Может ли Любавичский Ребе все еще быть Мошиахом?

Как мы уже объяснили в двух предыдущих разделах, все ученые Торы во всех поколениях считают, что приход Мошиаха – цель сотворения мира, и каждый еврей должен его ожидать.

Мы также объяснили, что Моших будет человеком, в чем-то похожим на Царя Давида, что Любавичский Ребе обладал всеми этими качествами. Но мы не узнали того, что многие хасиды Хабада утверждают, что Ребе был и остается Мошиахом, не смотря на тот факт, что он ушел из жизни несколько лет назад.

Многие люди, обычно те, кто не читал учений Ребе (более 100 напечатанных книг с объяснениями Торы), никак не могут этого понять. Они не понимают, как можно сравнивать Ребе с мудрецами, жившими 400 или 800 лет назад (в иудаизме самыми великими мудрецами были те, кто жил в ранних поколениях, ближе к периоду дарования Торы). Некоторые сравнивают его с пророками, а другие даже с праотцами! На самом деле, Мошиах будет еще более великим, чем праотцы и даже Моисей.

Но те, кто читал его учения и слышал о чудесах, которые он творил, о его пророчествах и неограниченной преданности всему еврейскому народу, понимают и согласны, что Ребе был на самом деле явлением, которому нет аналогов в истории еврейского народа.

В иудаизме существует очень важное понятие, что в каждом поколении имеется потенциальный Мошиах. Например, установлено, что Ари Зал и Баал Шем Тов наверняка знали несколько человек, которые могли быть Мошиахами в их поколениях.

Ребе объяснял источники таких рассуждений в выступлении на Шаббос Парши Ваейра, 5752. Он открыто утверждал, что предыдущий Ребе был Мошиахом его поколения, например, в его выступлении на Симха Тора, 5746. Объяснение, данное Ребе по этому случаю, прямо подтвердило, что он сам, как последователь предыдущего Ребе -  Мошиах нашего поколения.

Но, как мы все знаем, Ребе скончался несколько лет назад. Теперь остается вопрос; Может ли Ребе все еще быть Мошиахом? Может ли Мошиах явиться из мертвых?

Удивительно, но ответ утвердительный – да!

Раши[1] (известный толкователь священного писания и Талмуда) в книге о Данииле (12:12) пишет: «Мошиах появится на свет, а затем исчезнет,…а затем снова появится, то же самое говорится книге Мидраш Рут и в поэмах рабби Элизер Гакалира».

Подобное утверждение содержится в Талмуде (Санхедрин 98б): «Если Мошиах придет из мира мертвых, то он будет подобен Даниилу». Раши объясняет это, выражая свою полную уверенность в том, что Мошиах может прийти из мертвых.

Великий и святой ученый  рабби Хиам Мидини, в своей работе «Сдей Хемед», детально рассуждает на эту тему и связывает это утверждение из Талмуда с более ранним источником (там же 98а), относящимся к пророчеству Даниила: «Если поколение будет достойно, Мошиах явится из мертвых, т.е., на «облаках небесных», и тогда все безоговорочно примут его. Но если нет - то он явится из мира живых, т.е., верхом на осле (букв. «хамор», что на древнееврейском также означает «материальный»).

Святой Хакам Иосиф Хаим (Бен Иш Хай) в своем комментарии к Сангедрин 98 в своей книге «Бен Игойада» тоже выражает согласие с идеей о том, что Мошиах может явиться из мертвых (еще в этой книге он размышляет о том, что бен Иосиф тоже может быть Мошиахом).

Зогар в главе Балак (стр. 203б) утверждает, что Мошиаху придется умереть, то есть подняться на высшую духовную ступень, а затем вернуться с новым духовным потенциалом, которого он достиг.

Об этом пишет и знаменитый рабби Ицхак Лурия в одиннадцатом разделе своей работы «Шаар Га Каванот», что после появления Мошиаха он исчезнет из виду, как Мойше скрылся на горе Синай, а затем он появится вновь.

Наконец, Абарбанель в своей книге «Йешуот Мешихо» (ч.2, тема 2, разд. 1) утверждает, что Мошиаху придется умереть, чтобы очистить от грехов поколение,…и он в виде духа будет ждать на «небе», пока не восстанет из мертвых, как говорится в Талмуде Санхедрина (98б).

Все вышеперечисленные источники были написаны сотни лет назад, и они поддерживают идею о том, что Мошиах МОЖЕТ явиться из мертвых.

Вот письмо, написанное в 1996 году, два года спустя после смерти Ребе, великим гением Торы наших дней – ортодоксальным лидером рабби Арон Соловейчиком. Это письмо – ответ на недовольство отдельной группы евреев, проживающих в Америке, в отношении хасидов Хабада, которые верят, что Любавичский Ребе был, и все еще остается Мошиахом.

Многие из них продолжают традицию, начатую хасидами Хабада почти за год до смерти Ребе. После каждой из трех молитв, которую произносят трижды в день, они произносят «Да здравствует наш Повелитель, наш Учитель и наш Ребе, Царь Мошиах навсегда!»

Вот что написал рав Соловейчик:

«Это письмо – ответ на множество вопросов по поводу моей позиции  в вопросе о Любавическом движении и его ожидании прихода мессии.

До того как Ребе ушел от нас, я причислял себя ктем, кто полагал, что Ребе достоин чести быть Мошиахом. Я абсолютно уверен, что если бы мы, т.е. ортодоксальная община, объединились, мы уже имели бы счастье видеть Спасение.

Что же касается позиции, занимаемой многими в Любавиче, основанной отчасти на подобных высказываниях самого Ребе в отношении его предшественника, предыдущего Ребе – включая выдающихся Раббоним и Рошей Ешива, что Ребе все же может быть Мошиахом, -  если принять во внимание Гемара в Санхедрин, Зогар, Абарбанель, писания Аризаля, Сдей Хемед и другие источники, то ее нельзя исключать как убеждение вне рамок ортодоксального иудаизма.

Любая циничная попытка высказать несогласие с толкованием этого вопроса с намерением запятнать и навредить Любавичскому движению – которое было и остается главной силой в борьбе с миссионерами, ассимиляцией и безразличием – может лишь усилить те заслуживающие сожаления разногласия, которые вредят еврейской общине и, в особенности, общине Торы.

Община Торы должна преумножить всю свою энергию, чтобы объединиться в истинном духе Агават Израиля и сражаться с истинными врагами Израиля. Я призываю всех положить конец всем попыткам дискредитировать Любавичское или любое другое законное движение, исповедующее иудаизм Торы».

  Арон Соловечик.

Все, о чем мы рассказали, учит нас, что, не смотря на то, что Мошиах сделан из плоти и крови, он остается для нас непонятным явлением в привычном смысле, так же как остается неясным, кто такой еврей в обычном понимании. И поэтому вполне допустимо, что он придет из мертвых.

(Назаритянин не был Мошиахом, потому что вместо того, чтобы следовать заповедям Торы, он нарушил почти их все, и призывал других следовать ему.  Истинный Мошиах будет бороться за то, чтобы вернуть весь еврейский народ к письменной и устной Торе Моисея, а также заполнить пробелы в соблюдении заповедей Торы, а не, конечно же, наоборот, см. Мишна Тора, Законы Царей, разд. 11).

Думаю, вам будет интересно узнать, что недавно лектор одного университета опубликовал книгу, в которой он игнорирует всю данную здесь информацию, а также процитированное выше письмо рава Соловечика (против него). Хотя он не приводит никаких доказательств таким радикальным заключениям, противоречит Торе (и самому себе), а также демонстрирует поразительное незнание и подвергает сомнению идею иудаизма о приходе Мошиаха, он вызвал большой интерес к этой проблеме. Все, у кого также имеются вопросы, пожалуйста, пишите мне на: yeshiva@orhtmimim.org

Но существует еще одно мнение о том, что Ребе вообще не умирал. Она имеет обоснование в свете того, что говорит Талмуд (Таанид 5б), что Яаков Авину не умер. Возможно, это и подразумевается во всех вышеперечисленных комментариях (Раши о Данииле, Ари Зал и т.д.), когда говорится, что Мошиах только «исчезнет из виду».

Пожалуйста, прочтите следующую главу: «Яков, наш праотец никогда не умирал».



[1] (יב) אשרי המחכה וגו' - ארבעים וחמש שנים נוספים על חשבון העליון שעתיד משיחנו להתכסות אחר שנגלה וישוב ויתגלה וכן מצינו במדרש רות וכן יסד ר' אליעזר הקליר (בסילוק יוצר פרשת החדש) ויתכסה מהם שבועים ששה:

 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .