Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тегилим - 10 Нисан

10 Нисан 5784

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

55.

(1) Руководителю [музыкантов], на негинот. Нравоучение Давида. (2) Прислушайся, о Всесильный, к молитве моей, не скрывайся от мольбы моей. (3) Внемли мне и ответь мне, я стенаю, говоря о горести моей, и кричу. (4) Из-за вражеского голоса, из-за притеснения злодея, ибо они на меня возлагают тягость, в гневе враждуют против меня. (5) Сердце мое трепещет во мне, смертные ужасы напали на меня. (6) Страх и трепет пронзили меня, дрожь объяла меня. (7) Сказал я: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Улетел бы я и поселился [в спокойном месте]. (8) Странствовал бы я вдали, оставался в пустыне вовек. (9) Поспешил бы в укрытие, от вихря, от бури». (10) Уничтожь [их], Господь, раздели языки их, ибо вижу я насилие и распри в городе. (11) Днем и ночью ходят они кругом по стенам его, злодеяние и беззаконие среди него. (12) Среди него несчастье, лукавство и обман не сходят с улиц его. (13) Ибо не враг поносит меня – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною – от него бы я укрылся. (14) Но ты, человек[1], равный мне по достоинству, друг мой, верный мне, (15) с которым мы вместе наслаждались мудрыми советами, в Дом Всесильного ходили вместе! (16) Он осудит их к смерти, сойдут они здоровыми в могилу[2], ибо зло в жилищах их, среди них. (17) Я же воззову ко Всесильному, и Бог спасет меня. (18) Вечером и утром и в полдень[3] буду говорить и стенать, и услышит Он голос мой. (19) Он избавлял в мире душу мою в битве, ибо многие были со мною[4]. (20) Услышит Всесильный, смирит их от века живущий, потому что нет в Нем перемены, а они не боятся Всесильного[5]. (21) Простер он[6] руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушил он союз свой. (22) Мягче масла уста его, а в сердце у него вражда. Слова его нежнее масла, но они суть обнаженные мечи. (23) Возложи на Бога бремя твое, и Он поддержит тебя. Не даст Он никогда опуститься праведнику. (24) Ты же, Всесильный, низведешь их в ров погибели. Кровожадные и коварные – да не доживут до половины своих дней. А я на Тебя уповаю.

56.

(1) Руководителю [музыкантов]. О голубке, безмолвствующей в удалении[7], – золотой венец Давида, по поводу задержания его филистимлянами в Гате. (2) Помилуй меня, Всесильный, ибо хотят поглотить меня; каждый день неприятель теснит меня[8]. (3) Враги мои каждый день ищут поглотить [меня], ибо много неприятелей у меня, о Всевышний! (4) В день страха я на Тебя уповал, (5) на Всесильного, восхвалю я слово Его. На Всесильного уповаю я – не боюсь: что сделает мне плоть? (6) Каждый день они делают печальными слова мои, все помышления их обо мне – ко злу: (7) собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, надеясь [уловить] душу мою. (8) [Неужели] они избегнут воздаяния за неправду свою? В гневе низложи, Всесильный, народы [эти]. (9) Мои скитания Ты сосчитал; слезы мои положи в сосуд у Тебя – в книгу Твою [запиши]. (10) Тогда, [когда] враги мои обратятся назад в тот день, когда я буду взывать к Тебе, то буду знать, что это Всесильный за меня[9]. (11) Во Всесильном восхвалю я слово [Его], в Боге восхвалю я слово [Его][10]. (12) На Всесильного я уповаю, не боюсь, что сделает мне человек? (13) На мне, Всесильный, обеты Тебе, Тебе воздам благодарения, (14) ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы ходил я пред Всесильным в свете жизни.

57.

(1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби![11]. Давида золотой венец, по поводу бегства от Шауля в пещеру. (2) Помилуй меня, Всесильный, помилуй меня, ибо в Тебе укрывается душа моя, в тени крыл Твоих я укроюсь, пока не минует несчастье. (3) Воззову ко Всесильному [Богу] Всевышнему, ко Всесильному, исполняющему [обещанное] мне[12]; (4) Он пошлет с небес [ангелов] и спасет меня, ищущего поглотить меня посрамит вовек, пошлет Всесильный милосердие Свое и истину Свою. (5) Душа моя среди львов, я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, язык у которых – острый меч. (6) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя! (7) Сеть уготовили стопам моим, душа моя поникла, яму выкопали предо мною, сами упадут в нее, вовек! (8) Сердце мое готово, Всесильный, готово сердце мое: буду петь и прославлять. (9) Воспрянь, слава моя[13], воспрянь, лира и арфа! Я утреннюю зарю разбужу. (10) Буду хвалить Тебя между народами, о Господь, прославлять среди племен, (11) ибо велико – до небес – милосердие Твое, до небесных высот истина Твоя. (12) Возвысься над небесами, о Всесильный, над всей землей да будет слава Твоя!

58.

(1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец. (2) Подлинно ли правду говорите вы, немые[14], справедливо ли судите, сыны человеческие?[15]. (3) Также и в сердце неправду вы творите на земле, оправдываете злодеяния рук ваших[16]. (4) С самого рождения отступают злодеи, от утробы матери заблуждаются говорящие ложь. (5) Я у них – подобен яду змеи, [яду] глухого аспида, который затыкает ухо свое (6) и не слышит голоса заклинателей, даже самого искусного в заклинаниях. (7) Всесильный! Сокруши зубы во рту у них, клыки львов разбей, о Бог! (8) Растают они, словно вода, пройдут; когда напрягут стрелы[17], они будут как переломленные. (9) Пропадут они, словно распускающаяся улитка, не увидят солнца, как выкидыш у женщины. (10) Прежде, чем терниями станут нежные колючки, словно [человек] здоровый в гневе, буря искоренит их. (11) Возрадуется праведник, когда увидит возмездие, стопы свои омоет в крови злодея[18]. (12) И скажет человек: «Все-таки есть плод у праведника! Все-таки есть Всесильный, Судья на земле!».

