Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 22 Тамуз

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

22 Тамуз 5780 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве "гей", как указывалось выше. И как сказано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой"[1], "Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.". И об этом написано: "Ибо доля Всевышнего - народ Его, Яаков -доля [хевель] наследия Его"[2]. [Яаков здесь] сравнивается с веревкой [хевель], начало которой привязано наверху, а конец - внизу. Буквальный смысл слов "И вдохнул" показывает пример: когда человек сильно выдыхает воздух по направлению к чему-либо - если есть нечто, преграждающее [путь] и прерывающее [течение] дыхания, оно совсем не поднимается и не достигает того места. Точно так же происходит, если есть нечто, преграждающее и прерывающее [связь] между телом человека и высшим дыханием. Но в действительности как в сфере телесного, так и в сфере духовного нет ничего, что могло бы стать преградой для Него, благословенного: "Ведь небо и землю Я наполняю"[3], "...полна вся земля славы Его"[4], "...нет места, где бы Он не был"[5], "...в небесах наверху и на земле внизу нет более"[6], "Он наполняет все миры и т. д."[7]. Но, как написано у Йешаягу: "Лишь ваши грехи вас отделяют от Б-га вашего"[8]. И причина этого [разделения] - то, что грехи против высшего желания[9] Его, благословен Он, оживляющего все[10], как написано: "Все, что пожелал, Всевышний сделал на небе и на земле"[11] (и как объясняется выше, высшее желание -источник воздействия имени Гавайе подразумевается острием буквы "йод").

Это и есть наказание "карет" [карат - "отсек", "отрубил", "разрубил"] - отсечена и прервана веревка [поток] проистечения от имени 'Гавайе, благословен Он, - [поток], который исходил от нижней "гей", как об этом говорилось выше. И как написано в главе "Эмор": "И истреблена [отсечена, нихрета] та душа предо Мной, Я - Всевышний"[12]. Именно - "предо Мной". А другие грехи, за которые не следует наказание "карет", во всяком случае причиняют ущерб душе, как известно. И это называется "ущербом" [там] от слов - "щербинка на ноже [пгимат гасакин]"[13]. Можно это сравнить с толстой веревкой, сплетенной из 613 тонких. Так же и "веревка" проистечения сверху, как говорилось выше, сложена из 613 заповедей. И когда человек нарушает, сохрани Б-г, одну из них, [одна] тонкая веревочка разрывается и т. д. Но и в том, кому следует наказание "карет" и смерть, еще остается впечатление от его Б-жественной души, и вследствие этого он может еще дожить до пятидесяти или шестидесяти лет, но не дольше. (И как написано от имени раби Ицхака Лурии, благословенна его память, в него [в человека] вступает категория, окружающая сверху[14] и т. д., - это неотносимо к физической жизни тела, и речь идет о пятидесяти годах жизни, или в наше время - как об этом говорится далее.)

[1] Брейшит, 2:7.

[2] Дварим, 32:9. Слово хевель имеет также смысл "веревка". В начале стиха ("Ибо доля Всевышнего - народ Его") говорится о происхождении души, о том, что она - часть имени Гавайе. Здесь же, в продолжении фразы, говорится о том, каким образом нисходит душа вниз. Намек на это содержится во втором значении этого слова - "веревка", и это объясняется далее в тексте.

[3] Ирмеягу, 23:24.

[4] Йешаягу, 6:3.

[5] Тикуней Зог ар, 51.

[6] Дварим, 4:39.

[7] Зогар, часть 3, стр. 255а.

[8] Йешаягу, 59:2.

[9] Высшее желание - источник заповедей Торы.

[10] Нехемья, 9:6.

[11] Тегилим, 135:6.

[12] Ваикра, 22:3.

[13] Малейшая щербинка делает нож резника непригодным; если он воспользуется таким ножом, мясо не будет кашерным.

[14] Часть души, не связанная с телом непосредственно. См. Тания, часть 1, конец гл. 11.

בס"ד

והנה המשכת וירידת הנפש האלקי' לעוה"ז להתלבש בגוף האדם נמשכה מבחי' פנימי' ומקור הדיבור הוא הבל העליון המרומז באות ה"א תתאה כנ"ל וכמ"ש ויפח באפיו נשמת חיים ויהי האדם לנפש חיה ומאן דנפח וכו'. וז"ש כי חלק ה' עמו יעקב חבל נחלתו פי' כמו חבל עד"מ שראשו א' קשור למעלה וקצהו למטה. כי הנה פשט הכתוב מ"ש ויפח הוא להורות לנו כמו שעד"מ כשהאדם נופח לאיזה מקום אם יש איזה דבר חוצץ ומפסיק בינתיים אין הבל הנופח עולה ומגיע כלל לאותו מקום ככה ממש אם יש דבר חוצץ ומפסיק בין גוף האדם לבחי' הבל העליון. אך באמת אין שום דבר גשמי ורוחני חוצץ לפניו ית' כי הלא את השמים ואת הארץ אני מלא ומלא כל הארץ כבודו ולית אתר פנוי מיני' בשמים ממעל ועל הארץ מתחת אין עוד ואיהו ממלא כל עלמין וכו' אלא כמ"ש בישעי' כי אם עוונותיכם היו מבדילים ביניכם לבין אלקיכם. והטעם לפי שהם נגד רצון העליון ב"ה המחי' את הכל כמ"ש כל אשר חפץ ה' עשה בשמים ובארץ) וכמש"ל שהוא מקור השפעת שם הוי' ונרמז בקוצו של יו"ד(. וזהו ענין הכרת. שנכרת ונפסק חבל ההמשכה משם הוי' ב"ה שנמשכה מה"א תתאה כנ"ל. וכמ"ש בפ' אמור ונכרתה הנפש ההיא מלפני אני ה'. מלפני דייקא. ובשאר עבירות שאין בהן כרת עכ"פ הן פוגמין הנפש כנודע. ופגם הוא מלשון פגימת הסכין והוא עד"מ מחבל עב שזור מתרי"ג חבלים דקים ככה חבל ההמשכה הנ"ל כלול מתרי"ג מצות וכשעובר ח"ו על אחת מהנה נפסק חבל הדק וכו'. אך גם בחייב כרת ומיתה נשאר עדיין בו הרשימו מנפשו האלקי' ועי"ז יכול לחיות עד נ' או ס' שנה ולא יותר (ומ"ש בשם האריז"ל שנכנסה בו בחי' המקיף וכו' אינו ענין לחיי גשמיות הגוף ומיירי עד נ' שנה או בזמן הזה כדלקמן):