Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тегилим - 18 Адар 2

18 Адар 2 5784

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

88.

(1) Песнь сынов Кораха. Руководителю [музыкантов] на махалат, для громкого пения. Благоразумное [наставление] для Геймана Гаэзрахи[1]. (2) Бог, Всесильный [Бог] спасения моего, днем кричал я и ночью – пред Тобою. (3) Да придет к Тебе молитва моя; приклони ухо Твое к славословию моему, (4) ибо душа моя насытилась бедствиями, жизнь моя приблизилась к могиле. (5) Причислен я к нисходящим в яму, стал я, как бессильный мужчина. (6) Среди мертвых свободный[2] – словно убитые, лежащие в могиле, которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отторгнуты. (7) Ты положил меня в яму преисподнюю, в темень, в бездну. (8) На мне тяготел гнев Твой, все волны Твои поразили [меня] вовек. (9) Удалил Ты знакомых моих от меня, сделал меня отвратительным для них, я заключен без выхода. (10) Глаз мой горюет от мучений: я взываю к Тебе, Бог, каждый день, простираю к Тебе руки мои. (11) Разве мертвым Ты чудо сотворишь? Или покойники встанут, будут благодарить Тебя? (12) Ужели в могиле возвещаться милосердию Твоему, верности Твоей – в месте тления? (13) Во мраке ли познаются чудеса Твои, в земле забвения – справедливость Твоя? (14) Но я к Тебе, Бог, взываю, утром молитвой моей встречу Тебя. (15) Зачем, Бог, покинул Ты душу мою, скрыл лик Твой от меня? (16) Я угнетен и изнемогаю с юности, несу страх Твой непрестанно. (17) Надо мною прошел гнев Твой, страх пред Тобою сокрушил меня – (18) окружили они меня, как вода, весь день, обступили меня все сразу. (19) Удалил Ты от меня любящего и друга, знакомых моих не видно.

89.

(1) Благоразумное [наставление] Эйтана Гаэзрахи[3]. (2) Милосердие Бога буду вечно воспевать, из поколения в поколение буду возвещать верность Твою устами моими. (3) Ибо сказал я: «Вовеки зиждется милосердие, как небеса утвердил Ты верность Твою, [сказав]: (4) "Я заключил союз с избранником Моим, поклялся Я Давиду, рабу Моему: (5) 'Навеки утвержу потомство твое, устрою престол твой из поколения в поколение, навсегда'". (6) И прославят небеса чудеса Твои, Бог, верность Твою – в общине святых. (7) Ибо кто на небе сравнится с Богом? Кто среди сынов сильных[4] уподобится Богу? (8) Всесильный почитаем в великом сонме святых, грозен Он для всех окружающих Его». (9) Бог, Всесильный [Бог] воинств! Кто силен, как Ты, Бог? И верность Твоя вокруг Тебя. (10) Ты владычествуешь над величием моря: когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. (11) Ты унизил Египет, мышцею могущества Твоего рассеял Ты врагов Твоих. (12) Небеса Твои и земля Твоя, вселенную и что наполняет ее, Ты основал. (13) Север и юг Ты создал, Тавор и Хермон имя Твое воспевают[5]. (14) У Тебя мышца и могущество, рука Твоя могуча, десница Твоя высока! (15) Правда и правосудие – основания престола Твоего, милосердие и истина предваряют лик Твой. (16) Счастлив народ, знающий трубный зов, о Бог, в свете лика Твоего они ходят. (17) Имени Твоему они радуются весь день, а правдой Твоей возвышаются. (18) Ибо Ты – краса могущества их, по желанию Твоему возвысишь Ты нас. (19) Ибо у Бога – защитник наш, у святого [Бога] Израиля – царь наш[6]. (20) Однажды Ты говорил в видении благочестивым Твоим, сказав: «Я возложил спасение на богатыря[7], возвысил избранного из народа. (21) Я нашел Давида, раба Моего, маслом святыни Моей помазал Я его. (22) Дабы рука Моя утвердила его, мышца Моя укрепила бы его. (23) Не будет враг притеснять его, сын кривды не будет притеснять его. (24) Сокрушу пред ним врагов его, ненавистников его разгромлю. (25) И верность Моя и милосердие Мое будут с ним, именем Моим возвышу его. (26) Положу на море руку его, на реки – десницу его. (27) Он будет звать Меня: "Ты отец мой, Всесильный мой, и твердыня спасения моего". (28) И Я сделаю его первенцем, верховным над царями земли. (29) Навеки сохраню ему милосердие Мое, союз Мой с ним будет верен. (30) И продолжу навеки потомство его, а престол его – как дни неба. (31) Если сыновья его оставят учение Мое, не будут ходить по законам Моим, (32) если нарушат уставы Мои, заповедей Моих не будут соблюдать: (33) Я накажу [их] жезлом за преступление их, язвами – за вину их. (34) Но милосердия Моего не отниму от него, не изменю Я верности Моей. (35) Не нарушу союза Моего, не отменю того, что вышло из уст Моих. (36) Раз и навсегда Я поклялся святостью Моей, что Давиду не изменю! (37) Потомство его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною. (38) Вовек будет тверд, как луна, верный свидетель на небесах». (39) Но Ты отставил и презрел, прогневался на помазанника Твоего. (40) Отменил Ты союз с рабом Твоим, поверг на землю венец его[8]. (41) Разрушил все ограды его, превратил крепости его в развалины. (42) Грабят его все проходящие мимо по дороге, стал он посмешищем у соседей своих. (43) Поднял Ты десницу преследователей его, обрадовал всех неприятелей его. (44) Ты также обратил назад острие меча его, не укрепил его на войне. (45) Отнял у него блеск, престол его в землю втоптал. (46) Сократил дни юности его, покрыл его стыдом навеки. (47) Доколе, Бог, будешь скрываться непрестанно, будет пылать, словно огонь, Твой гнев? (48) Помню я, какой мой век: зачем тщетно создал Ты всех сынов человеческих?[9]. (49) Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от власти могилы вовек? (50) Где прежнее милосердие Твое, Господь, о [котором] Ты клялся Давиду верностью Твоею? (51) Вспомни, Господь, поругание рабов Твоих, которое я ношу в груди моей, от всех многочисленных народов, (52) как поносят враги Твои, Бог, как глумятся над запозданием помазанника Твоего! (53) Благословен Бог вовеки! Амен и амен.



[1] Один из левитов, которому эта песнь была дана для исполнения (Мецудат Давид).

[2] «Я был подобен мертвым, которые свободны от мирских забот» (Мецудат Давид).

[3] Один из мудрецов-поэтов (Раши, Радак).

[4] Ангелов (Мецудат Цийон). Согласно другому толкованию, «сыны сильных» – это «сыны ангелов», небесные воинства, светила, созвездия и звезды, которые являются порождениями ангелов и находятся под их непосредственным духовным влиянием (Ибн Эзра, Радак). Ученые, занимающиеся изучением небесных творений, обнаруживают множество чудес. А познающие мудрость Всевышнего в духовных мирах восхищаются несравненно больше удивительностью Божественных явлений. В этом смысл стиха: «Кто среди сынов сильных уподобится Богу?» (Ибн Эзра).

[5] Когда люди видят горы Тавор и Хермон, они воздают славу Создателю (Мецудат Давид).

[6] Когда царь принадлежит Всевышнему, он – наш защитник (Радак).

[7] «Я возложил спасение Израиля на богатыря – Давида» (Радак).

[8] В дни Цидкиягу, которого Ты предал в руки Навуходоносора за нарушение клятвы (Радак).

[9]