Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Фарбренген" № 5

Август 2001 (Элул 5761)

Редактор: Э.Ховкин

Издатель:

ХАБАД-Любавич Россия

Шаги Мошиаха

Скорая помощь

Есть евреи, которые вместе со всеми повторяют слова из Тринадцати догматов веры: Я буду ждать Мошиаха каждый день. Но при этом они недовольны теми, кто кричит: «Ад матай? Когда же придет Избавление?» Они говорят: «Не надо давать советов Мошиаху! Он сам знает, когда ему раскрыться…»

Но разве Мошиах не еврей? Разве он не хочет того, чего жаждет весь наш народ – немедленного Избавления? У него есть на то дополнительная, весьма серьезная причина. Говорится о Мошиахе у пророка Ешайягу: «Болезни наши были на нем и боль нашу терпел он…» А Гемара уточняет: «Мошиах сидит среди бедняков, среди тех, кто страдает…» Иными словами, до тех пор, пока не настал час его раскрытия, Мошиах терпит ужасные страдания, каждую минуту…

Сечас не время для бесплодных споров. Если мы хотим помочь Мошиаху, надо кричать: «Доколе?!»

Любавичский Ребе

Жемчужины Тании

Печать Творца

Печатью Вс-вышнего является слово «Эмет» – правда. И это настоящая правда, истинная правда, перед которой маленькие правды, которыми обладают люди и другие творения, – ничего не стоят…

Как же еврей может соединиться с Правдой Вс-вышнего? Нужно ему молить о милости – чтоб Вс-вышний сжалился над Б-жественной искрой, живущей в его душе, и помог ее свету распространиться до самого низа, в наш темный мир. Как сказал Давид: «Если окажусь во тьме, Вс-вышний будет моим светом…» Есть одно условие: молиться о Правде нужно по правде. Возникает вопрос: как можно с помощью своей маленькой правды приблизиться к Правде Творца? Есть хороший совет: наряду с молитвой, вместе с нею дать цдаку тому, кто нуждается. Тогда наш поступок, который называется «пробуждением снизу», вызовет ответ Творца, который называется «пробуждением сверху». Всевышний начнет «будить спящих и расталкивать дремлющих». Он прервет нашу дремоту. Она не сможет продолжаться, когда такой большой свет и такая Правда раскрываются здесь, где было темно…

На одной ноге

Сын в беде

Один богатый еврей приехал к Ребе Шолом-Довберу, пятому главе хасидов ХАБАДа, чтобы спросить про сына. Парень оказался слишком вольным — перестал соблюдать заповеди, наплевал на уговоры отца, связался с революционерами, а может, и с бандитами – тогда, в эпоху «эксов», налетов на банки с целью пополнения партийной казны, эти две линии пересекались… Он попался. Неподкупные полицейские дали понять, что революционный шалун может оказаться на свободе. Но для этого богачу придется переложить в их широкие карманы большую часть своего состояния. Сказать честно, ему не хотелось этого делать. Парень порвал с семьей, с Торой – пусть теперь хлебает ложками свою беду… Но все же речь идет не о шутках – о жизни. И поэтому он приехал в Любавичи, услышать совет Ребе.

Ребе сказал:

– Он, может быть, грешник, но сейчас не об этом речь. Когда под угрозой жизнь еврея, надо сделать все, чтобы его спасти…

И богач, забыв о горе, повторял снова и снова эти заветные понятные слова.

Колонка редактова

Совет

В известной всем песне «Тумбалалайка» говорится о еврейском парне, который стоит на улице местечка и думает, надо ли ему жениться, и на ком жениться, и как сделать так, чтобы этот решительный шаг не перевернул всю его судьбу.

Им, этим вопросом, терзался Йоси (имя изменено), преуспевающий молодой бизнесмен в вязаной кипе, дальний родственник ребе из Гурской династии. Женихом он был завидным, предложения шидухов сыпались со всех сторон, и Йоси оказался в «тумбалалаечной» позиции: когда, как и на ком?

Он не очень-то интересовался разными хасидскими закидонами вроде черных сюртуков и плясок в хороводе, но одна древняя формула засела у него в голове твердо: «Если не знаешь, что делать — спроси у ребе…» И после долгих колебаний Йоси решил, что он полетит в Штаты и спросит совета у Любавичского Ребе. Так и только так.

Ему часто везло, повезло и на этот раз. Когда он пришел к главе фирмы взять недельный отпуск и объяснил, что хочет лететь в Америку, тот обрадовался:

— Я как раз собирался провернуть одно дело в Штатах и думал, кого бы туда послать! Тебе не придется тратить ни цента, мы оплатим и билеты, и гостиницу, и все, что положено в таких случаях… Езжай поскорее!

