Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар

Эта недельная глава начинается повелением Всвышнего провести перепись евреев. За первые тринадцать месяцев после Исхода из Египта такая перепись производилась трижды. В чем духовный смысл приказа Всевышнего пересчитать Его народ? Почему за такой короткий период перепись населения проводилась трижды? В чем состоит разница между этими тремя переписями? Как связано это событие с праздником Шву-эс, который всегда приходится на время чтения главы Бемидбар? Беседа Ребе дает ответы на эти вопросы

БЕМИДБАР И ШВУЭС

Глава Бемидбар имеет особое отношение к празднику Швуэс. Вообще каждая недельная глава связана с определенным временем года (Шало, Тора Шебиктав, нач. Ваешев), а Бемидбар обычно читают в Субботу перед Швуэсом (Тосфот Мегила, 316). Праздник, которым отмечается дарование Торы народу Израиля, называется бракосочетанием евреев с Б-гом (Таанит, 266). В последнюю Субботу перед свадьбой жениха – это один из этапов его подготовки к женитьбе – вызывают к Торе. Так Бемидбар является подготовкой к заключению этого особого союза между Б-гом и его народом, скрепленного получением Торы.

Эта взаимосвязь проявляется в словах, с которых начинается наша недельная глава, где Б-г приказывает: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля». Чтобы уловить эту связь, надо понять истинную природу переписи населения.

ПОДСЧЕТ

Раши комментирует заповедь следующим образом: «Потому, что дороги Ему (сыны Израиля), Он считает их все время: когда они выходили из Египта, Он посчитал их, когда они морально пали из-за (греха) золотого тельца, Он посчитал их; прежде чем спуститься к ним (в Мишкан), Он посчитал их. Ведь первого Нисана Шатер был воздвигнут, а первого Ияра (следующего месяца) Он посчитал их».

На первый взгляд, комментарий создает три проблемы.

Первая. Человек часто вынимает и пересчитывает то, что ему дорого, как бы заново узнавая свое имущество. Но Б-г знает число детей Израиля, для этого Ему не надо объявлять перепись. Зачем же Он тогда приказал провести ее публично?

Вторая. Почему строительство Мишкана, связанное с проведением переписи, по ее окончании было отложено на месяц?

И третья. Почему эти три переписи отличались друг от друга? Тора не говорит нам, кто проводил (при выходе из Египта) первую перепись. Вторая была осуществлена Моше (нач. гл. Ки Тиса (Раши, 16). А третью Б-г приказал провести обоим, Моше и Аарону (Бемидбар, 1:3). Почему Аарон не участвовал в первых двух?

ИСЧИСЛЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ

Попробуем разобраться в сути переписи. Когда люди подвергаются пересчету, они связаны отношениями равенства: величайший человек и самый ничтожный -каждого считают один раз – не больше, не меньше. И если, как говорит Раши, перепись была знаком любви Б-га, она была направлена на то, чем все евреи обладали в равной мере: ни на интеллект, ни на моральные установки, а на сущность каждого – на еврейскую душу. То есть на то, что нам обычно не видно. А значит, цель переписи – это возвысить душу каждого еврея, сделать так, чтобы каждый о ней знал.

Теперь одна из трудностей в понимании Раши исчезает. Он пишет, что Б-г считает свой народ все время. И все же, как отмечает сам Раши, евреи пересчитывались всего трижды в течение первых тринадцати месяцев после Исхода из Египта, еще один раз (38 лет спустя) во время странствий по пустыне и очень нечасто после этого. (Мидраш отмечает, что до сих пор перепись проводилась всего 9 раз. В десятый раз это произойдет, когда придет Мошиах.) (Танхума, Ки Тиса, 9; Бемидбар Раба, 2:11; Песикта де Рав Казна, Паршат Шкалим). Кто-то может решить, что Раши имея в виду «по особенным случаям». Но Раши настойчиво подчеркивает «все время», и подтекст этих слов игнорировать нельзя. Однако теперь мы понимаем, что целью исчисления было раскрыть сущность души каждого еврея. А значит, это откровение имеет глубину, которая делает его неподвластным разрушениям времени: оно действует буквально все время.

ВРЕМЯ И ЕВРЕИ

Когда во времена религиозных преследований еврея насильно заставляют стать идолопоклонником (или совершить любой другой грех, насильно активизируя дурные влечения человека) (Рамбам, Законы Герушин, конец 2 гл.), у него есть возможность выбора. Он может считать, что раз раскаяние стирает все грехи («Ничто не может устоять перед покаянием»), раз он предает иудаизм лишь на короткое время и раз всегда можно раскаяться, то зачем расстраиваться из-за одного поступка?

Тем не менее, в каждом поколении среди самых разных людей, производящих подобные «расчеты», мы встречаем евреев, готовых скорее расстаться с жизнью, чем хотя бы на одну минуту предать свою веру. Почему? Потому что связь между Б-гом и еврейской душой выше времени (Тания, ч. 1, гл. 25): разорвать ее на одну минуту так же ужасно, как разрушить навек.

В этом заключается смысл слов: «Он считает их все время»: любовь, находящая самовыражение в исчислении, важнее времени и расчетов. Она раскрывает главную особенность еврейского духа, в любую минуту готового к самопожертвованию. И это наследие, это следствие акта переписи определяет еврея «все время».

ТРИ ПЕРЕПИСИ

Теперь разница между тремя переписями, упоминаемыми Раши, становится ясна: они были эволюционными стадиями процесса Откровения. В первом случае еврейская душа была разбужена любовью Б-га, во втором она начала оказывать свое влияние на окружающий израильтян мир, и наконец в третьем она проникла во все их поступки.

Первая перепись была проведена во время выхода евреев из Египта, и она подняла у них дух самопожертвования до такого уровня, что они были готовы последовать за Б-гом в незасеянную и бесплодную пустыню (Ирмиягу, 2:2). Но она не задела эмоций (Тания, ч. 1, гл. 31).

Вторая перепись производилась перед началом строительства Мишкана. Она в большей степени достигла ума и эмоций евреев, потому что они готовили себя к работе во имя того, чтобы Шхина – Б-жественное присутствие – обитала в самом их сердце («И построят они Мне Святилище (Мишкан), и Я буду обитать в них»). Но и здесь побуждение шло извне: начать работу заповедал Вс-вышний, это не было результатом их собственных угрызений совести.

А с третьей переписью населения началось служение в Шатре, когда израильтяне своими собственными действиями привели Б-га в свое сердце. Теперь все их действия служили доказательством союза с Б-гом.

Становится ясно, почему потребовалась задержка в один месяц между завершением строительства Мишкана (в Нисане) и проведением третьей переписи населения (в Ияре). Ибо Нисан – месяц Пейсаха, времени, когда мы признаем Откровение, спускающееся сверху. По Своей милости и доброте, а не благодаря заслугам израильтян, вывел Б-г их из Египта (Ликутей Тора, Бемидбар, За). А Ияр – месяц омера, время особых жертв. И этими жертвоприношениями мы вызываем «Откровение, идущее снизу», которое соответствует нашим заслугам, а не только милости Вс-вышнего.

Подобным образом объясняется и то, почему Аарон принимал участие только в этой переписи населения. Ведь Моше -проводник Откровения Вс-вышнего, идущего сверху вниз. А Аарон – священнослужитель, поднимавший народ Израиля снизу вверх (Зогар, ч. 3, 20а; 536).

И во время этой третьей переписи народ Израиля достиг того уровня, когда знания души проникли в его собственные поступки. Теперь и только теперь они могли осуществить «Откровение, идущее снизу».

Таким образом, мы приходим к пониманию связи между главой Бемидбар и Швуэсом, Во время дарования Торы евреи были объединены с Вс-вышним так, что Б-г послал Свое откровение сверху, а сами дети Израиля поднялись.

Готовясь к ежегодному воссозданию этих событий, мы читаем недельную главу, рассказывающую нам о третьей переписи, когда соединяются два вида Откровения, символами которых являются Моше и Аарон, или месяцы Нисан (приведший к переписи) и Ияр (когда она была проведена).

Воспринимая перепись как знак любви Вс-вышнего к народу Израиля, мы можем приблизить тот союз, который был заключен во время дарования Торы, когда Б-г взял народ Израиля в жены. Вот так, через Тору Израиль соединяется со Вс-вышним (Зогар, ч. 3,936).