Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

39.

(1) Руководителю [музыкантов] для Йедутуна[1]. Песнь Давида. (2) Сказал я: «Пути свои я буду охранять, чтобы не грешить языком своим; обуздаю уста мои, доколе злодей предо мною». (3) Я сделался немым, безмолвным, молчал [и] о хорошем, и боль моя прекратилась. (4) Горячо сердце мое во мне, в словах моих горит огонь, [когда] я говорю языком моим. (5) Сообщи мне, Бог, когда настанет конец мой, каково число дней моих, дабы знал я, когда кончина моя. (6) Вот, мерою дал Ты мне дни, и век мой ничто пред Тобою. Подлинно, полная тщета всякий человек живущий – всегда. (7) Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, накапливая [богатство], собирает и не знает, кому достанется оно. (8) И ныне чего ожидать мне, Господь? Надежда моя – на Тебя. (9) От всех преступлений моих избавь меня, не предавай меня на поругание негодяю. (10) Онемел я, уст моих не открываю – ибо Ты [все это] сделал[2]. (11) Отврати от меня удар Твой: от руки Твоей поражающей я пропадаю. (12) [Если] страданиями Ты будешь карать человека за грехи, то рассыплется, как от моли, драгоценность его. Ах, как ничтожен всякий человек, вовек! (13) Услышь, о Бог, молитву мою, внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо пришелец я для Тебя, туземец, как все отцы мои[3]. (14) Отведи от меня [удар руки Твоей], чтобы я мог подкрепиться прежде, чем отойду и не будет меня.

40.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Уповал я [на] Бога, и Он приклонил ко мне ухо и услышал вопль мой. (3) Извлек он меня из мрачного рва, из болота с тиной, на скалу поставил ноги мои, стопы мои утвердил. (4) Вложил Он в уста мои новую песнь – хвалу Всесильному нашему, [дабы] увидели многие, и убоялись, и уповали на Бога, [и говорили]: (5) «Счастлив человек, который на Бога надежду свою возлагает и не обращается к гордым и к склоняющимся ко лжи. (6) Многое сотворил Ты, Бог, Всесильный мой: чудеса и мысли Твои по отношению к нам — не имеют сравнения с Тобою! Рассказывал бы я и говорил, но они превышают возможное рассказать. (7) Жертв и приношений Ты не хотел, уши Ты открыл мне, всесожжения и жертвы за грех Ты не требовал[4]. (8) Тогда я сказал: «Вот, я пришел; в свитке письма[5] предписано обо мне: (9) исполнить волю Твою, Всесильный мой, я желаю, Закон Твой – в сердце моем». (10) Я возвещал правду Твою в собрании великом, я не возбранял устам моим: [ведь] Ты, Бог, знаешь. (11) Правды Твоей не скрывал я в сердце своем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милосердия Твоего и истины Твоей пред собранием великим. (12) Не удерживай, о Бог, милостей Твоих от меня, милосердие Твое и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. (13) Ибо окружили меня беды неисчислимые, постигли меня грехи мои, [так что] видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце[6] мое оставило меня. (14) Благоволи, Бог, избавить меня; Бог, поспеши на помощь мне! (15) Да устыдятся и будут посрамлены вместе все ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы осмеянию желающие мне зла! (16) Придут в смятение вследствие позора своего говорящие обо мне: «Торжествуйте! Торжествуйте!». (17) Пусть ликуют и радуются Тобою все ищущие Тебя, пусть говорят непрестанно «Велик Бог!» любящие спасение Твое. (18) А я беден и нищ – Господь засчитает мне это. Ты – помощь моя и избавитель мой, Всесильный мой, не медли».

41.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Счастлив тот, кто разумно[7] заботится о бедном, – в день бедствия избавит его Бог. (3) Бог хранит его и бережет ему жизнь, прославлен будет он на земле. Ты не отдашь его на произвол врагов его. (4) Бог укрепит его на одре болезни его. Ты все ложе его обратишь в болезни его[8]. (5) Я сказал: «Бог! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою». (6) Враги мои говорят обо мне плохое: «Когда же умрет он и погибнет имя его?». (7) И если приходит кто видеть меня, то говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует[9]. (8) Вместе шепчут между собою против меня все ненавидящие меня, зло замышляют на меня: (9) «Слово беззакония излилось на него, слег он, не встать ему более»[10]. (10) Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. (11) Ты же, Бог, помилуй меня и подними меня, и я воздам им. (12) Из того я узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною. (13) А меня поддержал Ты ввиду непорочности моей, поставил пред Собою навеки. (14) Благословен Бог, Всесильный Израиля, [от края] вселенной и до края! Амен и амен[11]!

КНИГА ВТОРАЯ

42.

(1) Руководителю [музыкантов]. Наставление сынов Кораха[12]. (2) Как лань стремится к потокам воды, так душа моя стремится к Тебе, о Всесильный! (3) Жаждет душа моя Всесильного, Всесильного [Бога] живого: когда приду я и явлюсь пред ликом Всесильного?[13]. (4) Хлебом были для меня слезы мои день и ночь, когда говорили мне каждый день: «Где Всесильный твой?». (5) Это я вспоминал, изливая душу свою, когда ходил я с крытым обозом, спокойно, вступал в Дом Всесильного с гласом песнопения и благодарения празднующего народа. (6) Зачем изнываешь ты, душа моя, [зачем] скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его за спасения, исходящие от лика Его. (7) Всесильный мой! Изнывает во мне душа моя; поэтому вспоминаю я о Тебе с земли Иорданской, с Хермонских [гор], с горы Мицъар. (8) Бездна бездну призывает голосом желобов Твоих, все валы Твои и волны прошли надо мною. (9) Днем пошлет Бог милосердие Свое, а ночью – песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей. (10) Скажу Богу, моей твердыне: «Зачем забыл Ты меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага?». (11) Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, говоря мне весь день: «Где Всесильный твой?». (12) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение для лица моего, [Он] – Всесильный мой.

43.

(1) Суди меня, Всесильный, вступись в тяжбу мою с народом неблагочестивым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, (2) ибо Ты – Бог крепости моей. Зачем Ты отринул меня? Зачем я хожу будто сумеречный из-за притеснений врага? (3) Пошли свет Твой и истину Твою – они будут меня вести, приведут меня на святую гору Твою, в обители Твои. (4) И подойду я к жертвеннику Всесильного, к Богу веселья и радости моей, и буду благодарить Тебя на арфе, Всесильный, Всесильный [Бог] мой! (5) Зачем изнываешь ты, душа моя, зачем скорбишь во мне? Надейся на Всесильного, ибо еще буду благодарить Его, [ибо Он] – спасение мое и Всесильный мой.



[1] Имя одного из исполнителей, а также название музыкального инструмента. Согласно мидрашу, слово Йедутун (от корня дат — «закон», «декрет») намекает на множество деспотических декретов против народа Израиля (Раши).

[2] Я ничего не говорю, ибо все мои невзгоды – Ты послал их мне (Раши, Мецудат Давид).

[3] По сравнению с Твоими бесконечными годами я на земле пришелец, такой же старожил, как и мои предки, которые умерли (Мецудат Давид).

[4] Ты не хочешь, чтобы люди грешили, а затем приносили жертвы в искупление грехов. Ты сотворил человеку уши – для послушания, ибо написано: «Послушание лучше жертвы, повиновение лучше тука баранов» (Шмуэль 1,15:22) (Мецудат Давид).

[5] В Торе (Мецудат Давид, Раши).

[6] Мужественность сердца (Мецудат Давид).

[7] Дает бедному подаяние разумно, т. е. таким образом, чтобы тот не почувствовал себя униженным (Мецудат Давид).

[8] Образное выражение, подразумевающее заботу о тяжело больном, которому приходится переворачивать постель (Мецудат Давид).

[9] Когда кто-либо из моих скрытых врагов посещает меня, он делает вид, что сочувствует мне, а на деле сочиняет неправду. Затем, выйдя вон, он говорит другим про меня неправду, которую сочинил (Мецудат Давид).

[10] Они говорят, что болезнь моя – результат беззаконий, поэтому мне больше не встать (Мецудат Давид).

[11] Амен – восклицание, означающее «верно», «да будет так!». Повторение -для закрепления (Мецудат Цийон).

[12] Сыновья Кораха – Асир, Элькана и Эвьясаф – первоначально были вместе со своим отцом в споре против Моше, но во время спора отделились. «Сына Кораха не умерли» (Бемидбар, 26:11). Они были левитами и принимали участие в храмовых песнопениях (Раши).

[13] В Храме (Мецудат Давид).