Оказавшись в гостинице, Йоси распаковал чемодан, принял душ и помчался в такси на «Севен севенти». Секретари Ребе его огорошили:

— На прием к Ребе можно попасть, только если записаться за несколько месяцев…

— Но я пробуду в Нью-Йорке всего неделю!

— Так напиши Ребе письмо.

Йоси так и сделал. В лучших традициях «Тумбалалайки» он писал подробно: и что он родственник гурских ребе, и что носит маленькую кипу, но субботу и кашрут соблюдает… И, наконец, самое главное: жениться или обождать, копя душевные силы…

Через несколько дней секретари вручили Йоси ответ Ребе. Там говорилось:

«Жениться как можно быстрее. Если будешь беречь субботу, то суббота сбережет тебя».

Первую половину письма Йоси понял и исполнил незамедлительно. А вторая долгое время оставалась для него загадкой. Йоси сделался уже реб Йосефом, отцом нескольких девчонок и сорванцов. Прожектор мысли высветил, что через какое-то время всей этой команде понадобится приданое. Поэтому Йоси вместе с компаньоном решили заняться бизнесом на Украине. Они собрали необходимые средства и основали фирму. Один завод на юге страны изготовлял по их заказам различную технику, а Йоси с товарищем продавали ее в другие страны. Для этой цели они арендовали несколько кораблей. Порядок в порту был такой: вновь прибывшее судно становилось в очередь на погрузку. Если по каким-либо причинам корабль не был к этому готов, то он должен был выйти его в море и дожидаться новой очереди несколько дней.

Все шло хорошо — товары плыли, деньги текли, пока однажды зафрахтованный корабль не прибыл в порт в пятницу. Погрузка приходилась на субботу. Вот тут, через много лет, Йоси вспомнил загадочную строку из ответа Ребе: «Если будешь беречь субботу, то суббота сбережет тебя».

Несмотря на малый объем кипы, Йоси много учился и хорошо знал, что не только сам еврей не имеет права работать в субботу, но и все, кто занят в его бизнесе, даже гои. Когда, тяжело вздохнув, он напомнил об этом своему компаньону, тот устроил истерику:

— Каждый день простоя обойдется нам по меньшей мере в пятнадцать тысяч долларов! Мы просто прогорим! Лопнем, понимаешь?..

Йоси понимал. Но та небольшая толика семейных традиций, которую он сохранил, заставила его сдвинуть брови:

— Не о чем спорить! Я исполню то, что сказал Ребе…

Грузчики покидали недогруженный корабль, который должен был, потеряв очередь, бросить якорь за пределами порта. Оба компаньона, обмениваясь колкими репликами, отправились встречать субботу к раву Вышицкому, хабадскому посланнику в том городе. Они ели чолнт, слушали истории о чудесах Ребе и смотрели друг на друга, как два волка.

Когда суббота закончилась, Йоси с компаньоном кинулись в порт — разобраться в обстановке.

О, чудо из чудес! Корабль стоял на старом месте, готовый к погрузке. Они тут же помчались в управление порта договариваться о возобновлении погрузки. Прокуренный и проспиртованный дежурный доверительно буркнул:

— Вам повезло… По правилам корабль может отойти от пристани только с разрешения начальника порта. А он вчера того… вышел за пределы нормы. Не то, что расписаться — выругаться толком не мог, так надрался…

Йоси слушал дальше уже вполуха, повторяя про себя слова Ребе: «Если будешь беречь субботу, то суббота сбережет тебя…»

Совет в дорогу

И положить врагов перед тобою

Ответ Ребе офицеру израильской армии, проживавшему в поселении Наве-Маген.

«Ваше письмо было получено с большим опозданием, по причинам, которые от меня не зависели. Поэтому не знаю, осталось ли актуальной та проблема, о которой вы мне писали?. Во всяком случае, пусть будет Его воля, чтобы врачи, с которыми вы советовались, дали вам хороший совет и чтобы курс лечения прошел успешно. Мне будет приятно получить об этом известие, и благодарю заранее. То, что вы отвечаете за оборону Израиля, пусть будет вам в заслугу в этом и во всех других случаях.

Солдаты хороши, когда они здоровы – и в самом простом смысле этого слова, и также в самом высоком. Тора говорит об этом прямо:

«Вс-вышний, Б-г твой, будет пребывать в твоем лагере, чтобы спасать тебя и положить врагов твоих перед тобою – и пусть будет твой лагерь свят».

Да будет Его воля и благословение, чтобы мы услышали хорошие новости обо всем, что только что было сказано…

Есть немало свидетельств того, что Ребе узнает о содержании письма сразу, как только оно написано, а не тогда, когда его приносит почта.

Любавичский Ребе

Лучше победить сейчас

Письмо Ребе известной певице на идиш Нехаме Лифшиц, которая и в Союзе, и в Израиле занималась распространением еврейства, организовывала празднества у синагог во время Симхат Тора.

Браха и шалом!

Был рад услышать о ваших успехах… Пусть их используют ваши друзья и вы сами для того, чтобы приближать евреев к еврейству – к истинному еврейству. От этой близости зависит сила евреев и само их существование – независимо от того, подвергаются ли они преследованиям и угнетениям извне или страдают от внутренних войн и раздоров. И в том, и в другом случае нужны сверхъестественные силы, чтобы выстоять и победить…

Понятно, мы видим это из нашей истории на протяжении тысячелетий, что евреи в конце концов всегда побеждают. Но лучше победить сейчас, а не через сто лет. Жалко времени, жалко погибших душ, жалко наших тел, которые страдают в отрыве от еврейства.

У еврея есть особая душа. Из нее рождается то, что называют еврейским чувством и еврейским сердцем. Они обязаны получить практическое выражение в окружающем нас мире, иначе – зачем они?.. Также, как обычный человек живет – час за часом и день за днем, так еврей должен быть самим собой всегда, не делая перерывов. Прежде всего, должна постоянно быть видна связь с источником его души и силы – с Творцом. Еврей ест не так, как все, а когда приходит суббота или праздник, то это для него не просто день отдыха. Сам отдых нужен для того, чтобы подчеркнуть особую святость этого времени.

Вы много пережили, много повидали, видели крах многих попыток спасти еврейский народ «по-другому», без Торы. Во время Симхат Тора евреи приходят в синагогу и радуются, что у них по-прежнему есть возможность обнаружить свое еврейство в изучении Торы, в соблюдении всех предписаний «Шулхан Арух», в открытом и гордом выполнении заповедей. Тогда откроется внутренний смысл этого праздника: что Тора – это не музейный экспонат, что она сопровождает каждый шаг еврея, каждый прожитый день…

Я также хочу упомянуть одну деталь, о которой мне было неудобно говорить на нашей встрече, поскольку она происходила в присутствии посторонних. Вам нужно уладить ряд дел, связанных с обустройством на новой земле, в Израиле. Постарайтесь заняться этим прямо сейчас, пока вас чествуют и привечают. Вы ведь помните народную поговорку: куй железо, пока горячо…

Вздох сделал свое дело

Еврейский вздох – это рукоятка ключа, с помощью которого раскрывается сердце, и человек видит, что нет никакого толка сидеть сложа руки. Нужно понять, что ты, ты можешь сделать в распространении Торы и в укреплении заповедей. Один напишет об этом, другой об этом расскажет, а третий даст на это деньги.

«Я вам пишу»

Кого боялся Каин?

В городе Ростове живет Андрей Мацанов, медик, человек нерелигиозный. В Иерусалиме обосновался его родственник Зеев Гольдин – физик, который утверждает: «Я не верю, я знаю, что Б-г есть!» Оба родича любят скоротать вечерок перед голубым экраном компьютера, посылая друг другу электронные депеши. Ростов корректно ставит трудные вопросы, Иерусалим, подумав, отвечает. Вот пример.

Аркадий: «После убийства Каином Авеля на земле оставалось три человека -Адам, Ева и сам Каин. А он заявляет: «И всякий, кто встретится со мной, убьет меня…» Кто это – «всякий»?

Зеев: «Из устной традиции мы знаем, что у братьев были сестры, на которых они и поженились. К моменту ссоры у Каина и Авеля уже народилось множество потомков. Их мести и боялся Каин…»

Стоп-кадр

Пара строк

В конце двадцатых годов знаменитая Лубянка не поменяла своего лица: там по-прежнему есть подвалы, где расстреливают, комнаты, где проверенные уборщицы замывают разбрызганную по стенам кровь. Но внешне все уютненько: фикусы в углах, графин с водой на столике у окошка, сотрудники во френчах и барышни в строгих блузках спешат с картонными папками туда-сюда. Часовой в приемной объяснил хабаднику Залману Певзнеру, куда идти, старательно обкатывая обновленное в пролетарском обиходе «Вы»:

– Поднялись на второй этаж. Там два коридора. Вам – тот, который налево. И еще полпролета по маленькой лестнице. Понятно, гражданин? Певзнеру было понятно, что его будут цеплять. За что и как, он сейчас узнает. Но общее направление известно: религия, Ребе, ХАБАД. Он к тому же человек с пятном: имеет смиху раввина. В новой советской действительности этот титул может обернуться большим злом, чем служба у Деникина. Чувствуя противную дрожь в коленях, реб Залман постучался в нужную дверь. В кабинете было несколько человек – все «ихние». Один из чекистов заговорил быстро и напористо, посылая улыбки:

– Вот что, гражданин Певзнер:.. Вы, наверное, в курсе, что раввин Йосеф Шнеерсон получил разрешение на выезд за границу и вчера отбыл в Ригу. Мы хотим просить вам об услуге… Певзнер подумал: «Да, конечно – Ребе, ХАБАД…» У него пересохло во рту. Он спросил хрипловато:

– Что за услуга?

Чекист выложил на стол лист бумаги:

– Вы должны здесь, в нашем присутствии, написать своему Ребе письмо. Писать Ребе – это же у вас принято, это даже почетно… «Какая же сволочь их научила?» – промелькнуло в голове у реб Залмана.

– «Какой-нибудь наш, ублюдок…» Он заставил себя пожать плечами:

– О чем же писать?

– Ну, там привет, благословение… И расскажите заодно, что собираетесь строить микву где-то под Москвой. Но средств мало, пусть Ребе вам пришлет… Пишите на своем языке, у нас ребята потом проверят, чтобы без ошибок. Неудобно ведь Ребе с ошибками писать… Присутствующие добродушно засмеялись. Реб Залмана прошиб холодный пот. «Это им нужна ниточка, связь,» – лихорадочно пронеслось в голове. – «Чтоб пришел ответ, деньги… Чтоб на них потом лепить связь с заграницей, арестовывать… И все строится на моем письме. А если я не напишу, то не выйду…»

– А если я не напишу? – спросил он и сглотнул.

– А зачем вам себе судьбу портить? -удивился чекист. – Чиркнули пару строк – и гуляйте на свободе… Певзнер попросил неделю на раздумье Люди во френчах согласились. Он пришел, что-то мямлил, потом попросил о новой отсрочке. Они переглянулись, но кивнули головами. Но на третьей встрече и он, и чекисты знали, что это уже все, «станция-вылезайка».

Реб Залман молился про себя, прося Творца послать ему выход из вонючего тупика. И вдруг он увидел щель и свет. Просвет.

– Чего это вы там пишете в углу листа? – полюбопытствовал хозяин кабинета.

-Ах, не мешайте, – передернул плечами реб Залман. – Нужно перечислить все титулы Ребе, тогда это будет выглядеть достоверно…

Он писал все титулы, которые только знал: «Учитель сыновей Израиля», «Колонна мощи», «Молот десницы», «Прославленный гаон» и т.д.

В обращении к Любавичскому Ребе эти титулы никогда не употреблялись. Реб Залман надеялся, что Ребе поймет…

– Ну, вот и славно, – сказал чекист, вертя письмо с еврейской галиматьею. -Проверим, отправим… А вы идите и трудитесь спокойно. И ждите ответа. Ответ не заставил себя ждать. Оттуда, из Риги, Ребе Йосеф-Ицхак писал: «Письмо ваше меня очень удивило. Я же раввин, а раввины приучены получать деньги, а не давать…» Точка.

Круговорот

Слезы в эфире

Передача «Сиеста» транслировалась по местному радио в Хайфе – ползла себе тихонечко, как сани в гору. Любвеобильные пенсионеры заказывали песни в честь многочисленной родни, а ведущая Рики Аргов деревенеющим языком присоединялась к очередному поздравлению. Но вот позвонила некая Авива и заказала песню в честь бат-мицвы своей дочери. Потом сказала: «Это все, что я могу сделать для нее. Ну, может быть, еще заказать порцию пиццы. На остальное просто нет денег…» И разрыдалась.

Рики бросила в эфир: «Горько…» Это переполнило чашу спокойствия у радиослушателя Яакова Гонена, жителя мошава Менахемия. Он тут же связался со студией и сказал, что берет все расходы по бат-мицве на себя. Яаков -человек пожилой и отнюдь не богатый. Но зато он накопил кучу друзей, однополчан, сослуживцев. Гонен обошел их с целлофановым пакетом – и вот уже снят зал торжеств, заказан ужин, стекаются гости. Гонен с друзьями тоже прикатили.

Торжество снималось на видео. Тут выяснилось, что у Авивы с дочкой нет видеомагнитофона. Яаков тут же переговорил с приятелем – владельцем магазина «Сан электрик». Тот, не моргнув, согласился подарить видик.

Нехудо с евреями, а? Могут, когда хочут…