Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 20 Тамуз

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

20 Тамуз 5780 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии "дыханием уст Его", как написано: "Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства"[1]. И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же - сосуды и проистечения и т. д., как объясняется в книге "Тания", часть 2, глава 11).

[Разница в происхождении небесного воинства наверху и человеческой души огромна.] Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: "И вдохнул и т. д."[2]. Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: "Сделаем человека и т. д."[3], чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы называются в Писании Элоким, как написано:

"Ибо Всевышний, ваш Б-г - есть Б-г ангелов [Эло-ким] и т. д."[4], "Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д."[5], "И пришли ангелы [сыны Б-га - дней Элоким], чтобы предстать и т. д."[6], ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории, которая есть только буквы, и имя Элоким - внешнее по отношению к имени Гавайе, благословен Он. Но душа человека, которая [происходит] от внутренней части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.

[1] Тегилим, 33:6.

[2] "И вдохнул в его ноздри душу жизни".

[3] Брейшит, 1:26.

[4] Дварим, 10:17.

[5] Тегилим, 136:2.

[6] Ийов, 1:6.

בס"ד

ככה ממש עד"מ המבדיל הבדלות לאין קץ. יש הפרש עצום מאד למעלה בין כל צבא השמים ואפי' המלאכי' שנבראו מאין ליש וחיים וקיימי' מבחי' חיצוניות החיות והשפע שמשפיע א"ס ב"ה להחיות העולמות ובחי' זו נקראת בשם רוח פיו עד"מ כמ"ש וברוח פיו כל צבאם והיא בחי' חיות המלובשת באותיות שבעשרה מאמרות (שהן בחי' כלים והמשכות וכו' כמ"ש בלק"א ח"ב פי"א(. ובין נשמת האדם שנמשכה תחלה מבחי' פנימי' החיות והשפע שמשפיע א"ס ב"ה כמ"ש ויפח וכו' ואח"כ ירדה בסתר המדרגה ג"כ ע"י בחי' האותיות שבמאמר נעשה אדם וכו' כדי להתלבש בגוף עוה"ז התחתון. ולכן נקראו המלאכי' בשם אלקים בכתוב וכמ"ש כי ה' אלקיכם אלקי האלקי' כו' הודו לאלקי האלקי' כו' ויבאו בני האלקי' להתייצב כו'. לפי שיניקת חיותם היא מבחי' חיצוניות שהיא בחי' האותיות לבד ושם אלקים הוא בחי' חיצוניות לגבי שם הוי' ב"ה. אבל נשמת האדם שהיא מבחי' פנימי' החיות היא חלק שם הוי' ב"ה. כי שם הוי' מורה על פנימי' החיות שהיא למעלה מעלה מבחי' האותיות.