59.

(1) Руководителю [музыкантов]. Не погуби! Давида золотой венец, когда Шауль послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. (2) Избавь меня от врагов моих, Всесильный мой! От восстающих на меня защити меня! (3) Избавь меня от творящих неправду, спаси меня от людей кровожадных! (4) Ибо вот, устроили они засаду для души моей, собираются на меня сильные – не за преступление мое и не за проступок мой, о Бог. (5) Без вины [моей] сбегаются и готовятся. Воспрянь на помощь мне и смотри. (6) Ты, Бог, Всесильный [Бог] воинств, Всесильный [Бог] Израиля[19], пробудись помянуть все народы, не щади никого из изменников, [совершающих] беззаконие, вовек! (7) Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города[20]. (8) Вот, голос подают пастями своими, в устах их мечи. «Ибо, – [думают они], – кто слышит?». (9) Но Ты, Бог, смеешься над ними, глумишься над всеми язычниками. (10) Сила – у него[21], я к Тебе прибегаю, ибо Всесильный – заступник мой. (11) Всесильный, благодетельствующий мне, встретит меня; Всесильный даст мне наблюдать [падение] врагов моих. (12) Не умерщвляй их, дабы не забыл народ мой. Твоей силой заставь их скитаться и низложи их, Господь, защитник наш. (13) Слово уст их есть грех рта, попадутся они за гордость свою, об [их] проклятии и истощении будут говорить. (14) Истребляй в гневе, истребляй, и не станет их, чтобы узнали, что Всесильный властвует над Яаковом до самых пределов земли, вовек. (15) И возвратятся они вечером, будут выть, как псы, и ходить вокруг города. (16) Будут бродить, чтобы найти пищу, и, не насытившись, – сетовать. (17) А я буду воспевать мощь Твою, с раннего утра петь о милосердии Твоем, ибо Ты был мне защитой и убежищем в день бедствия моего. (18) Мощь моя! Ты мое песнопение! Ибо Всесильный – заступник мой, Всесильный, благодетельствующий мне.



[1] Речь идет об Ахитофеле, который оказался предателем (Мецудат Давид).

[2] Всевышний осудит Ахитофеля и его сподвижников на смерть, они умрут не от болезни, а внезапно, в полном здравии, так что будет ясно, что это кара свыше, – ибо «зло в жилищах их, посреди них» (Мецудат Давид).

[3] Три ежедневные молитвы (Раши).

[4] Благодаря молитвам многих, ибо «...весь Израиль и Иудея любят Давида» (Шмуэль 1,18:16) (Раши).

[5] Поскольку в Нем нет перемен, а они (враги Давида) не богобоязненны, то Всесильный прислушивается к молитве Давида (Радак).

[6] Ахитофель (Мецудат Давид, Радак, Раши).

[7] Давид, бежавший от преследований Шауля, оказался в окружении филистимлян. С ними были братья убитого Давидом Голиафа, которые просили у филистимского царя Ахиша разрешения отомстить Давиду. В это время он был среди них, как «безмолст-вующая голубка» (Раши).

[8] Спасаясь от Шауля, он попадает к филистимлянам. Теперь ему больше некуда бежать (Мецудат Давид).

[9] Когда враги мои обратятся назад в тот день, когда я буду взывать, будет известно, что это от Бога, а не случайно (Мецудат Давид)

[10] Имя «Всесильный» указывает на атрибут суда, «Бог» – на милосердие. «Я буду хвалить Его, когда Он будет строг ко мне, буду хвалить, когда Он будет милостив ко мне» (Мецудат Давид, Радак, Раши).

[11] «Не погуби!» - так Давид назвал эту песнь, ибо он был близок к смерти, и молитва его является призывом к Богу: «Не погуби меня, о Бог!» (Раши).

[12] «Хотя преследует меня царь (Шауль), Всесильный Судья – Всевышний. Он высший Властелин, Которому подчинено все. И Он исполнит все, что было обещано относительно моего царствования» (Мецудат Давид).

[13] «Слава моя» - душа моя (Мецудат Цийон, Радак).

[14] Когда Давид проник в место, где спал преследовавший его Шауль, и украл у него копье и флягу с водой, он воззвал затем к военачальнику Авнеру ответить, почему тот не берег царя (Шмуэль I, 26:15). Авнер молчал, словно немой (Мецудат Давид, Раши).

[15] «Теперь, когда я мог убить Шауля и не убил его, вы могли ему объяснить, что я не покушаюсь на его царство, и ему незачем преследовать меня. Где ваш справедливый суд, сыны человеческие?» (Мецудат Давид).

[16] «Вы не только не попытались оправдать меня перед Шаулем, но и в сердце вашем замышляете творить неправду на земле и еще стараетесь оправдать ее» (Мецудат Давид).

[17] «Стрелы» – злые слова, а «лук» – уста. Когда они будут злословить, их «стрелы» сломаются (Радак).

[18] Праведник, освободившись от преследователя, на пути своем наступит на разлитую на земле кровь злодея (Мецудат Давид).

[19] Бог, Всесильный [Бог] воинств (в высших мирах) и Всесильный [Бог] Израиля, который является Его воинством (в нижних мирах) (Ибн Эзра).

[20] «Днем они доносят на меня, а вечером возвращаются, чтобы охранять мой дом, ходят и воют, как псы, вокруг города, чтобы не мог я бежать» (Мецудат Давид).

[21] У Шауля (Мецудат Давид).