Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эйкев

На этой неделе мы читаем вторую Афтору утешения – вместе с первой это два проникновенных отрывка из Книги Ишаяу, в которых говорится о надежде и утешении Израиля в мрачные времена утраты Храма. Мидраш разъясняет нам их различия. В первой Г-сподь успокаивает людей через пророков. Но евреи ищут поддержки самого Б-га. Об этом и идет речь во второй Афторе.
Между главами Воэсханан и Эйкев, особенно между содержащимися в них отрывками молитвы «Шма» (соответственно первым и вторым) тоже есть существенное различие. И в беседе Ребе обнаруживается связь между различиями Афтор и глав, в основе которой различия между двумя типами откровений – теми, что открываются человеку извне, и приходящими изнутри. Их значение для современности очевидно: мы узнаем, какую форму должна принять наша духовная жизнь в период, когда Б-жественное Откровение не снисходит более на нас,
Г-сподь сокрыт, и мы должны обнаружить его в себе.

УТЕШЕНИЕ: ПРОРОКИ И Б-Г

Афтора этой недели – второй из «Семи недель утешения», представляет собой отрывок из Книги Ишаяу, начинающийся со слов: «И сказал Сион: “Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!”» Мидраш говорит о том, что это – продолжение темы предыдущей Афторы: «Утешайте, утешайте народ Мой». В том, первом послании утешения, Б-г указывает пророкам, что они должны утешать еврейский народ. На это Израиль отвечает: «Г-сподь оставил меня». Иными словами, народ ждет не голоса пророков, но утешения самого Б-га.

Каждый год эти Афторы читаются соответственно вместе с недельными главами Воэсханан и Эйкев. Следовательно, если Афторы связаны этой общей темой, она же объединяет и обе недельные главы. Воэсханан должна косвенно говорить об утешении через пророков, а Эйкев – о том, что народ Израиля требует утешения непосредственно от Г-спода.

«ШМА»

Две недельных главы существенно различаются по своему содержанию, и различие в расстановке указанных акцентов не сразу заметно. Но есть между главами и очевидная связь: первый отрывок молитвы «Шма» можно найти в главе Воэсханан, второй – в Эйкев. Ясно, что эти отрывки связаны между собой. В них много общих идей, но они и различаются по ряду моментов. Здесь мы и найдем отзвук различий между двумя Афторами и двумя типами утешения.

КОНТРАСТЫ

Вот несколько различий между первым и вторым отрывками «Шма».

 В первом нам, каждому индивидуально, заповедано: «Люби Б-га Всесильного твоего всем сердцем своим и всей душою своей, и всем существом своим» (Воэсханан, 6:5). А во втором к нам – как сообществу – обращена только фраза «всем сердцем своим и всей душою своей» (Эйкев, 11:13). Слова «всем существом» опущены.

 В первом отрывке нам сказано: «И повторяй их сынам своим, и произноси их…» (6:7), а затем «И повяжи их как знак на руку свою…» (6:8). Во втором же порядок обратный – вначале: «И повяжи их как знак на руку свою…» (11:18) и лишь затем: «И учите им сыновей ваших» (11:19). Заповеди следуют за предписанием об изучении Торы в первом отрывке и предшествуют ему во втором.

 Первый отрывок содержит только предписания, а во втором указаны связанные с ними награды («Дабы продлились дни ваши…» – 11:21) и наказания («чтобы не возгорелся гнев Б-га на вас…» – 11:17).

ГЛУБИННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Как отмечает Раши (11:13, и Сифри на это место), основная разница между этими отрывками состоит в том, что первый, целиком написанный в единственном числе, адресован отдельной личности, то есть каждому еврею, а второй, использующий множественное число, обращен к народу Израиля как к общине.

Это относится к общей заповеди о любви к Б-гу. Кроме того, конкретные заповеди о тфилин и мезузе, встречающиеся в обоих отрывках, также сообщают нечто новое, когда приводятся во второй раз. По словам Раши (11:18), дополнительное значение заключено в том, что «даже после того, как вы изгнаны, отличайте себя от других народов, исполняя Мои заповеди: накладывайте тфилин и прикрепляйте мезузы, чтобы это не оказалось для вас чем-то новым по возвращении».

И наконец, есть нюанс, который отличает две заповеди о распространении знания Торы. «И повторяй их» (6:7) – версия первого отрывка относится к обязанности учителя перед учениками (Раши, 6:7). «И учите им …» (11:19) – вариант второго отрывка говорит об обязанности отцов по отношению к детям (Сифри, Раши; Кидушин, 29б).

СВЫШЕ И ИЗНУТРИ

Все эти различия проистекают из одного: глава Воэсханан говорит об Откровении и спасении свыше, по милости Б-га. Так, она начинается просьбой Моше к Б-гу о милосердии – чтобы ему было разрешено войти в Землю Обетованную. Ибо Моше был посланником Б-га, посредством которого были свершены сверхъестественные события Исхода и периода пустыни. Если бы ему было разрешено вести народ через Иордан, то завоевание Земли Израиля тоже должно было быть сверхъестественным событием, а не рядом военных побед.

Глава же Эйкев говорит о положении человека и Откровениях свыше, которых он добивается своими поступками. Поэтому она начинается с того, чего он сам может достичь и каким образом. «И будет за то, что слушать будете вы законы эти…» (7:12). Даже ее название Эйкев – «за то, что» – имеет на иврите дополнительное значение «пятка», то есть самая нижняя и наименее чувствительная часть конечности, – символ материальной природы человека, которую он может изменить, прислушиваясь к слову Б-га.

Это различие отражено и в подборе глаголов в начале глав. В главе Воэсханан Моше просит: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну…» (3:25), а в главе Эйкев Б-г говорит: «Если послушаетесь заповедей моих» (11:13). «Видеть» – описание того сверхъестественного видения, которым Б-г награждает в моменты милосердия. «Слышать» – относится к более удаленному и менее явственному восприятию духовного, до которого человек может дойти своими собственными усилиями.

СЛЫШАТЬ И ВИДЕТЬ

Увиденное воспринимается сильнее и ярче, чем услышанное (Рош а-Шона, 26а). Причем сила и ясность впечатления больше зависят от увиденного, чем от того, кто увидел. Этот точно определенный объект, воспринимаемый зрением, может и не повлиять на того, кто его видит. Но если человек стремится услышать об этом, его чувства уже возбуждены, и он становится намного восприимчивее к тому, о чем хочет услышать. Таким образом, услышанное может дойти до глубины его души.

Это относится и к различию между главами Воэсханан и Эйкев. Хотя «видение», которого Моше добивался у Б-га, несло с собой большую степень откровения, чем «слышание», на которое были способны и сами евреи, оно (видение) все же было способно оказать менее глубокое воздействие, ибо приходило к человеку извне, вместо того чтобы взрасти в нем.

В соответствии  с этим  изменилось бы и влияние на мир. Б-г, посредством Моше, уничтожил бы противостоящих Израилю народов враждебность к евреям: «оробели все жители Кнаана. Нападет на них страх и ужас…» (Шмойс, 15:15,16). Но благодаря верности Б-гу самих евреев произошли бы бо€льшие и более глубокие изменения: «Благословен будешь ты более всех народов» (Дворим, 7:14), то есть даже враги Израиля благословят и восхвалят его.

ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ

Другое различие между двумя чувствами восприятия состоит в следующем: зрение – это только одна из физических функций, слух же затрагивает всего человека: его интеллект– стремление понять заповедь Б-га, его волю – сознательное решение следовать ей и, конечно, его практические функции, когда намерения становятся поступками.

Это отражает еврейский закон. Если некто виноват в том, что другой ослеп, он должен компенсировать потерю глаза. Но если речь идет о потере слуха, то виновный должен компенсировать пострадавшему всю ценность его жизни, как если бы человек лишился всех своих функций (Бава Кама, 85б. Шулхан Орух, Хошен Мишпат, 420:17, 25).

ДВА ОТКРОВЕНИЯ И МОЛИТВА «ШМА»

Теперь мы можем проследить все существующие различия между отрывками «Шма» вплоть до их источника.

Первый отрывок относится к главе Воэсханан, касающейся Откровений свыше, которые символизирует зрение. Второй взят из главы Эйкев, говорящей об откровениях внутренних, что уподоблены слуху. Так, первый отрывок адресован каждому в отдельности, поскольку говорит об Откровении единого Б-га, пробуждающем цельность в человеке. Такое видение бесконечности заставляет человека неустанно стремиться выйти за пределы своих земных рамок. Вот почему добавлено «всем своим существом».

Второй отрывок, относящийся к человеку, находящемуся в его жизненной среде, обращен ко всей общине и использует множественное число, подчеркивая все разнообразие человеческих сил и возможностей. Любовь к Б-гу, которую человек достигает сам, глубоко укореняется в его душе («всем сердцем вашим и душой вашей»). В ней нет того яростного стремления подняться над миром, которое представлено словами «всем своим существом». Первый отрывок, следовательно, ставит изучение Торы (слова Б-га) перед заповедью о тфилин и мезузе (действия человека). Второй же начинает с человека и двигается к Б-гу, расставляя то же в обратном порядке.

Первый отрывок также не содержит никаких упоминаний о награде и наказании. Ведь перед лицом Б-га человек не нуждается ни в каких иных побуждениях исполнять Его волю. Но когда человек только начинает путь к Б-гу, ему вначале необходима мотивация (награда или наказание), которую он сам смог бы понять.

ВЕРА В ИЗГНАНИИ

Несмотря на эту уступку человеческой слабости именно здесь, во втором отрывке, мы находим упоминание о соблюдении заповедей «даже после изгнания». Ведь первый отрывок отражает то состояние души, при котором изгнание может отбить желание подчиняться Закону или даже полностью лишить силы заповеди Б-га. Если желание подчиняться Его воле основано только на созерцании Его присутствия, то, когда это присутствие сокрыто за темными облаками изгнания, и желание тоже исчезает. Когда же оно возникает в самом человеке, то сохраняет свою силу даже в изгнании.

Это внутреннее откровение сохраняется независимо от того, освещено или сокрыто тьмой лицо Б-га, обращенное к миру. Поэтому откровение должно быть передано не только видевшим свет, то есть «ученикам», но всем и каждому, то есть «детям».

ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

И наконец, мы видим связь между двумя видами откровения, представленными соответственно в главах Воэсханан и Эйкев, и двумя типами утешения в Афторах этих глав.

Откровению, приходящему к человеку извне, не хватает высшей степени глубинности. Вот почему Афтора главы Воэсханан «Утешайте, утешайте народ Мой…» описывает косвенное утешение – то, которое приходит через пророков. Афтора же главы Эйкев отражает попытку человека прорваться к Б-гу изнутри. Ее начальная фраза драматично передает всю безысходность положения: «А сказал Сион: “Оставил меня Б-г, и
Г-сподь забыл меня!”». Несмотря на это здесь присутствует внутренняя глубина, при которой утешения пророков недостаточно. Поэтому, как говорит Мидраш, Б-г уступает просьбе евреев, соглашаясь: «Иерусалим, нищий, измученный тяготами, не знающий утешения!..» (нач. Афторы главы Ръэй). И Он объявляет: «Я, Я – утешитель ваш!» (нач. Афторы главы Шойфтим), обещая непременно послать нам истинное и полное утешение во времена Мошиаха.