Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 12 Тевет

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

12 Тевет 5779 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с "клипат нога", – в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: "Ибо кровь – это душа"[2]. Потому все страсти – хвастовство, гнев и другие подобные чувства – коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови – в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души – мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: "Сердце мудрого справа"[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, "которые у него в голове"[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.



[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.  

[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение "ибо душа человека (дословно: плоти) - в крови". Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: "ибо кровь - это душа". В сердце, в месте скопления "жизни плоти", то есть крови, - средоточие оживляющего начала, души.  

[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца - не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш - возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, - воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)  

[4] Когелет, 10:2.  

[5] Ср. Когелет, 2:14.  

 

בס"ד

והנה מקום משכן נפש הבהמית שמקליפת נוגה בכל איש ישראל הוא בלב בחלל שמאלי שהוא מלא דם וכתיב כי הדם הוא הנפש ולכן כל התאות והתפארות וכעס ודומיהן הן בלב ומהלב הן מתפשטות בכל הגוף וגם עולה למוח שבראש לחשב ולהרהר בהן ולהתחכם בהן כמו שהדם מקורו בלב ומהלב מתפשט לכל האברים וגם עולה להמוח שבראש. אך מקום משכן נפש האלהית הוא במוחין שבראש ומשם מתפשטת לכל האברים וגם בלב בחלל הימני שאין בו דם וכמ"ש לב חכם לימינו והיא אהבת ה' כרשפי שלהבת מתלהבת בלב משכילים המבינים ומתבוננים בדעתם אשר במוחם בדברים המעוררים את האהבה. וכן שמחת לבב בתפארת ה' והדר גאונו כאשר עיני החכם אשר בראשו במוח חכמתו ובינתו מסתכלים ביקרא דמלכא ותפארת גדולתו עד אין חקר ואין סוף ותכלית כמבואר במקום אחר וכן שאר מדות קדושות שבלב הן מחב"ד שבמוחין.