — в разладе между двумя душами, божественной и животной. В этом конфликте само по себе тело, со всеми его физическими атрибутами, есть лишь нейтральное поле сражения, за победу на котором постоянно борются две души, каждая из которых стремится превратить тело в «сосуд» для десяти своих способностей и трех «одеяний» и исключить влияние другой души.

Продолжение следует.