Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беар

Однажды  один молодой хасид по имени Борух Залманович получил повестку в русскую армию. Мать рыдала, и даже отец не смог сдержать слез.

Тогда для религиозного еврея повестка в армию была равносильна смерти.  Во-первых, царь использовал армию для осуществления своего злодейского замысла  по  обращению  евреев  в  другую  веру, а любое сопротивление обращению в другую веру приводило к пыткам и мучениям. Во-вторых, срок тогдашней  службы  насчитывал  пятнадцать лет! Поэтому упомянутый выше молодой  хасид  поехал  к  великому  и  святому Ребе Менахем-Мендлу из Витебска попросить благословения на то, чтобы его освободили от армии.

Наконец он остался с Ребе наедине. И, посмотрев на него, Ребе сказал:

–  Почему  ты  хочешь  избежать  армии? Я думаю, что из тебя получится очень  хороший  солдат!  Ты  завоюешь  доверие самого царя. А пока иди домой и учи Тору!

Юноша  был  потрясен:  «Солдат?..  Армия?..»  –  Он ехал к Ребе, чтобы получить освобождение, а не совет!

Вернувшись  домой, он обо всем рассказал родителям. Те опять принялись плакать:

Ой-вей!  Что  же  с  нами  будет! Если тебя заберут в армию, это будет конец!  Может быть, Ребе ошибся? Может быть, ты неправильно расслышал?  Мы должны спросить еще раз.

Но и на второй раз они получили от Ребе тот же ответ:

–  Ваш  сын  будет хорошим солдатом и завоюет доверие в армии. Пока же пусть сидит и учится.

Вся семья была обескуражена, но выбора у них не было. Бегство от армии было  невозможно.  Впрочем,  кто  знает, может, немного учебы совершит чудо. Так размышляя, наш герой сидел в ешиве и учился до тех пор, пока не наступил страшный день призыва.

Что же делать теперь? Идти на призывной пункт или нет?

– Нет! – решил юноша. – Самому лезть льву в пасть? Буду сидеть здесь и учить  Талмуд.  А  если  за  мной  придут,  –  скажу,  что заболел или что-нибудь  еще.  Ведь  Ребе  сказал  мне  сидеть  и учиться. Этим я и займусь, а Б-г поможет.

Так  он  и  делал, – сидел и учился. Проходили дни, дни превращались в недели,  недели  становились  месяцами,  а  из  армии  не было никаких известий.

– Должно быть, Тора держит их вдалеке от меня, – думал юноша про себя.

– Наверное, они забыли обо мне.

Но даже спустя год, он все еще жил в постоянном страхе призыва.

Каждый  раз, когда дверь ешивы неожиданно отворялась, он вздрагивал от страха и, боясь поднять взгляд, с новым жаром начинал учиться.

  * * *

Через пять лет то, чего он боялся, произошло.

Дверь  ешивы  открылась,  а  на  ее  пороге появились двое здоровенных русских  солдат.  Они  были  одеты  в  парадную форму, большие меховые шапки,  высокие  кожаные  сапоги,  а  на  боках  –  огромные  сабли.  Внимательный  взгляд  их  суровых  глаз  и торчащие усы навели ужас на всех, кто находился в помещении.

Солдаты  угрожающе  встали,  сложив руки на груди, глядя на всех таким взглядом, каким фермер смотрит на коров, а потом один из них объявил:

– МЫ ИЩЕМ БОРУХА ЗАЛМАНОВИЧА!

Борух медленно встал, прочистил горло и тихо сказал:

– Я… Я – Борух Залманович.

Все уставились на него, а солдаты подошли к Боруху. Один из них достал из  нагрудного  кармана  маленькую коробочку, открыл ее, вынул золотую медаль  на  длинной  голубой ленте и, не говоря ни слова, торжественно повесил  ее  юноше  на  шею. Другой медленно развернул документ и стал торжественно читать:

–  Его  Царское  Величество  награждает  Вас  высшей  государственной наградой, за бесстрашную и преданную службу.

Солдат  продолжал  читать  о  смелости  и патриотизме, но ошеломленный Борух ничего не услышал, кроме последней фразы:

–  За  это  Его Величество, Царь, награждает Вас высочайшей наградой и полностью освобождает от дальнейшей воинской службы.

Один  солдат  обнял Боруха, крепко расцеловал его в обе щеки, а второй стал трясти Боруху руку в крепком рукопожатии. Затем оба отдали честь, вручили  ему  зачитанную  грамоту, развернулись на каблуках и покинули зал ешивы.

Все  взоры  снова обратились к нашему герою. Друзья пожимали ему руки, поздравляли,  просили  показать документ. Но как только Борух пришел в себя,  он  выскочил за дверь и побежал к дому Ребе, чтобы сообщить ему добрые вести.

–  Видишь,  я  же говорил, что ты будешь хорошим солдатом! – улыбнулся Ребе.  – Конечно, я имел в виду армию Все-вышнего. А ты был так хорош, что  даже  царю  пришлось  это  признать,  хотя  сам он и не знал, что делает,  но  как  злодей  узнает  Все-вышнего?  –  Что-то  вроде этого говорится в молитве «Алейну»: «…все злодеи мира обратятся к Тебе!»

  * * *

Недельная глава рассказывает о заповеди Ейвеля (Юбилейного года).

Раз  в  пятьдесят  лет  в  Святом  Храме звучал Шейфор (бараний рог) и возглашал  «Дрейр»  – свободу. – Земельные наделы возвращались к своим прежним владельцам, а рабы-евреи выходили на свободу.

Практически  эта  заповедь  осуществлялась  только  во времена Святого Храма,  однако,  ее  духовное  значение не ограничено временем и также сегодня имеет особую важность.

Ейвель  намекает  на  приход Мошиаха, на «Будущий мир», когда не будет рабства – подчиненности собственному равнодушию или ненависти, – и все вернется  к  своему  истинному  хозяину  – Все-вышнему, господину всех творений (см. Раши, «Брейшис», 1:1). И только тогда наступит настоящая свобода.

Любавический  Ребе заверил нас, что наше поколение несомненно является поколением Мошиаха.

Очень  скоро  придет  Мошиах,  полностью  раскроется  единство Б-га, и каждый  поверит  в  Творца  и Его Тору. Как говорим мы трижды в день в молитве  «Алейну»: «И каждый узнает, и каждый преклонится…» На самом деле, раскрытие Мошиаха и есть причина, из-за которой Б-г сотворил мир (см. «Танью», главу 37).

Это  самое  важное  и  то  –  ГЛАВНОЕ  –  о  чем  мы все должны думать постоянно,  как  говорим в молитве: «Я жду Твоего спасения весь день».  Но,  несмотря  на  все  это,  трудно  всерьез  поверить,  что  все это действительно  произойдет.  А  еще  тяжелее  поверить,  что  такая невероятная вещь зависит от нас.

Вот почему недельная глава рассказывает нам о заповеди Ейвеля, – чтобы укрепить  нашу веру в Мошиаха. Как только мы убедимся, что Б-г дал нам Йовель,  который (особенно на духовном уровне) несравнимо отличался от предыдущих  49 лет, мы сможем представить, как Мошиах после тысячи лет нашей работы придет и принесет с собой новое освобождение.

Более  того,  слово  «Йовель» означает Шейфор – бараний рог (см. Раши, 25:10).  На  духовном  уровне  это  тот же Шейфор, который имел в виду пророк  Ешайоу  (27:13),  когда  сказал:  «В  тот  день  [день прихода Мошиаха]  протрубит БОЛЬШОЙ ШЕЙФОР», и тот же небесный Шейфор, который звучал при Даровании Торы (см. «Шмот» 19:19).

Это  –  чтобы  сказать  нам,  что  подобно реву Шейфора, заставляющего проснуться  каждого,  –  Все-вышний  КАЖДОГО пробудит от духовного сна (см. Рамбам, «Законы Тшувы», 3:4) для того, чтобы он принял Мошиаха.

А  если  вы  спросите:  «Так пусть все это сделает сам Б-г! Что я могу сделать, чтобы это произошло?» – ответ будет таков:

Почти  2500 тысячи лет назад Мужи Великого Собрания потребовали от НАС трижды  в  день  просить  Б-га:  «Протруби  в  БОЛЬШОЙ  ШЕЙФОР,  чтобы освободить нас!» – и они не стали бы требовать этого, если бы это было бессмысленно  (ведь  если  так,  то  произнесение  этого благословения повлекло бы произнесение имени Б-га впустую).

Подобным  образом,  Любавический Ребе обращал наше внимание на то, что трижды  в  день  мы  молимся:  «Пусть  Мошиах  («Цемах  Довид») придет поскорее,  ПОТОМУ  ЧТО  мы  целый  день  жаждем  Твоего спасения». Это значит, что ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО мы жаждем его, его приход ускоряется.

Потому  же  приход  Мошиаха сравнивается с Дарованием Торы, обрезанием («Дворим»  30:6)  и  Ейвелем.  –  Поскольку  все перечисленное – новые раскрытия,  которые  выше  природы и не сравнимы ни с чем из того, что было до них.

(Поэтому  Йовель  наступает  после  семи «Шмит» (семилетних периодов), Тора  –  после  семи  недель,  а  брис – после семи дней. – Число семь связано с природой, а то, что больше семи – с тем, что выше природы).

Мошиах  тоже  придет после этих тысяч непомерно тяжелых лет терпения и службы  Б-гу.  И  сегодня  –  каждый  раз,  когда мы совершаем хороший поступок или удерживаемся от поступка дурного, мы чуть-чуть приближаем приход  Мошиаха.  Тем  не менее, раскрытие, которое он принесет, будет абсолютно  новым  и  неожиданным.  (Как  однажды  первый  Ребе  Хабада спросившим,  действительно  ли  он  думает,  что  Мошиах скоро придет, ответил: «Мошиах, которого вы, люди, ждете – не придет никогда, а того Мошиаха,  который придет, вы не ждете», – потому что это будет слишком сильно различаться).

 

Рабби Тувия Болтон

Ешива Ор Тмимим,

Кфар Хабад, Израиль

 

Check out our Website: “http://www.ohrtmimim.org

& our TORAH website: “http://www.ohrtmimim.org/torah/

 

Составление: (с) «Ohr Tmimim» <http://www.ohrtmimim.org>

Перевод: © 2001, Фрида и Захар Френкель <zfrenkel@robotek.ru>

Из материалов «Yeshiva on-Line»: <http://yeshiva.ru>

Рав Тувье Болтон.