Бегар

בס"ד

Ликутей Сихойс

Избранные беседы

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Любавичский Ребе

Менахем Мендел Шнеерсон

Глава "Бегар"

Лаг баОмер

Издание студентов ешивы "Тоймхей Тмимим" Москва

и "Хасидус по-русски"

г. Москва,

5765 год от Сотворения мира

Из бесед Любавичского Ребе

Глава "Бегар"

1

Наши учителя, благословенна память их, рассказывают[1], что во время Дарования Торы собрались все горы, и каждая гора утверждала, что нужно дать Тору на ней. Гора Тавор говорила, что она имеет преимущество в том, что она – самая высокая гора. Гора Кармель говорила, что она помогла при рассечении Красного моря. Вс-вышний ответил им[2]: "почему вы хотите судиться, горбатые горы", тем, что вы высоко себя ставите – это делает вас ущербными – "горбатыми", - "Гора, на которой Всесильный пожелает обитать[3]" - это гора Синай, которая ниже всех гор.

На первый взгляд, непонятно, если достоинство – это униженность, то нужно было бы дать Тору в долине, или, по крайней мере, на равнине, а не на горе; если достоинство – это возвышение – то нужно было бы дать на горах, которые выше, чем Синай?

Объяснение состоит в том, что намерение Дарования Торы – это соединение противоположностей: должна существовать материальность, но саму эту материальность нужно превратить в Б-жественность. И это символизирует гора Синай, которая "ниже всех гор", униженность и возвышение одновременно.

И "гора Синай" дает евреям силу превратить материальность в Б-жественность, и исполнить намерение и цель Творения – сделать этот мир "жилищем Ему, благословенному, в нижних".

2

После этого станет также понятно, почему всюду говорится "с Синая": "Мойше получил Тору с Синая[4]", "закон, полученный Мойше с Синая", "все, что откроет прилежный ученик, сказано Мойше с Синая[5]", и т.д. На первый взгляд, почему так важна идея "с Синая", ведь, по идее, главное – что это говорил Вс-вышний, и ведь Он находится везде, "нет места, свободного от Него". Почему так важно добавлять "с Синая"?

Но в соответствии с вышесказанным можно это понять: цель Торы – соединить противоположности, гору и "ниже всех", сделать из "нижних" жилище для Вс-вышнего.

И это есть основное новшество Дарования Торы – не только относительно того, что "отцы соблюдали всю Тору прежде, чем она была дана", поскольку это было "тот, кому не приказано, а он исполняет[6]", но также относительно семи заповедей сынов Ноя, и даже относительно заповедей, которые были приказаны в Моро. Как говорится в Мидраш Раба, что перед Дарованием Торы существовало разделение: небеса и земля не имели никакого контакта, "небеса – небеса принадлежат Вс-вышнему, а землю отдал сынам человеческим[7]". Во время дарования Торы Вс-вышний устранил это разделение. И поскольку вся идея Дарования Торы – это соединение небес и земли, поэтому Тора была дана на горе Синай – олицетворяющей соединение двух противоположностей.

Поэтому всегда подчеркивается, что Тора была дана "с Синая". Если кто-либо спросит, каким образом можно соединить две противоположности, ему ответят: "С Синая ты имеешь на это силу". Если даже неживой природе, наиболее низкой из всех видов творения ступени, Вс-вышний дал способность соединять противоположности, - тем более человек, "обладающий способностью речи", наивысший из всех видов творения, несомненно, имеет силу соединять две противоположности, и исполнить намерение "жилища Ему, благословенному, среди нижних[8]", когда сами "нижние" станут жилищем для Вс-вышнего.

3

Соединение противоположностей в "горе Синай" по простому смыслу означает соединение аспектов возвышения и самоустранения. Поскольку в Торе каждая вещь точна, то кроме общего указания на объединение верхних и нижних миров, в этом указывается также идея соединения противоположных движений возвышения и самоустранения, как это должно быть у человека, который изучает Тору и исполняет заповеди.

И в этом есть несколько уроков:

4

Первое:

Для получения Торы необходимы два условия:

(1) Твердость и возвышение, не стыдиться насмехающихся. "Не стыдиться насмехающихся" - это начало всего Шулхан Оруха, не бояться никого в мире, и обладать истинной твердостью, чтобы изучать Тору и исполнять заповеди.

(2) Самоустранение и скромность, ибо про гордеца сказано[9]: "Я и он не могут пребывать вместе". Сосуд для Торы и заповедей – это только самоустранение. "И душа моя пусть будет как прах перед всеми[10]" - (тогда приходит) "раскрой мое сердце в Торе Твоей, и в заповедях Твоих…[11]".

И эти две идеи – твердость и возвышение с одной стороны, и самоустранение и скромность - с другой, не противоречат друг другу. Ибо твердость, которая в нем – это не со стороны его собственного высокомерия, не со стороны его сущеествования. Он хорошо представляет, где он "держит", что каждый – лучше его – "ниже всех гор". Тем не менее, он тверд в вопросах Торы и заповедей, поскольку тем самым он исполняет Б-жественную волю, и он настолько предан и погружен в исполнение Б-жественной воли, что он приобретает в этом самую большую твердость, и тогда падают все преграды и препятствия.

Он полностью самоустранен, и, тем не менее, у него есть возвышение и твердость, чтобы получить Тору и исполнять ее самоотверженно.

5

Более глубоко – из того, что другие горы пришли к Вс-вышнему, и сказали, что нужно дать Тору на них, поскольку они – "высокие горы", понятно, что идея "горы" - это достоинство.

Если бы "гора" символизировала бы просто высокомерие, то горы изначально не могли бы предположить, что это может стать причиной для того, чтобы дать Тору с них, наоборот, "Тора не находится среди высокомерных[12]", необходимо сказать, что это такое возвышение, которое представляет собой достоинство.

Так говорится в учении хасидизма, что "гора" символизирует очищение и возвышение неживой природы, "растительное в неживом[13]". И тем не менее, именно тогда нужно находится в полном самоустранении и униженности.

То же самое в духовности. Известно, что "бедняк – это нищий знанием[14]", и "богатый – тот, кто богат знанием[15]", и самоустранение, о котором говорится "пусть моя душа будет как прах перед всеми", которое требуется в качестве подготовки к "раскрой сердце мое в Торе Твоей, и в заповедях Твоих…" - требуется даже от "богатого знанием", и зная, что он по-настоящему "богат" - он одновременно с этим должен быть "как прах перед всеми".

И как известно объяснение в "И этот человек, Мойше, очень скромен, скромнее любого человека на земле[16]", что, хотя Мойше, учитель наш, сознавал собственные достоинства, что Тора была дана через него, тем не менее, он считал себя меньше любого человека на земле, даже поколения "пяток Мошиаха", поскольку он считал, что его достоинства начались с того, что Вс-вышний дал ему, и если бы другому еврею дали подобные достоинства, тот бы смог достичь большего.

Благодаря самоустранению Мойше, тому, что он для себя самого не был возвышен, даже из-за достоинств, которыми он обладал, он смог стать сосудом для Торы, и Тора была дана через него.

6

В соответствии с этим можно будет также понять, почему говорится "Мойше получил Тору с Синая". Ведь на первый взгляд, какое имеет значение, кто получил Тору, главное – что Тора дана Вс-вышним?

Но после того, что говорилось ранее, это становится понятным. Указание в том, что Мойше получил, подобно подчеркиванию того, что Тора приходит с Синая. Каждый еврей, который идет к Торе, должен раскрыть в себе качества Мойше, в обоих аспектах:

1) Твердость и самоустранение одновременно, как говорится про Мойше, "И будет в Израиле царь", и одновременно с этим – "очень скромен, скромнее любого человека".

2) Скромность – даже осознавая собственные достоинства.

7

В этом заключается также идея недель между Песах и Шавуот, после "когда ты выведешь народ из Египта" и перед "будете служить Вс-вышнему на этой горе" изучают Пиркей Авот, в качестве подготовки к Дарованию Торы. (Поскольку в трактате Авот говорится о моральных качествах и умении вести себя, и "умение себя вести предшествует Торе[17]". И трактат Авот начинается с "Мойше получил Тору с Синая", поскольку начало подготовки к получению Торы – это качества Мойше и Синая, ибо это есть первая подготовка для получения Торы с радостью, и так, чтобы это достигло глубины души.

(Ликутей сихойс т. 1 стр. 276 (гл. Бегар), Собрано из бесед субботы гл. Бегар 5718, субботы благословения месяца ияр 5716)

Лаг баОмер

1

Мы находимся сейчас во время счета Омер[18], и день Лаг баОмер[19] разделяет их на две части: дни, предшествующие Лаг баОмер, и дни после Лаг баОмер, но сам Лаг баОмер – это праздничный день.

2

Дни счета Омер в общем, и Лаг баОмер в частности, связаны с рабби Акивой и его учениками.

Что произошло с рабби Акивой? В Талмуде рассказывается[20], что когда рабби Акива начал изучать Тору, он не знал, сможет ли он преуспеть в учебе или нет. Более того – у него вообще была трудная жизнь, поскольку он был очень беден. Но он научился от капель воды, падающих на камень: несмотря на то, что камень тверд, а капли воды – мягкие, он увидел, как капли воды капают и капают на твердый камень, день за днем, неделя за неделей, и месяц за месяцем, и эти капли воды стачивают твердый камень. Так же и еще с большей уверенностью можно сказать, что несмотря на то, что очень трудно стать мудрецом Торы, тем не менее, если он начнет учиться с твердой волей и непрерывно, дни, недели, месяцы и годы, то он в конце концов добьется своего и станет человеком, который может учиться. Так и было, и рабби Акива стал одним из величайшим таноим[21], и более того, Талмуд рассказывает нам[22], что раньше рабби Акива был бедняком, но впоследствии, когда он полностью сосредоточился только на изучении Торы, и не думал ни о чем, кроме этого, Вс-вышний послал ему успех, и он стал богат.

Это урок для всех учеников, которые начинают учиться, и им думается, что это очень трудно, или это такая вещь, которая ими не воспринимается, и кто знает, преуспеют ли они в учебе, и поможет ли это им в жизни;

Дни счета омера, связанные с рабби Акивой, учат нас и напоминают нам, что если только действительно хотят учить Тору, и занимаются этим с твердой волей, то можно быть уверенными, что будут иметь успех в этом, и после этого будут успешными также во всех остальных вещах, как говорится в сегодняшней главе[23] Торы: "если по законам моим будете идти", и объясняет Раши: "будете напряженно трудиться в изучении Торы", то исполнятся также все благословения, перечисленные в главе.

3

Урок, который мы учим из истории учеников рабби Акивы:

Среди учеников рабби Акивы было два типа учеников, ученики, которые были у него перед Лаг баОмер, и ученики, которые были у него после Лаг баОмер. У обоих типов учеников был тот же самый учитель – рабби Акива, они жили в то же самое время и при тех же обстоятельствах. Тем не менее, от первого типа учеников ничего не осталось, мы не знаем даже их имен. Второй тип учеников – ученики после Лаг баОмер, хотя их было не так много, но они имели необыкновенный успех, и их Тора сияет и светит до сего дня, и останется вовек[24].

Что стало причиной такого различия? Второй тип учеников старались, прилагая все силы и обращая на это особое внимание, чтобы они учили Тору, и учили с аhавас-Исроэл[25], чтобы между ними был мир, уважение друг к другу. Напротив, ученики первого типа не обращали никакого внимания на это, поэтому их учеба также не была успешна.

Требуется от учеников ешив вообще, и особенно – от учеников, которые изучают Тору в страхе перед Небесами, в хасидской ешиве, что они должны знать и помнить, что это зависит от них самих: если они будут стараться изучать Тору с аhавас-Исроэл, жить в мире и уважении друг к другу, то их имя будет уважаемо и прославлено в ешиве, и они вырастут хорошими евреями, и великими евреями, и принесут уважение и славу всему еврейскому народу.

4

Пусть Вс-вышний поможет вам, чтобы у вас была твердая воля учить Тору, и учить в соответствии с волей основателя и руководителя ешивы – моего тестя и учителя[26], да будет благословенна память праведника, так, как он хотел, и на что он дал силы, тогда можно быть уверенными, что вы будете иметь успех в учебе, и успех в жизни, и о вас можно будет с гордостью сказать: "смотрите, какие плоды я вырастил" – плоды такой учебы и такого воспитания: они учили Тору, как нужно, и они имеют успех во всем.

Сила на это, и путь к этому, указывает Лаг баОмер, ибо тогда – в Лаг баОмер – начинается новый порядок сильной воли к учебе, и учить с аhавас Исроэл, и это связано и это сосуд[27] для любви к Вс-вышнему и любви к Торе[28], и тогда Вс-вышний из своей полной и широкой руки даст благословение и успех каждому из вас, вашим родителям и окружающим.

Да поможет Вс-вышний, чтобы это было с большим успехом

(Ликутей Сихойс т. 2 стр. 554, из беседы Лаг баОмер 5713 г. перед молодыми учениками ешив Тоймхей тмимим и Ахей тмимим)

Письмо Любавичского Ребе

Некоторое время назад я получил Ваше письмо, в котором Вы описываете Ваше душевное состояние и также рассказываете о своей работе в области воспитания и особенно – о работе с группой девушек в…. К тому же я получил письмо от этой группы девушек, в котором угадывается Ваше душевное состояние, ведь известно, что качества учителя в значительной степени прослеживаются в его учениках.

Отвечая на Ваше письмо, очевидно, было бы излишне объяснять дочери Израиля, такой как Вы, тем более, что Вы выехали из России и помните тяготы и испытания, встретившиеся на Вашем пути, что мир – это не "ничейное имущество", но Вс-вышний управляет им во всех деталях Б-жественным Провидением. Это лежит в основе нашей веры, и все сыны и дочери Израиля – "верующие дети верующих", и даже если эта вера не видна в раскрытии.

Из этого следует, что в мире нет ничего, чтобы было бы создано впустую, и каждый предмет и явление имеют определенную цель. И понятно, что если поставленная цель не достигается, и более того, когда происходит противоположное этому, это наносит ущерб как самому человека, так и всему миру. Это тем более ясно всем тем, кого Высшее Провидение спасло от гибели во время запретов и жестоких преследований, обрушившихся на наш народ, и даже легкого размышления достаточно, чтобы понять, что не за свою праведность и не за свои заслуги они были избавлены чудесным образом, но во имя определенной цели, и по крайней мере с этого момента и далее они обязаны исполнять свою миссию и свой удел в мире, а не разрушать, не дай Б-г. И каждый, одаренный особой способностью влиять на других, должен использовать это качество на благо окружающих, поскольку это не его личное дело. И тем более и тем более, что нужно чувствовать ответственность перед молодым поколением, которое только начинает искать свой путь в жизни.

После этого предисловия, хотя излишне подробно писать о том, что явственно следует из этих слов, но все же, для большей ясности и чтобы не осталось места для какого-либо сомнения, я буду говорить подробно даже там, где, возможно, следовало бы быть кратким.

Итак:

После того, как Вс-вышний вывел из заточения и спас… и даровал Вам силу влияния на окружающих вообще и на молодежь в частности, понятно, что Вы должны усматривать заслугу и ответственность, с этим связанные, но не дай Б-г, не разрушать все это.

Вы должны использовать свои способности полностью, а не только частично, для того, чтобы укоренять простую веру среди сынов и дочерей Израиля, и особенно, среди молодежи, не оставляя место для сомнений в вере. И не забывать простую истину, что даже если Вам кажется, что есть у Вас какие-либо сомнения в основах - это всего лишь иллюзия, порождаемая злом, присутствующем в мире, часть которого находится внутри каждого человека (дурное начало в человеке), скрывающее свет и истину. Понятно, что оно также подталкивает Вас к ложной посылке, что невозможно действовать в этом направлении, поскольку и все время, пока Вы сами находитесь в сомнении.

Но Вы не первая, кто находится в подобном положении, и также не последняя. И уже показал опыт, что все те, кто держался пути отцов, пути Торы, Торы жизни, источника счастливой и осмысленной жизни также в этом мире – и это приложимо как ко всему еврейскому народу - что та его часть, которая хранила Тору и заповеди – существует по сей день, те же, кто отошел от этого пути – или вовсе исчезли, не оставив никакого следа, или же речь идет о считанных людях, которых становится все меньше и меньше. И также в отношении каждого отдельного человека - если он следует пути Торы в своей ежедневной жизни, и особенно, в том, что связано с речью и действием – то все его дни наполнены глубоким содержанием и приносят ему удовлетворение (когда он дает себе честный самоотчет), и он испытывает истинное наслаждение, когда он видит результаты своего воздействия на другого еврея. Совсем иначе у тех, кто отклонился от этого пути, сеявших сомнения, и само собой, пожавших разочарования. И больно продолжать говорить на эту горькую тему.

Из всего вышесказанного следует: поскольку Вс-вышний одарил Вас способностью влияния на окружающих, и к тому же Вы удостоились несколько лет прожить в окружении, пропитанном страхом перед Небесами и исполнением практических заповедей, и особенно, что Вы близки к кругу молодежи, которую можно поддержать и укрепить, чтобы они совершенно не впечатлялись от нежелательных воздействий, способных повредить им в жизни, не дай Б-г – то Ваша обязанность и Ваша заслуга – использовать эти способности и возможности в полной мере.

И даже если Вы считаете, что это не укладывается все еще на сто процентов в Вашем разуме, воспитанницы Ваши не могут ждать, пока Вы достигнете совершенства или избавитесь от всех смущающих Вас мысли, ибо каждый прошедший впустую день – это невосполнимая потеря.

И как говорилось выше, я не сомневаюсь, что это Ваша миссия в мире, ради которой Вс-вышний избавил Вас из всех пережитых испытаний, и привел туда, где Вы находитесь сегодня. И со Вс-вышним – не торгуются.

С благословением на огромный успех во всем вышесказанном, и также в частностях пусть Вс-вышний пошлет Вам успех, чтобы это все пришло без излишних сокрытий и утаений, и с благословением "быть записанным в Книгу Жизни", жду добрых вестей.

(Игройс койдеш, т. 9, игерес 2943)

Истории, рассказанные

реб Менделом Футерфасом

"Для этого ты создан"

Однажды ехал в карете один из знаменитых врачей, который был известен и прославлен своим искусством, и вместе с тем был известен своим филантропизмом и помощью неимущим, которую он оказывал широко и милосердно. Но только этот врач любил также рассказывать о своей праведности, и наслаждаться славой, которая подобает ему по справедливости.

По дороге, когда он ехал в своей карете, этот прославленный врач встретил одного раввина, который шел пешком по той же дороге. Конечно же, врач сразу же остановился, и посадил раввина в свою карету.

По дороге, по своему обычаю, тот врач начал рассказывать про свои добрые дела:

Когда ко мне приходит, говорит врач, больной, у которого нечем заплатить за лечение, я принимаю его совершенно бесплатно, и отношусь к нему в точности так же, как к остальным пациентам, которые платят полную сумму!

Врач замолчал на минуту, и посмотрел на раввина, ожидая его реакции.

Раввин слушает его слова, и не видно было, чтобы он особенно впечатляется, и говорит как бы про себя: "я тоже так делаю…"

Врач очень удивился. Раввин был совершенно не похож на специалиста в медицине, и что значит, что "также он делает так" – подумал врач, и пытается объяснить себе, что также он – раввин, принимает без денег тех, кто обращаются к ниму на суд Торы или приходят к нему за советом, когда у них нет средств, чтобы заплатить. Если так, раввин, конечно же, хочет сказать мне, что мое милосердие – это не есть что-то особенное. Он тоже помогает неимущим, как и я…

Врач продолжает рассказывать: "когда я вижу, что у больного не только нет денег, чтобы заплатить за лечение, но нет даже денег, чтобы заплатить за лекарства – я даю ему бесплатно также лекарства!

А раввин слушает, и не видно, чтобы он особенно удивлялся, и снова говорит как бы про себя: "я тоже так делаю"…

И чем больше врач продолжает и рассказывает еще и еще о своих добрых делах и о своей великой праведности, раввин слушает очень внимательно, улыбается, и повторяет снова и снова с презрением те же слова: "я тоже так делаю"…

Тут уже врач не мог сдержаться, и он обращается к раввину: "извините меня, пожалуйста, но я совершенно Вас не понимаю: разве Вы врач? Разве Вы раздаете лекарства тем, кто обращается к Вам? Разве Вы беспокоитесь о выздоровлении тех, кто нуждается в этом? Что означает "я тоже так делаю"?!

Отвечает ему раввин с улыбкой: "Очень просто. Я просто хотел сказать, что я тоже, как и ты, рассказываю только о хороших вещах, которые я делаю, а то, что не так хорошо – я это никому не рассказываю…"

"Все это", - подчеркивал реб Мендел, "когда не чувствуют и не подчеркивают, что "для этого ты создан"…

Не говорите…, а скажите…

Когда бахурим готовились войти на йехидус (аудиенцию) к Ребе Рашабу[29], р. Гендел стоял в "нижнем Ган-Эйдене[30]" и обращался к бахурим с мольбой из глубины сердца, и горячие слезы лились из его глаз:

"киндерлах ("дети"), не говорите Ребе то, что вы хотите сказать, скажите Ребе то, чего вы не хотите говорить – Ребе даст вам тикун (исправление) и вытащит вас из грязи…"

Жизнь человека – хасидская история

Раввин и хасид, святой р. Гилель Паричер любил "учить" хасидские истории, размышлять о них, и объяснять и уточнять снова и снова, что можно и нужно "взять" из них, как указание в практическом действии.

И р. Гилель любил говорить: "вся идея служения Вс-вышнему в Торе начинается в главе "Человек, когда принесет из вас жертву Вс-вышнему". Известны слова Алтер Ребе, что не сказано "человек, когда принесет", но "человек, когда принесет из вас" – поскольку этот стих приходит сказать, что жертву Вс-вышнему нужно принести из вас самих. Не имеется в виду только жертвоприношение животного, но "из вас и от вас самих" нужно приносить жертву Вс-вышнему, т.е., приблизиться ("корбон" от "кирув" – "приближение") и прилепиться к Вс-вышнему.

И тем не менее, подчеркивал р. Гилель, несмотря на то, что это основа и начало служения Вс-вышнему, об этом не говорится в начале Торы, а только после двух книг (Берейшис и Шмойс), которые полны историй о жизни наших отцов, Авраама, Ицхака и Яакова и их сыновей, как они пришли в Египет, исход из Египта, получение Торы, строительство Мишкана – и т.д., и только после всего этого сказано в Торе "человек, когда принесет из вас", хотя это начало и основа служения Вс-вышнему.

- Чтобы научить тебя, говорил р. Гилель, - что невозможно начать служить Вс-вышнему и быть "человек (когда принесет жертву)", пока не наполнишь мозг и сердце хасидскими историями, учить их, размышлять о них, и выносить из них урок – ибо вся жизнь человека – это одна хасидская история.


[1] Мидраш Теhилим 68, 17 (Издание Бубера), и см. также Мегила 29, 1

[2] Теhилим 68, 17

[3] Там же

[4] Пиркей Авот в начале

[5] Мидраш Раба Вайикра 22, 1

[6] "Тот, кому приказано, и он исполняет – стоит выше, чем тот, кому не приказано, а он исполняет" (Ялкут Шимони Вайикро 18, ремез 587)

[7] Теhилим 115, 16

[8] Танхума Насо, 16.

[9] Сота 5, 1

[10] Из молитвы (Сидур издания "Шамир" стр. 61

[11] Там же

[12] Эйрувин 55, 1

[13] См. также Сефер мааморим 5704, стр. 214

[14] Недарим 41, 1

[15] Там же

[16] Бемидбар 12, 3

[17] Вайикра Раба гл. 9, 3. Там же гл. 38, 6

[18] На следующий день после Песах приносят сноп зерна нового урожая и начинают отсчет дней до праздника Шавуот.

[19] 33 день счета омера

[20] См. Авот дэРаби Натан, гл. 6

[21] Авторы Мишны

[22] Там же. Недарим 50, 1

[23] Бехукотай

[24] Йевамот 62, 2

[25] Любовь к ближнему

[26] Ребе Райац, шестой Любавичский Ребе

[27] См. Мидраш Раба Бемидбар 21, 1

[28] См. Тойрас Менахем т. 2 стр. 210

[29] Пятый Любавичский Ребе

[30] Комната перед кабинетом Ребе


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .