Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Фарбренген" № 3

Июль 2001 Тамуз 5761

Редактор: Эзра Ховкин

Издатель:

Ор Авнер

ХАБАД Любавич

Россия

Шаги Мошиаха

Я муж, который видел

Говорили большие праведники про раб-би Моше Тейтельбойма, что в нем воплотилась душа пророка Ирмияу – того, кто видел и оплакал разрушение Первого Храма…

В три траурные недели, которые предшествуют Девятому Два, рабби Моше был особенно мрачен, но все же не уставал повторять: «Я муж, который видел развалины нашей святыни… Теперь я мечтаю встретить Мошиаха, который может раскрыться в любую минуту…»

Рабби Моше не ложился спать, не убедившись, что рядом с постелью лежит узелок с мацой, бутылка с еврейским вином и субботние одежды. Когда на улице люди закричат «Мошиах!», он тут же наденет штраймал и атласный сюртук, возьмет припасы и последует за нашим избавителем на Святую землю. Днем, во время занятий, рабби Моше прислушивался к каждому подозрительному шуму и все время спрашивал учеников:

– Может быть, это шофар Мошиаха?..

В две строки

Жизнь в луче

Каждый еврей или еврейка обладают огромной духовной силой. Поэтому они способны не только сами находиться в луче Б-жественного света, связанного с соблюдением Торы и ее заповедей, но и увлечь туда, в этот луч, своих друзей и близких.

На одной ноге

Средство от заикания

Суббота. Синагога. Весь народ еврейский при параде – сюртуки, талесы, сапоги начищены, на лицар покой. Закончилась молитва «Шмонэ эсрэ», сейчас будут выносить свиток Торы. К раввину, рабби Иехезкелю из Шиневы, подходит щуплый молодой человек и сообщает, что у него скоро свадьба и ему по обычаю полагается «ойфруф», вызов к Торе. А потом:

– Р-раби, только я не могу п-п-под-ня-ться к Торе. Я стесняюсь…

– Чего это вдруг?

– Все б-будут слышать, как я з-з-за-икаюсь…

Раввин задумался на минуту, а потом сказал:

– Ничего не бойся. Положись на меня.

И вот жених, «а хосан», с бледным лицом поднимается на возвышение, где читают Тору. Как только он начал произносить благословение, рабби Иехезкель… Ну, как вы думаете, что он сделал? Избавил парня от заикания?.. Нет, это было, видно, не в его силах. Но раввин стал хлопать в ладоши и кричать, устроив прихожанам бесплатное представление. А на заику никто не обратил внимания.

Потом, выродя на улицу, раввин слышал, как у него за спиной кто-то впол-голоса довольно ядовито произнес:

-Цудрейтер…

Рабби Иехезкель медленно шагнул в грязь своими начищенными сапогами, неся на лице субботний покой.

География души

Глубина и сила

Алтер Ребе учил своих хасидов всему, в том числе – как вести хозяйство, что есть и во что одеваться. Он просил держаться «средней линии», не впадая ни в скупость, ни в расточительство. Хотя ему требовались крупные суммы денег для помощи евреям, живущим на Святой земле, но он не разрешал жертвовать больше, чем человеку позволяли его возможности.

Среди хасидов Алтер Ребе был богатый лавочник реб Ирмия из местечка Плешни-цы. Этот человек делал все красиво и помногу: много учился, много ел, богато одевался, щедро жертвовал деньги на помощь беднякам. Однажды он пожаловался, что никак не может добиться в молитве и учебе глубины и всплеска жизненной силы.

Отвечал Алтер Ребе:

– А где ты возьмешь эту силу и глубину? В сдобном хлебе, который ешь даже в будни, или в шелковых одеждах, которые носишь постоянно? Если хочешь жить, как хасид, чтобы дух возобладал над материей, тогда…

Что «тогда», богач уже понял.

Совет Ребе

Не мешай

Не думаю я, что удача придет к людям или организациям, которые преследуют своих работников за приработок на стороне. Не можешь обеспечить нормальную зарплату – должен помочь им отыскать дополнительный заработок. И уж во всяком случае – не мешать.

Колонка редактора

Назад к подтяжкам

Меня маменька ругает, тятька пуще бережет, Как приду домой с гулянки, он с поленом стережет.

В дореволюционное (и доперестроечное) время проблема законного брака, своевременной рождаемости и отсутствия ненужных заболеваний регулировалась с помощью полена. Этот снаряд обродился налогоплательщикам довольно дешево, а свою историческую роль по сбережению рода людского выполнил с честью. Я не сомневаюсь, что в более терпимой и гуманной еврейской среде пользовались вожжами, а люди состоятельные – подтяжками.

Теперь по-другому. Теперь, во-первых, свобода, а во-вторых, объявили по израильскому радио:

«Бери презерватив!

Чтобы общаться

И в живых остаться…»

А на фестивале неформального секса в Калифорнии в толпу просто горстями швыряли указанные предметы, возможно, с автографом Клинтона.

В прогрессирующих странах борьба со СПИДом обходится налогоплательщикам в миллиарды долларов. В неграмотной Африке просто вымирают целые племена. Так что ж, назад к полену? Или подтяжкам?

Недавно к нам с женой позвонила одна молодая дама. Десять лет назад ее, злющего подростка, уже умеющую закурить с матерком, привезли в Израиль с Украины в рамках Чернобыльского проекта и отдали в хабадскую школу. Там ее мучали религией, заставляли носить юбку и запрещали ездить в Тель-Авив по субботам. Потом она вышла замуж за такого же «русского», родила детей, продолжает родить в юбке, купили неслабую квартиру, живут…

Я подумал: сколько же возможностей ты упустила, детка…

Ты могла бы стать девушкой по сопровождению.

Ты могла бы узнать, что такое «природ», «джеф» и «отродняк».

Тебя могли бы разобрать на органы и продать за кучу баксов.

А вместо всех этих перспектив ты показываешь подрастающей дочке мужнины подтяжки с видом на море.

Ай-яй-яй-яй-яй! Ай-яй-яй-яй-яй…

Жемчужины Танин

Чудо существования

Вот ответ сектантам, не верящим, что Всевышний осуществляет надзор за каждой вещью в нашем мире, а также отрицающим чудеса, описанные в Торе. Корень их ошибки заключается в следующем: они, блуждая в потемках своей фантазии, уподобляют дело рук Всевышнего, Творение небес и земли, поступкам и ухищрениям человеческим. Когда ремесленник сделал сосуд, то может идти себе – этот сосуд, чтобы существовать, чтобы сохранять свое строение и форму, больше не нуждается в силе мастера…

Таким же образом представляют себе эти люди и Б-жественное Творение. Видно, залепило грязью их глаза, и они не видят огромную разницу! То, что доступно человеку – это изменить форму и строение вещи, сделав из уже существующего нечто новое, например, из слитка серебра – драгоценный сосуд.

Но Творение небес и земли представляет создание той или иной вещи из НИЧЕГО… Это действие выше природного порядка, это чудо неизмеримо более высокое, чем рассечение Красного моря…

Если Сила Творца, не дай Б-г, покинет сотворенную вещь, она превратится в абсолютное НИЧТО. Отсюда видно, что Сила Творца должна присутствовать в сотворенной вещи постоянно, оживляя ее и поддерживая ее существование. Такой силой являются буквы из Десяти Речений, благодаря которым возникла эта вещь. Об этом сказано: «И Ты оживляешь все…» Наши мудрецы дополняют: не только оживляешь, но и ОСУЩЕСТВЛЯЕШЬ, превращаешь НИЧТО в НЕЧТО.

Это происходит благодаря еврейским буквам, от «Апеф» до «Тав»…

Просто «Эх!»

Реб Ханох-Гендель долго, очень долго жил в Любавичах. К тому времени главой хабадников стал внук Цемах Цедека Ребе Шолом-Довбер.

Однажды брат Ребе, реб Залман-Агарон, проходил мимо синагоги и услышал голос молитвы, который взял в плен его душу. Он остановился, прислушался, зашел и увидел реб Ханох-Генделя, который, завернувшись в талес, стоял у стены, Он произносил слова не очень громко, но напев, но голос, но душа… Брат Ребе сел на скамью и стал слушать. Вскоре к нему присоединился реб Хаим-Меир, мясник. Его тоже «захватило». Потом к ним подсел еще один еврей. Реб Хаим-Меир сказал вновь пришедшему: «Вот это молитва… Эх!…»

Когда они вышли на улицу, он повторил: «Эх, ну и молится он… За такую молитву я бы не пожалел отдать самую лучшую говяжью вырезку!..»

Реб Залман-Агарон пришел к Ребе Шолом-Довберу и рассказал ему эту историю. Брат выслушал его очень серьезно и потом сказал:

– Ханох-Гендель, сам того не ведая, помогает лучше соблюдать заповеди очень многим людям. Когда этот мясник и другие евреи придут в синагогу и вспомнят, как молился Ханох-Гендель, они скажут: «Эх!..» И это самое «Эх» дороже Всевышнему, чем учеба самых больших умников…

Экран анекдота

Ради гуманизма

Один почтенный и любознательный немец путешествовал по Российской империи, изучая быт и нравы. Принесло его однажды из любопытства в хасидскую синагогу. Вошел он и обомлел! Шум и крик, как при штурме Измаила. Хасиды поют, танцуют и плачут на молитве, а кто-то делает «лехаим». Сперва немец чуть не потерял сознание. Но потом до него дошло, в чем дело. Путешественник выбежал на улицу и воскликнул со слезами на глазах:

– Какой гуманный народ эти евреи! Даже для сумасшедших у них есть своя синагога…

Любавичский Ребе

Истина за кадром

(Ответ на письмо)

Вы пишете, что трудно понять, как Всевышний, Который добр и милосерд, посылает в мир землетрясения или извержения вулканов, приносящие огромный ущерб и гибель людей…

Свой ответ я хотел бы начать с простого примера. Предположим, что вы

зашли в дом к человеку, которого мало знаете, и увидели, что он сладко спит или, напротив, трудится напряженно и творчески, в поте лица. В первом случае можно предполо-жить, что это лодырь, живущий серо и бес-полезно. Во втором – что перед нами один из тех, на которых держится мир.

И то, и другое мнение, скорей всего, будет ошибочным. Тот, кто спал, может оказаться дельным и серьезным человеком, который прилег, чтобы перевести дух. А тот, кто трудился, оказывается, делал это, чтобы получить вознаграждение и сразу забыть о делах своих рук.

Общее правило: тот, кто наблюдает лишь малую толику происходящего, в подавляющем большинстве случаев обречен на ошибку. Явление, которое кажется нам плохим, поменяет свою окраску, если мы узнаем, что предшествовало ему и что произойдет потом.

Мы говорим об отдельных ошибках, но тем более это свойственно общему взгляду человека на мир, в котором он живет. Извержения вулканов или землетрясения – это лишь одно звено в цепочке событий, которая началась от сотворения мира и закончится в конце времен. Тот, кто вырвет из этой цепочки одно звено и начнет «анализировать» его – неизбежно ошибется.

Все сказанное – совсем не повод, чтобы еврей считал себя песчинкой в океане мироздания. Знание границы своих возможностей помогает нам нацелить свои силы в том направлении, где еврей незаменим: мы можем переделать этот физический и низкий мир и сделать его жилищем Творца. Тогда изменится земля, мудрость Б-га зальет весь мир. И многие тайны перестанут таковыми быть.

Проценты с капитала

Алтер Ребе, первый глава хасидов ХАБАДа, объяснил, что означает поговорка: «Награда за мицву – мицва». Каждая выполненная заповедь привлекает в наш мир новую толику Б-жественного света, которая раскроется во времена Мошиаха.

Это, так сказать, основной капитал. Но с капитала, как известно, бывают проценты. Любая заповедь, например, плодиться и размножаться, связана с определенным участком еврейской жизни. Выполняя мицву, еврей одновременно просит Творца помочь ему в том деле, с которым эта заповедь связана.

И получает ответ, получает благословение.

След мудреца

За 20 веков до Фрейда

Один «кути», самаритянин объявил, что умеет разгадывать сны. Сказал рабби Ишмаэль, сын рабби Йоси: «Да неужели я не пойду и не разоблачу этого обманщика?!» И он отправился в путь. Пришел в селение, где жил самаритянин, нашел его и уселся неподалеку.

Пришел к провидцу такой же самаритянин и рассказывает странный сон: «Я видел оливковое дерево, политое оливковым же маслом…»

Сказал толкователь важно: «Оливковое дерево – символ света, потому что лист этого дерева голубь принес Ноаху в знак того, что кончился потоп, во время которого не было ни дня, ни ночи. Оливковое масло – тоже символ света, так как его наливают в плошку и потом зажигают фитиль свечи. Дерево и масло – это знак того, что скоро увидишь ты очень большой свет…»

Воскликнул рабби Ишмаэль: «Пусть не будет больше таких глупцов на свете! Поливание дерева это символ близости с женщиной. А если дерево поливают тем маслом, которое вышло из него… Ты согрешил со своей матерью, признавайся!..»

Посетитель повесил голову. Это было правдой.

Тайна

Юный сюртук

Странник в лормотьях пришел в город, где жил гаон Эльяким Гецл, один из основателей движения «мусар». Рабби пригляделся к нему и понял, что это «бен-товим», человек из хорошей семьи и сам имеет возвышенную душу.

– Хотите, я достану вам новый сюртук? – предложил рав Эльяким.

– Хас ве-шалом! Ни в коем случае! – отвечал странник. Для меня и старый хорош…

Бен-товим отправился ночевать в «хекдеш», бесплатную гостиницу для таких, как он. А гаон стал думать, как бы все же изловчиться и помочь бедному страннику. И в конце концов к нему пришло поистине гаонское решение. Он вызвал портного, привел его в комнату, где притомившийся путник спал непробудным сном, и сказал:

– Сними с него мерку и за ночь сшей для него новый сюртук. А я заплачу тебе вдвое, втрое больше…

Всю ночь портной кроил и метал стежки. И на рассвете новый сюртук повис на спинке кровати в комнате странника, а старый, скорее всего, был отправлен туда, где ему было и место – на помойку.

Бен-товим проснулся и не поверил своим глазам: куда подевались дыры и заплаты на его сюртуке?! Он помолодел, обновился, окреп… В изумлении путник поспешил к рабби Эльякиму и воскликнул:

– Посмотрите, что со мной случилось этой ночью! Вместо старого сюртука появился новый! Но, рабби, имею ли я право его носить? Можно ли мне пользоваться чудом?

Гаон спросил:

– Сюртук вам впору?

– Впору.

– Значит, так решено на Небесах. Оставьте сомнения и носите на здоровье!

Коварная галантерея

Эту историю рассказывал праведник и чудотворец рабби Меир из Премышлян.

В свое время немецкий император спросил у рабби Шимшона из Вены: «Почему евреи так долго находятся в изгнании?»

Ответил ему наш мудрец: «Из-за беспричинной ненависти друг к другу евреи отправились в галут и из-за глупой зависти никак не могут выбраться оттуда…»

Император пожал плечами: странными показались ему слова мудреца, почти лишенными смысла…

Однажды император отправился на охоту. Увлекшись погоней за зверем, он потерял свиту и сбился с пути. Уже темнело, когда он увидел за рекой огни деревни. Недолго думая, император сбросил камзол, сапоги и в одной рубахе переплыл реку, надеясь получить пищу и ночлег. Но немцы – народ аккуратный. Никто не захотел пускать в дом бродягу, перепачканного в тине, с колючками в бороде. По счастью, жил в селении один еврей, который обогрел и накормил беднягу, поделился с ним одеждой и спать уложил. Наутро незнакомец спрашивает: «Как отсюда добраться до Вены?» – «Туда путь неблизок, но у меня есть телега с лошадкой, и я тебя подвезу».

Услышала это хозяйка дома и шепчет мужу:

– Послушай, а вдруг этот бродяга нападет на тебя по дороге? Да и заплатить он тебе не сможет – по роже видно, что у него ни гроша за душой.

Муж отвечал ей с улыбкой:

– Я хочу помочь человеку и не думаю, что Всевышний за это накажет меня. И расплатиться этот парень тоже сможет -так мне сердце говорит.

Отправились они в путь и через какое-то время приехали в столицу.

– Ну, куда мне везти тебя? – спрашивает еврей.

– Вези к императорскому дворцу.

Хозяин повозки удивился, но стегнул лошадок – и вот они уже у переднего врода, где стражники в блестящих латах строго смотрят на прохожих. Спутник еврея соскочил с телеги и бросился во дворец. Возница раскрыл рот от удивления, хотел повернуть лошадку и уерать поскорее, но не тут-то было. Выбегают слуги и, подхватив его под руки, ведут во дворец. Еврей сперва перепугался до смерти, но когда увидел вчерашнего бродягу сидящим на троне, то все понял.

– Ну, – спросил император, – как я могу наградить тебя за все, что ты для меня сделал?

Еврей хотел что-то сказать, но не мог – поджилки дрожали. Император решил ему помочь:

– Хочешь получить сто золотых монет? Еврей молчит.

– Хочешь тысячу золотых монет? Еврей молчит.

– Хочешь, я подарю тебе поместье, и ты будешь жить в нем, как важный барин? Опять молчание. Император рассердился:

– Решай поскорей! А то я дам тебе пару монет, как водится в таких случаях, и больше ты ничего не получишь! Еврей понял: когда еще будет у него такой шанс – чтобы человек на троне согласился исполнить любое его желание? И он сказал:

– Ваше императорское величество! Я зарабатываю на хлеб тем, что торгую в деревне разной галантереей. А один нехороший еврей тоже приходит туда продавать ленты да гребешки. Будьте так добры, прикажите своим гвардейцам, чтобы они не пускали его к нам!..

Император чуть не упал с трона. Подумать только: у человека есть возможность стать богатым, жить в своем поместье, а он завидует еврею, который перебил у него пару грошей…

Выходит, рабби Шимшон был прав? К сожалению.

На семи ветрах

А дальше было чудо

Еврейская женщина, у которой исчез муж и не оставил гет – разводное письмо, считается «агуной». Она не может вступить в новый брак, пока не получит развод от прежнего мужа. А где он?

Рав Егуда Гордон, член дирекции раввинских судов Израиля, совсем не задаром заработал свое прозвище «охотник за мужьями». Он разыскивает пропавших супругов, чтобы в присутствии свидетелей получить от нир долгожданный гет. Гордон (он родом из Вильнюса) в основном действует на территории СНГ. Но это не значит, что джунгли Индии или пабы Таиланда для него заказаны – бывал и там. Процесс получения гета, сам по себе довольно мирный, осложнен и накален прежними обидами и нынешним беспределом. Вот история, одна из многих…

В раввинат Израиля обратилась женщина средних лет, врач, с просьбой помочь ей получить гет от бывшего мужа, который

живет сейчас с русской женщиной в одном из городов Украины, но и прежнюю супругу (из мести, что ли?) тоже хочет держать на крючке. Набрав еще с десяток поручений подобного рода, рав Гордон прилетел в СНГ. Звонок тому мужу:

– Я раввин из Израиля. Мы хотели бы получить от вас гет…

На другом конце провода перебивают:

– Слышь, раввин, я живу на третьем этаже. Если ты появишься, я обещаю спустить тебя со всех лестниц.

Гордон не обрадовался этому обещанию, но и не особо испугался. Обладая даном по дзю-до и имея в водителях бывшего «афганца», он рассчитывал уклониться от конфликта. Но главное – убедить крутого мужа написать гет – а это материя тонкая, духовная, тут лучше бы без кулаков… Трясясь в «газике», Гордон всю дорогу читал Псалмы Давида. Когда приехали по адресу, сказал «афганцу»: «Витя, ты пока посиди в кабине…» И вместе с коллегой раввином стал подниматься по тем самым лестницам, с которых ему нагадали полететь…

Дальше было чудо. На стук открыла женщина в брюках, русская жена. Ослепительная улыбка: «О, раввины! Добро пожаловать!» Вслед за ней выплыл крутой еврейский дядя: «А, так это вы раввины из Иерусалима? Прошу, прошу».

Дивясь и опасаясь, рав Гордон стал рас-^кладывать нужные документы. При этом он обратил внимание, что мебель в гостиной перевернута, картины висят криво, скатерть на месте простыни, а та на месте скатерти… Спросил мимоходом: «А что это у вас?» И услышал такую историю.

Этой ночью русской женщине приснился вещий сон: что у ее благоверного где-то далеко-далеко есть другая жена… Поутру, спозаранку она начала расследование: «У тебя есть еще одна жена?» – «Окстись, откуда?» – «Врешь!»

Дальше с обеих сторон пошли в род предметы. Под влиянием удара шваброй муж «раскололся», и даже сказал, что где-то поблизости есть раввин, который может помочь с разводом. Теперь понятно, почему Егуда Гордон получил долгожданный гет на блюдечке с голубой каемочкой.

Спускаясь по лестнице, он продолжал читать Псалмы.