Ваэтханан

В этом разделе недельной главы Мойше Рабейну продолжает свое обращение к еврейскому народу перед их вступлением на Святую Землю. Но кажется, что он повторяется.

В одном предложении(4:35) он говорит: - «Тебе дано было видеть, что Б-г есть Всесильный, нет другого кроме него».

Через четыре предложения (4:39) он произносит то же самое: - «Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Б-г есть Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет другого».

А еще через несколько параграфов  (6:4) он снова повторяет ту же идею: - «Слушай, Израиль, Б-г – Всесильный наш, Б-г один!»

Две истории, которые я хотел бы рассказать, помогут мне все объяснить.

Почти 300 лет назад главным Рабби Праги являлся великий Рабби Йонатан Ейбешец. Существует легенда о том, что когда ему было всего три года, он настолько славился своей мудростью, что когда Польский король узнал о нем, то или от скуки или из любопытства решил увидеть его собственными глазами и подвергнуть его королевскому экзамену.

Король отправил послание отцу маленького Йонатана, в котором сообщал, что слышал о парнишке и хотел бы убедиться, действительно ли он настолько умен, чтобы самому, без чьей-либо помощи, пройти по незнакомым улицам города от дома к королевскому дворцу, расположенному в нескольких милях от дома.

Конечно же, у его отца не оставалось другого выбора, кроме как исполнить просьбу. На другой день он одел мальчика в лучшую одежду для Шаббата, благословил его и отправил, надеясь на лучшее.

Было необычно видеть такого маленького, благородно одетого мальчика, уверенно идущим по улицам города, как будто раньше он уже проделывал это сотни раз. Но еще более удивительным было то, что через несколько часов он добрался до дворца!

Стражи не могли поверить своим глазам и ушам, когда тот гордо представился, и громким голосом заявил, что пришел повидать короля.

А спустя несколько минут все придворные короля удивлялись такому развитому ребенку. Король попросил тишины, знаком попросил мальчика подойти ближе и спросил: - «Скажи мне, мальчик, каким образом ты так быстро нашел дорогу во дворец? Неужели у тебя не было сомнений, какой путь выбрать?»

«Ну, Ваше Величество,  - ответил тот, - как только у меня появлялись сомнения, я спрашивал человека, проходившего мимо меня в тот момент, и, кажется, Б-г помог мне».

Все начали хихикать. Царь слегка приподнял руку, прося тишины, и продолжил: - «А тебе не приходило в голову, что два разных человека могут сказать абсолютно противоположные вещи; что бы ты делал, если бы один сказал тебе идти направо, а другой – налево? Что бы ты тогда делал?»

Мальчик помедлил, подумал минуту, и ответил: - «Ваше Величество, если такое случается, то, как говорится  в Торе, нужно следовать совету большинства, так что я бы просто спросил еще у третьего человека и сделал бы так, говорит большинство».

Царь улыбнулся, и комната наполнилась разговорами и смехом. Вдруг, лицо царя стало серьезным, наступила тишина, он наклонился вперед на своем троне, пристально посмотрел на мальчика и сказал: - «Молодой человек, Вам следует слушать лишь то, что Вы сами только что произнесли! Если в вашей библии говорится, что нужно следовать совету большинства, тогда вам, наверняка, следует оставить иудаизм и принять нашу веру! Вы видите, что евреи являются  маленьким меньшинством!!»

Публика заулыбалась, рассмеялась, даже захлопала в ладоши, аплодируя королевской мудрости. Но когда шум утих, маленький Йонатан дождался полной тишины, откашлялся и заговорил:

«Извините, Ваше Королевское Высочество, я прошу прощения у Вашего Величества за то, что неправильно выразился. Когда я сказал, что буду прислушиваться к большинству, я имел в виду, что сделал так, когда был вдали от замка и не уверен в том, где нахожусь. Но теперь, когда я во дворце и вижу короля, сидящего передо мной, то даже если все министры короля скажут мне, что я не прав, то я все равно их не послушаюсь!»

Вторая история немного отличается от первой.

Раввин Шнеур Залман из Лиады (основатель движения Хабад) в возрасте семнадцати лет, не смотря на то, что он уже прославился своим гениальным знанием Торы, решил поискать учителя, чтобы усовершенствоваться в служении Б-гу.

