Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 23 Ав

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

23 Ав 5779 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

"Счастливы мы! Как хороша наша доля, как прекрасно, что нам досталась такая судьба!.."[1]; "[Служение] Г-споду – доля моя, удел мой... [счастливый] жребий выпал мне..."[2].

Для того, чтобы понять смысл слов "наша доля", "жребий", [которыми мы определяем нашу связь со Всевышним], необходимо прежде всего уяснить себе смысл фразы, часто встречающейся в высказываниях наших учителей, благословенна их память: "Нет у него доли в Б-ге Израиля"[3]. На первый взгляд кажется, что слово "доля" невозможно употребить по отношению к Б-гу[4], благословен Он: ведь Всевышний неделим; не дай Б-г подумать обратное! [Почему же оно тем не менее употреблено?]

Это станет ясным из [объяснения] сказанного [в Торе] о Яакове: «И [Яаков] назвал Его [Всевышнего] "Эль" [- Б-г], Б-г Израиля[5]. Смысл этих слов следующий. Одно из имен, [которые дали] Всевышнему [наши мудрецы], – "Святой Творец, благословен Он"[6], – отражает суть Творца [и Его отношение к созданному Им]. Хотя Он пронизывает все миры, верхние и нижние, от наиболее совершенного и до [нашего] материального мира включительно, как написано: "...Ведь Мною пронизаны небо и земля..."[7] – Им Самим, сутью Его, Его субстанцией, а не только славой[8], – Он недоступен и недосягаем для [творений] высших и низших [миров], они принципиально неспособны влиять на Него, сама мысль о такой возможности еретична; Его отношения с мирами совершенно иные, чем, скажем, связь души с телом, в котором она пребывает и влиянию которого подвержена. Подробно об этом говорится в другом месте[9] .

Поэтому все сотворенное Им не может получать жизненную энергию непосредственно из сути Его, квинтэссенции Его природы, – [энергию эту передает мирам лишь отсвет этой сути, подобно тому, как солнечный свет, несущий жизнь земле, дает представление о своем источнике; а отсвет сути Всевышнего – не что иное как имя Его], а распространение энергии, дарующей жизнь, которую Святой [Творец], благословен Он, изливает в миры, – одно из проявлений Его имени[10]", которое, подобно лучу света, проникает в них, оставаясь при этом единым с Его сутью. Как написано: "...Ибо лишь имя Его превознесено надо всем..."[11]; только сияние "славного [имени] Его – на земле и на небе"[12].

Этот свет наполняет собой верхние и нижние [миры] и связан с ними напрямую, давая им жизнь; он становится их внутренней-сутью, что происходит после прохождения им целого ряда промежуточных этапов, на которых он максимально редуцируется но разным параметрам в последовательном нисхождении со ступени на ступень, каждая из которых берет свое начало в предыдущей.

[1] Цитата из утренней молитвы. См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 17.

[2] По Тегилим, 16:5,6. Приведенный выше отрывок из молитвы составлен по мотивам этих стихов. Метафизический смысл слов "удел мой" можно уяснить из книги Тания, часть 1, гл. 18.

[3] Мидраш Танхума, конец главы Тазриа. Указанный источник – единственный, где фраза приводится именно в такой форме. В других местах она приводится с небольшими изменениями. Очевидно, автор имеет в виду слова "...доли... в Б-ге Израиля". Алтер Ребе не желает цитировать те места, где сказано такое о многих, во множественном числе: "у вас", "у них" – и т. п. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[4] Слово "доля" можно употребить по отношению к кому-либо или к чему-либо комплексному, составному. Существование элементов, составляющих кого-либо или что-либо, предшествовало этому субъекту или объекту. Существованию Б-га ничто не предшествовало; Он – извечный. Он – начато всего, поэтому Он – абсолютная целостность и всеединство. Хотя в книге Тания сказано, что Б-жественная душа – элемент Его Самого (см. часть 1, гл. 2), сущность ее выше всего того, что может представить самый совершенный и абстрактный интеллект. Имеются и другие объяснения тому, что душа определяется как часть Б-га. Здесь же вопрос ставится на основе логических и философских предпосылок.

[5] По Брейшит, 33:20. По комментарию Раши, Яаков назвал Всевышнего именем Эль – Б-гом Израиля. Однако в Талмуде (Мегила, 18а) эта фраза объясняется так: «И назвал его [Яакова] Б-г Израиля – "Эль"». Если имеется в виду, что Яаков назвал Всевышнего "Эль [Б-г], Б-г Израиля", то непонятно, почему он дважды повторяет слово "Б-г". Рамбан пишет в своем комментарии к Брейшит, 33:20, что. эта трактовка содержит великую тайну Б-жества. В этом стихе возникают три вопроса. 1) Во всей главе Ваишлах (Брейшит, 32:4-35:9) наш третий праотец называется Яаков; хотя ангел сообщил ему, что в будущем Всевышний наречет его именем Исраэль, этого еще не произошло. Почему же здесь встречается имя Ис-раэль? 2) Какое отношение имеет первая часть этого стиха, где сказано, что Яаков соорудил жертвенник, ко второй его части, приведенной в послании? 3) Какую мысль хотел выразить Яаков тем, что назвал Всевышнего Б-гом Израиля? Ведь это и так понятно. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[6] "Святой" – означает абсолютно трансцендентный мирозданию. "Благословен [Он]" – на иврите барух – означает также "нисхождение". Он опускается до уровня мироздания и нисходит в него. Имена Б-га тождественны Ему Самому. См. Тания, часть 2, гл. 8, 9.

[7] По Ирмеягу, 23:24.

[8] Ведь также сказано (Йешаягу, 6:3): "Свят... Г-сподь Воинств! Вся земля полна славы Его!". Можно предположить, что автор намекает на свою концепцию о присутствии Всевышнего в мироздании, которую он излагает в гл. 7 второй части этой книги.

[9] Очевидно, в гл. 42 первой части этой книги. Подробно автор говорит об этом в своей книге Ликутей Тора (стр. 216), комментирующей книгу Шир гаширим.

[10] Тот аспект Творца, в котором Он соотносится с мирами, и есть Его имя. Оно подобно имени человека, которое дает ему возможность контактировать с другими людьми. Свет Его и имя Его – понятия в определенном аспекте идентичные. Это подробно рассматривается в учении Хабада.

[11] По Тегилим, 148:13. См. прим. 6. По трактовке автора, этот стих намекает на то, что и имя Его недоступно творениям, ибо оно тождественно Ему. Лишь "сияние" имени воплощается в мирах.

[12] По Тегилим, 148:13.