В те дни было мало известно о новом движении, начатом Баал Шем Товом под названием «Хасидус». До него уже дошло много дурных слухов, но он решил лично удостовериться.

Пробыв там несколько дней, он понял, что слухи были ложными, и, получив разрешение от своей жены, он остался на год учиться у Маггида из Межерича, последователя Беш"та.

Когда он вернулся, его тесть был вне себя от злости.

«Я поддерживал тебя, когда ты хотел изучать Тору, но не сейчас, когда ты напрасно тратишь время с этими хасидами!!!»

«Скажи, на что ты потратил целый год? – закричал он от ярости. – Что ты узнал там, чего не мог узнать здесь?!»

Тот долго смотрел на своего тестя, а затем спокойно ответил: - « Я узнал, что Б-г – творец этого мира».

«Что!! – не веря своим ушам, закричал тесть. – И это все, что ты узнал?!! Не могу поверить!! Как ты потратил на это целый год?! Год проведен впустую?!!»

Его ярости не было предела. – «Тогда смотри!», - закричал он, вызывая горничную.

«Сара!! Эй, Сара! Подойди, пожалуйста, сюда». Она вошла в комнату, он повернулся к ней, вытирая пот со лба. – «Сара, скажи мне, пожалуйста…скажи нам – Кто творец этого мира?»

«Как же, всем известно, что Б-г, сэр».

«Вот видишь! – закричал тесть, поворачиваясь к нему, - Даже прислуга это знает!»

«Ты напрасно потратил целый год своей жизни, сын мой!»

«Нет, нет! – сказал раввин Шнеур Залман. – Вы не понимаете, мой дорогой тесть. Она так говорит. А я это знаю!»

Эти две истории являются примером разных способов исполнения заповеди «Единого Б-га».

«Единобожие» - краеугольный камень иудаизма. Это означает, что Б-г создает все, что существует на земле, а Тора, данная им и Его Заповеди – единственный способ привести Мошиаха и раскрыть Его (Б-га) Единство.

Это – истинное понятие слова «монотеизм». Но, конечно же, это самая сложная и всеобъемлющая из всех 613 заповедей: она обязательна во все времена, каждое мгновение, для каждого еврея (а скоро, с приходом Мошиаха и для всего человечества) каждой частицы его или ее существа.

В книге хасидов Хабада «Тания» много глав посвящено разъяснению того, как выполнить эту заповедь, дается много советов относительно двух основных методов под названием «Короткий путь» и «Длинный путь».

«Короткий путь» делает акцент на подсознательное чувство единобожия, данное Б-жьей или еврейской душе (как у Рабби Йонатана в нашей истории). Эта «душа» – ДАР Гашема еврейскому народу. Наследие, полученного от Авраама (первого еврея).

«Длинный путь», в свою очередь, основан на упорном, кропотливом размышлении и РАБОТЕ (Авода), как в истории с Рабби Шнеур Залманом.

Теперь мы можем понять значимость этих трех предложений:

Первое предложение: «Тебе дано было видеть и т.д.» говорит о том, что еврейскому народу было показано, что Б-г один на горе Синай как ДАР; как краткий путь.

Второе предложение: «Познай сегодня и прими сердцем своим и т.д.» объясняет, что евреи должны размышлять и РАБОТАТЬ для того, чтобы усвоить, что Б-г один; длинный путь.

И третье предложение: «Слушай, Израиль, Гашем – наш Б-г, он ЕДИН», говорит нам, что необходимо (это заповедь) использовать ОБА этих пути.

Таким образом:

«Шма» - (слушай) значит размышлять; РАБОТАТЬ – понимать и чувствовать,

«Исроэль» имеет отношение к Б-жей душе, которая является ДАРОМ.

«Гашем» -  высшее проявление Б-га, ДАР.

Под словами «Наш Б-г» подразумевается, что мы должны принять это и сделать «своим» через работу и усилия.

И, наконец, «Гашем Один» объединяет все эти понятия.

Вскоре весь мир узнает, что Гашем – не только Б-г Израиля, но также Б-г всего человечества (см. Раши 6:4).

Все это зависит от нас. Мы должны сделать хоть еще одно хорошее дело, чтобы привести …

Мошиаха Сейчас!

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру