Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хайей Соро

בס»ד

דבר מלכות

פרשת חיי שרה

Любавичский Ребе

Менахем Мендел

Шнеерсон

Избранные беседы

Письма

Хасидские истории

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Глава Хайей Соро

Издание «Хасидус по-русски»

г. Бейтар Илит,

5766 год от Сотворения мира

Беседа Ребе

Глава Хайей Соро

В сегодняшней главе сказано: «и умерла Сара в Кирьят Арба, он же – Хеврон, в земле Ханаан[1]«. Объясняет Зогар, что «Сара» указывает на тело, а «Авраам» – на душу.

Более подробно: «и умерла Сара – это тело. В Кирьят Арба[2] — поскольку тело состоит из четырех основ. Он же – Хеврон — поскольку, пока человек жив, все четыре основы соединены вместе. И пришел Авраам – душа – оплакивать Сару – тело» (как объясняется там, что также после смерти душа все еще связана с телом).

Эта идея – что Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, должна быть применима ко всей Торе. И на первый взгляд, нужно понять: если Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, что же тогда означает: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса[3]«?

2

Это станет понятно, если сначала объяснить известное учение Баал Шем Това, основанное на стихе[4]: «когда ты увидишь осла врага твоего…[5]» – в отношении того, что служение Вс-вышнему должно быть основано на работе именно вместе с телом:

«Когда ты увидишь осла» – если ты вглядишься в свою материальность[6], в свое тело — ты увидишь, что она «враг твой«, поскольку оно ненавидит душу, стремящуюся к Б-жественности и к духовности, ибо в начале жизни человека и в начале служения тело и душа ненавидят друг друга.

«Лежит под своей тяжелой ношей«. «Тяжелая ноша» – это иго Торы и заповедей. «Его (тела) ноша», ибо заповеди даны только душам, облаченным в тела, поскольку цель – очистить тело. Тем не менее, ему (телу) это кажется «тяжелой ношей«, и оно не желает этого. Само собой – оно «лежит под своей ношей».

«И ты прекратишь помогать ему«. Ты можешь подумать: если тело «лежит под своею ношей», то, наверное, нужно заняться служением, ориентированным только на духовность, а тело сломить посредством постов и истязания плоти. Говорят ему: «помогая, помоги вместе с ним», поскольку нужно очистить и исправить именно тело.

3

В чем идея?

Кроме того, что заповеди были даны именно душам, облаченным в тела – также сами заповеди облачаются именно в предметы материального мира.

Не только заповеди, связанные с практическим действием, но также и заповеди, которые являются «обязанностями сердца» – такие, как любовь к Вс-вышнему и страх перед Вс-вышним, и «обязанностями разума» – такие, как заповедь веры в Единство Вс-вышнего — даже эти заповеди должны исполняться материей сердца и мозга.

Например: заповедь любви к Вс-вышнему. Подобно тому, как в материальности «добрый слух утучняет кость[7]«, как рассказывается в Геморе[8], что от доброй вести кости стали шире, — также и любовь к Вс-вышнему, «близость Б-га – благо мне[9]«, которую человек чувствует в своем сердце, должна проявляться в его теле.

И то же – в отношении страха перед Вс-вышним: мало того, что мозг или даже сердце должны сжаться от страха, но и в самой материи мозга и сердца должен быть ощутим Б-жественный страх.

Также на это есть у нас пример от наших учителей.

Известна история про Алтер Ребе, как однажды во время молитвы (в Рош аШоно или в Йом Кипур), дойдя до слов «увехейн тейн пахдехо[10]» – он начал кататься по земле, говоря «пах…», «пах…», ибо от великого страха перед Вс-вышним он не мог закончить слово. Прошло какое-то время, пока он смог завершить слово «пахдехо».

Еще история про Ребе Цемах Цедека: в первые годы его руководства, он как-то сидел с хасидим на фарбренгене. Принесли спирт[11], и он выпил один стакан, и еще один, и приказал налить третий стакан. После этого он провел рукой по лбу, и было совершенно не заметно, что он пил спирт.

Потом Цемах Цедек объяснил, что он задумался о величии Вс-вышнего, и на него напал страх, а «страх отрезвляет от крепкого вина[12]«. Страх перед Вс-вышним был для него настолько ощутим, настолько «материален», что нейтрализовал воздействие спирта.

То же самое – в отношении любви.

Рабби Менахем Нохум из Чернобыля – говорил, что он растолстел от того, что отвечал «омейн йеhей шмей рабо…[13]«. Мысль о «Его великом имени» которое «благословенно вовек и во веки веков», ибо Б-жественный свет притягивается[14] во все миры, в том числе и в материальный мир действия – пробуждала в нем такую любовь и наслаждение, что он растолстел.

4

Обдумывая все «кавонос[15]» заповеди, но не исполняя заповедь практически; например, обдумывая все тайные смыслы заповеди тфилин, но практически не накладывая их – не только не исполняют заповедь, но даже совершают грех – поскольку не исполнена заповедь тфилин.

Но если практически накладывают тфилин, не имея при этом необходимых «кавонос» – или потому, что не знают этих «кавонос», или знают, но не задумываются о них – это наказуемо, поскольку должно присутствовать также намерение заповеди, но сама заповедь исполнена.

У одного из внуков Цемах Цедека должен был быть брис[16]. В Любавич было тогда два моэля. Один был старый, знал писания Аризаля[17] – все или не все, но то, что относится к заповеди обрезания – он знал. А второй был молодой, специалист, но гораздо более «простой еврей», чем первый. Цемах Цедек сказал, что нужно взять второго, и объяснил причину – потому что нужно просто, физически, отрезать крайнюю плоть[18].

И это смысл того, что сказано в Писании: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голос», по объяснению Зогара, что «Сара» указывает на тело:

Основная цель Творения – материальный мир. Сейчас эта цель сокрыта, но в будущем это раскроется, вплоть до того, что душа будет получать питание от тела. Праотцам, как известно, «Вс-вышний дал попробовать вкус будущего мира в этом мире[19]«, поэтому Аврааму было сказано «все, что скажет тебе Сара — слушай ее голос».

***

5

То, что говорилось выше, что основная цель Творения – материальный мир, подчеркивается также в порядке проверки здоровья человека перед призывом в армию. В основном проверяется физическое здоровье, а состояние души учитывается лишь настолько, насколько это имеет отношение к физическому здоровью. Поэтому, если по своему душевного состоянию он не входит в число тех, кто имеет признаки «шойтэ[20]«… («ночующий на кладбище[21]» и т.д.), и тело его здорово – его призывают в армию.

И следует добавить, что душевное состояние само по себе не только не важно для мобилизации в армию, но наоборот, иногда даже является недостатком. Как сказано: «сила души – слабость тела[22]«.

И следует отметить также псак дин[23], «каждый, кто принимает на себя иго Торы – снимают с него иго царства и иго заботы о заработке[24]«. Посредством принятия ига Торы душа становится сильнее, и само собой, тело становится слабее. Как сказали РаЗаЛ[25], что Тора называется «ойз ветушио[26]«, «ойз[27]» – усиление Б-жественной души, и «тушио[28]» – ослабляет силу животной души.

[В этом псак дине («каждый, принимающий на себя иго Торы – снимают с него иго…») не ставится условий относительно времени принятия ига Торы. Даже если его уже призвали идти в армию через два-три дня – это еще не окончательно. Если он примет на себя – сейчас – иго Торы – освободят его от ига царства и ига заработка[29]].

Почему при призыве в (материальную) армию не так важно духовное состояние, как физическое? – Поскольку таков порядок в духовности, в армии Вс-вышнего:

Основная работа в исполнении заповедей – это практическое действие, «действие – это основное[30]«, связанное с телом, и не в такой степени – духовное намерение, связанное с душой. Как говорилось выше, что даже если у него будут все кавонос, но не будет практического действия, он не исполнит своей обязанности, но когда он исполняет заповедь практически, даже без кавонос, — его берут в армию Вс-вышнего.

Нужно только остерегаться таких вещей, которые являются признаками «шойтэ», как «ночующий на кладбище». Смысл этого в духовности: в течение дня он занимается Торой и заповедями, но ночью, когда его душа поднимается наверх, он оставляет свое тело ночевать на кладбище, место клипойс[31], которые называются «мертвыми». И подобно этому – «теряющий то, что ему дают[32]«, что в духовности это означает, что он теряет аспект «ма«, — силу битуль[33] и каболас ол[34], которую даруют ему Свыше.

6

В общем, нужно знать, что поведение хасидим затрагивает также Ребе.

В маамаре Адмура Рашаба[35], который он сказал в своей последний день рождения в этом мире (20 хешвана), начинающемся словами «Смухим лоад[36]» 5680, он приводит слова Зогара[37] «авол самах до эзер[38]«. В общем, есть различие между «самах» и «эзер», ибо «самах» означает, что поддерживают его, чтобы не упал больше, а «эзер» – когда он обновляется посредством помощи и поддержки. Но здесь Зогар объясняет, что здесь смиха[39] подобна помощи, когда нижний поддерживает высшего.

Что это означает для нас? – То, как мы ведем себя (поведение «нижнего») затрагивает также Ребе («высшего»).

И как известна история про хасида р. И.М. из Полтавы, когда он вошел на йехидус[40] к Ребе Могарашу[41], и сказал ему Адмур Могараш: «когда есть Ребе – есть хасиды, но – хасиды, которые занимаются авойдо[42]«. И завершил: «хасиды, когда они были хасидами и «людьми дела» в служении — они укрепляли Ребе.

И из этого понятно насколько велика ответственность хасидим, связанных (мекушорим) с Ребе, поскольку их поведение затрагивает Ребе. Поэтому, если он ведет себя не так, как нужно, не дай Б-г, — он не только «наносит увечье самому себе[43]» (хотя он не имеет права делать так, но он свободен от наказания), но также «наносит увечье другому», и это наказывается по закону Торы. И в нашем вопросе, «другие» – это общая душа и т.д. и т.д., и его ответственность очень велика.

(Ликутей Сихойс т. 1 Хайей Соро)

(לקו»ש כרך א’ פ’ חיי שרה)

Открытие всемирного съезда шлухим 5752 (1991) г.

Находясь в начале и открытии всемирного съезда шлухим[44], — посланников моего святого тестя и учителя, Главы нашего поколения, во всех странах мира, следует напомнить, прежде всего, о главном, и объяснить, в чем состоит миссия посланников в нашем поколении в общем, и в особенности – то новое, что добавилось в последнее время в работе посланничества, — встретить нашего праведного Мошиаха с наступлением истинного и полного избавления.

Уже говорилось несколько раз, кроме общей идеи в миссии и служении сыновей Израиля в общем, в качестве посланников Вс-вышнего, выражаемой принципом «Я сотворен лишь для того, чтобы служить своему Создателю», и, в особенности, посланников Главы поколения – и эта общая идея миссии одинакова во все времена, – время от времени добавляется новая задача в шлихус, особая миссия, которая проникает во все детали посланничества, и становится «вратами», через которые поднимаются все остальные аспекты посланничества.

Тем более и тем более в нашем вопросе, когда речь идет об принципиально новой задаче, выражающей не только частный (или даже общий) аспект в шлихус, но основной и наиболее общий принцип, более того, самую общую идею Торы, – подготовку к приходу Мошиаха – охватывающую все отдельные детали работы посланничества.

И, как уже говорилось много раз (и особенно в последние месяцы и недели), что в соответствии с уведомлением наших мудрецов, что уже «прошли все сроки», и уведомлением моего святого тестя и учителя, Ребе, Главы нашего поколения, что уже сделали тшуву[45] также, вплоть до того, что уже закончили все аспекты работы (даже «чистить пуговицы») и мы все готовы встретить нашего праведного Мошиаха — работа и миссия сейчас состоит в том, чтобы быть готовыми практически к тому, чтобы встретить приход Мошиаха реально!

И отсюда понятно, что цель нынешнего всемирного съезда шлухим заключается в том, чтобы обсудить вместе и принять добрые решения с намерением выполнить их на практике, каким образом исполнить этот особый шлихус нашего времени: встретить приход Мошиаха.

2

В посланнике соединяются две совершенно противоположные идеи:

(1) это самостоятельная личность, отдельная от посылающего, действующая независимо, в соответствии собственным пониманием;

(2) он должен быть подчинен посылающему, чувствовать, что он — его посланник, действовать, не отклоняясь от его воли и мысли. Отклоняясь от воли и мысли пославшего его – он прекращает быть шлиахом. Более того: он знает, что силы, которые у него есть, чтобы исполнить свою миссию – есть у него благодаря тому, что мешалеах назначил его шлиахом, и «посланник человека подобен ему самому»[46], вплоть до «сам он действительно»[47].

Душа еврея едина со Вс-вышним – «душа, которую Ты дал во мне – чиста она[48]», «часть Б-га свыше буквально[49]». Вс-вышний посылает его душу вниз, чтобы облачиться в материальное тело и в материальный мир, – «Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня[50]». Миссия еврея состоит в том, чтобы он соединил свою душу со своим материальным телом. Также, когда душа облачена в тело, представляющее собой самостоятельную, отдельную сущность (первый аспект в шлиахе), тем не менее, должен светить в нем свет души, и тело должно подчиниться душе. Вплоть до того, что тело и душа соединяются в единое целое посредством служения Вс-вышнему, изучая Тору и исполняя заповеди, связанные именно с материальными вещами, чтобы привлечь и раскрыть свет Святости в материальности этого мира. Таким образом, чтобы в каждом деле, которое еврей делает, ощущалось единение его души и его тела со Вс-вышним, ибо «посланник человека («Высшего человека[51]«) подобен Ему самому[52]», вплоть до «как Он Сам действительно» (второй аспект в шлиахе).

3

Мошиах – это посланник, миссия которого – соединение духовности и материальности [начавшееся с миссии Элиезера в сватовстве Ицхака и Ривки]. Миссия, возложенная на него Вс-вышним — привести истинное и полное избавление. Тогда будет достигнута полнота единства души и тела, народа Израиля и Вс-вышнего. И также в мире — совершенство раскрытия Б-жественности в материальном мире, таким образом, что весь мир станет «жилищем Ему, благословен Он, в нижних»[53].

В соответствии с этим понятно, почему в самом Мошиахе есть также аспект шлиаха, что выражается в совмещении и соединении этих двух аспектов. Это отдельная личность, душа, облаченная в тело, человек «из плоти и крови», [как постановляет Рамбам[54], что Мошиах – это «царь из дома Давида, изучающий Тору и исполняющий заповеди, подобно своему отцу Давиду… и будет вести войны Вс-вышнего…», что доказывает, что он находится в мире, в котором существуют противники, и поэтому он должен вести войну и победить]. И вместе с этим и одновременно с этим – посланник Высшего Человека как Он сам действительно,

ибо для того, чтобы соединить душу и тело в Израиле (тем, что «заставит весь Израиль идти по ней и укреплять ее основы»), и соединить духовность и материальность в мире, должны быть в нем самом два этих аспекта и их соединение вместе.

4

Мой тесть и учитель, Ребе, назначил каждого и каждого в нашем поколения быть его посланником в распространении Торы и еврейства и в распространении источников хасидизма, чтобы привести истинное и полное избавление.

И как это видно практически, что в последнее время стало легче объяснить еврею — даже такому, кто был, на первый взгляд, совершенно далек от этой мысли — что кроме его личного служения Вс-вышнему, на него также возложена ответственность быть шлиахом, отдать (от своих достоинств и знаний и т.д.) другим, начиная с его семьи, его друзей и товарищей, и заканчивая каждым, кого он может достичь.

И это особенно относится к тем, кто удостоился, быть избранными из всего народа Израиля, чтобы быть посланниками главы нашего поколения, и вся их работа в течение всех суток полностью посвящена тому, чтобы исполнить миссию по распространению Торы и еврейства и распространению источников наружу, и привести избавление.

И тем более и тем более, когда посланники со всех концов земли собираются вместе, на «Всемирный съезд шлухим», ибо «собрание праведников – польза для них самих, и польза для мира[55]» — это приносит истинную пользу и истинное наслаждение – наслаждение в Святости – им и миру. И особенно, когда это «всемирный съезд шлухим», посланников, находящихся во всех концах всего света, работа которых выражается в том, чтобы устранить сокрытие и утаение Б-жественности в мире и перевернуть его в свет, так, чтобы этот мир стал «жилищем для Него, Благословен Он», и таким образом, чтобы соединились материя и дух, подготавливая истинное и полное избавление.

Это относится к каждому съезду шлухим — каждый год. Но именно в этом году добавляется особый смысл в миссии шлухим, связанный с миссией «пошли того, которого Ты пошлешь (в будущем)» — шлихус, связанный с приходом и раскрытием нашего праведного Мошиаха:

Как говорилось выше, мой святой тесть и учитель, глава нашего поколения уже сообщил, что завершили все аспекты служения, и уже готовы встретить нашего праведного Мошиаха.

Также события, происходящие в мире, указывают на то, что уже исполнились несколько признаков геула, начиная от знака на то, что «пришло время вашего избавления», приводимого в «Ялкут Шимони» – «если ты видишь, как царства воюют друг с другому – жди его». Особенно это относится арабским странам.

Из этого ясно, что поскольку шлухим уже давно начали работу шлихус по распространению Торы и еврейства и распространению источников хасидизма «наружу», и продолжили эту работу и эту миссию в течение многих лет, вплоть до того, что уже завершили шлихус (как сообщил Глава нашего поколения, о чем уже говорилось выше), и тем не менее, все еще не произошло истинное и полное избавление Израиля в буквальном, физическом смысле, – следует сказать, что все еще осталось что-то сделать, чтобы привести избавление в буквальном, физическом смысле.

В соответствии с тем, что известно, что «в каждом и каждом поколении рождается один из потомков Йегуды, достойный по своей праведности быть Мошиахом для Израиля[56]», «один, достойный по своей праведности быть избавителем, и когда придет время, откроется ему Вс-вышний и пошлет его…[57]», и в соответствии с тем, что сообщил мой святой тесть и учитель, Ребе, Глава нашего поколения, единственный шлиах в нашем поколении, и единственный мошиах в нашем поколении, что уже завершили всю работу – понятно, что начинает исполняться «пошли того, кого ты пошлешь (в будущем)», шлихус моего святого тестя и учителя, Ребе. И отсюда ясно, что единственное, что осталось сейчас в работе шлихус, — это встретить нашего праведного мошиаха реально, чтобы он смог исполнить свой шлихус в материальности этого мира, и вывести еврейский народ из Изгнания!

Это особенно подчеркивается в субботу главы Хайей Соро (когда происходит съезд шлухим), когда читают о первом шлихус в Торе, когда Авраам посылает своего слугу Элиезера, чтобы сосватать Ицхака и Ривку. И это дает силы на все аспекты шлихус, и в особенности – чтобы исполнить полностью шлихус нашего праведного мошиаха.

5

И отсюда следует практическое указание, которое необходимо выучить, находясь сейчас в начале и открытии «всемирного съезда шлухим»:

Прежде всего, следует выйти с объявлением и сообщением всем шлухим, что работа шлихус сейчас, и работа каждого еврея — выражается в том, — чтобы встретить Мошиаха.

То есть: все детали в работе шлихус по распространению Торы и еврейства и распространению источников хасидизма наружу, должны быть пронизаны одной идеей – как это приводит к раскрытию Мошиаха.

Как подчеркивается в теме съезда шлухим – «все дни твоей жизни, чтобы привести Мошиаха»: все аспекты работы (во все дни твоей жизни, и каждый день – во всех деталях и часах дня) должны быть пронизаны идеей «привести к дням Мошиаха». Каждый шлиах должен сделать все от него зависящее, чтобы «привести к дням Мошиаха», во множественном числе, не только начало одного дня, но (во множественном числе) – «дни Мошиаха» (не только, когда Мошиах является «потенциальным Мошиахом[58]», но все дни Мошиаха – также полное раскрытие Мошиаха, когда Мошиах становится «несомненным Мошиахом[59]«)

И имеется в виду по-простому – что от съезда шлухим должны прийти и привести добрые решения, каким образом каждый шлиах должен подготовиться сам и подготовить всех евреев в своем месте и в своем городе и т.д. к встрече Мошиаха, тем, что он объясняет смысл идеи Мошиаха, как это объясняется в письменной и устной Торе, таким образом, чтобы это было понято, принято и воспринято каждым и каждым в соответствии с его собственным разумом и пониманием, включая и в особенности — через изучение идеи Мошиаха и геула, как она объясняется в учении хасидизма.

И поскольку это сейчас наиболее актуально — понятно, что это относится к каждому еврею, без всякого исключения совершенно.

6

И да будет воля Вс-вышнего, что через то, что каждый шлиах исполнит свою миссию полностью, всеми десятью силами своей души, и в особенности, посредством того, что все шлухим объединятся и включатся в эту работу – приведут немедленно сейчас действительно (раскрытие и совершенство) главного и истинного Шлиаха, вместе с раскрытием десяти сил его души – «пошли того, которого Ты пошлешь», шлиаха в нашем поколении – моего тестя и учителя, Главу нашего поколения – и как это было в предыдущем поколении, когда мой святой тесть и учитель, Ребе, соединился со своим отцом, единственным сыном которого он был, так что есть совершенство всех «семи свечей меноры», все семь поколений.

И еще и главное: поскольку уже завершили работу шлихус – то каждый шлиах приходит к истинному Посылающему в шлихус, Святому, Благословен Он, и сообщает: я сделал свой шлихус, и сейчас пришло время, чтобы Ты, кивйохойл, выполнил свой шлихус [Ибо также Святой Благословен Он – шлиах, как сказано «сообщает слова Его Яакову[60]», и вместе с десятью сфиройс – это Сама Сущность и Суть, кивйохойл, это наш праведный Мошиах]: «пошли того, которого Ты пошлешь» – пошли нам Мошиах цидкейну реально действительно!

И даже если все еще может быть сомнение, что, может быть, Вс-вышний хочет держать евреев еще один момент в изгнании, ради большого удовольствия, которое доставляет ему работа евреев во время изгнания — кричит каждый еврей: «все, что говорит тебе хозяин, делай, кроме «уходи»[61]», все что хозяин, это Вс-вышний, говорит, нужно делать, «кроме уходи», кроме того, чтобы оставаться еще секунду, не дай Б-г, в состоянии «цей», вне стола их отца. Просят и требуют кивйохойл от Вс-вышнего: «Пошли того, которого Ты пошлешь», в году «йад тишлох[62]», и самом в его начале, и приведи уже истинное и полное избавление!

Вплоть до того, что сам Вс-вышний благодарит, кивйохойл, Израиль, каждого еврея и всех евреев, за их работу (даже если она не была в полном совершенстве),

И Он ведет весь Израиль на Святую землю, в Святой город Иерушалаим, к Святой горе, в Третий Храм, и еще и главное – немедленно сейчас действительно.

(Выдержки из «двар малхус» Хайей Соро 5752, в свободном изложении)

(מעובד עפ»י «דבר מלכות» פ’ חיי שרה תשנ»ב)

Письма Любавичского Ребе

20 тамуза 5709

… несомненно, Вы видели в беседах об учении хасидизма, что из всякой вещи и события нужно учить указание в служении человека Вс-вышнему, которое подразделяется на две части: между человеком и Вс-вышним, и между человеком и его товарищем,

И в действительности это необходимое логическое следствие простой веры, и учение хасидизма только делает акцент на этом. Поскольку: человек, который верит что:

А) Вс-вышний – единственный, кто творит и управляет всем творением;

Б) Вс-вышний – это совершенное добро, и к Нему неприменима идея недостатка;

В) Понятно, что действие без цели – это признак глупости, и, следовательно, невозможно это отнести к Нему;

Г) Понятно, что нельзя разделить между самим действием, и между его обстоятельствами, т.е., временем и местом.

— из всего вышесказанного следует, что человек, обладающий свободой выбора, видит, слышит или ему стало известно о какой-либо вещи или идее – это имеет отношение к нему лично.

И если он использует эту вещь или идею таким образом, что он поднимается посредством нее, т.е., приближается к Тому, кто управляет всем мирозданием, ибо только это – настоящее возвышение, тогда он поступает в соответствии с Высшим намерением. А если нет – не только «теряет то, что ему дают», но еще вредит всему Творению, ибо данная вещь или идея оказалась сотворенной впустую.

И если в отношении частного события это так – тем более, в отношении специальности и профессии человека, ибо в это вложены лучшие его способности, силы и время.

И вот, в профессии аптекаря – есть несколько общих указаний в служении человека. И я остановлюсь здесь только на двух из них:

А) Когда человек заходит в хорошую аптеку, и видит множество лекарств и снадобий, с помощью которых можно найти укрепление и излечение различным видам болезней, даже самых опасных – несомненно, это пробуждает – и справедливо – удивление и волнение у понимающего человека.

Но аптекарь должен объяснить ему, и главное – объяснить себе самому, что это только лишь подготовка к лечению, а для того, чтобы больной вылечился – должны быть две основные вещи: а) специалист должен научить его, какое конкретно лекарство и каким образом – годится для данной болезни; б) также этого недостаточно, ибо больной должен применить это лекарство практически.

И этот пример учит нас:

— каждый из сынов Израиля – посланник Царя над царями царей, Святого, благословен Он, и ему дан удел в мире, который он должен «вылечить» и исправить. И также даны ему «лекарства», и все, что для этого требуется. Но все это лишь подготовка, ибо он все еще нуждается в указании специалиста, какими лекарствами пользоваться для исправления своего удела и исправления себя сегодня, и какими – завтра, и т.д. И если нет – то он может испортить, а не исправить, и разрушить, вместо того, чтобы построить.

— (и есть такие, кто говорят: ведь «вся община – свята», и я – также свят, и я сам могу прочитать Шулхан Орух, и буду знать, что я должен делать – как в отношении себя самого, так и в отношении моей миссии в мире.

Результаты такого подхода легко понять с помощью примера. На что это похоже? – На человека, который выучился читать, и купил книги по врачеванию, и медицинские инструменты, и начал лечить больных…) –

И после этого он все еще должен прийти к основному – т.е., практической работе. Ибо хотя в учебе он велик, и также уважает и почитает «профессора», и лекарства у него приготовлены в точности, как указал ему врач – если он не употребляет их практически – то он все еще не начал лечение.

И хотя есть у него несколько оправданий: что время не подходящее, и место не подходит, и у него нет для этого достаточно влияния, и т.д. – все это касается только награды и наказания, чтобы понять, грешит ли он намеренно, или по ошибке, или он «принужденный, и Вс-вышний его не наказывает» – но его болезнь остается, как она была. И поскольку, несомненно, цель в том, чтобы он выздоровел – необходимо сказать, что он ошибается в своих претензиях, и это совет дурного начала.

Б) Когда он входит в аптеку, он видит, что есть отделение, на котором написано, что это смертельные яды, и нужно соблюдать осторожность, и на первый взгляд, что делают яды в таком месте, которое предназначено для лечения и укрепления? Но понимающему известно, что то, что является смертельным ядом для здорового, в обычных условиях, в обычных количествах – иногда, это единственное средство, чтобы спасти больного, и особых условиях, в малых дозах.

(Игройс Койдеш, т. 3, игерес 505)

***

7 тамуза 5710

… все еще трудно писать о hисталкус[63] моего тестя и учителя, Ребе, но нужно всегда помнить о возросшей ответственности, которую это накладывает на каждого из нас, и в особенности на тех, кто удостоились видеть его несколько раз, и которые удостоились, что он их видел несколько раз, и думал о них много раз.

И у таких людей память об этом должна вызвать усиление их духовных сил в большей степени и с большей силой, и в особенности — чтобы прощать обиды, даже если считают себя совершенно правыми, как Ребе пишет в маамаре на субботу «Шуво» 5710 (контрос 70).

Нужно всегда помнить, что мы — люди Ребе, и ставить перед собой вопрос: доволен ли Ребе тем, что я так поступаю? Есть ли у меня достаточно искафьо[64] и исhапхо[65], как это должно быть у человека Ребе?

Я думаю, что не нужно говорить об этом слишком подробно, и я надеюсь, что в скором времени я получу известие, что мир у вас и во всех деталях.

С благословением и пожеланием всего доброго, жду Вашего письма с сообщением о добром мире

рав Менахем Шнеерсон.

(Игройс койдеш, т. 3, игерес 640)

Хасидские истории

… Ты учился в Тоймхей Тмимим[66]? – Ну! Делай что-то! Нейройс леhоир[67]! – Где пейройс[68]? Они должны пропасть понапрасну, не дай Б-г? Для этого тебя воспитывали так много лет в Тоймхей тмимим – чтобы ты мог закрутить голову другому, и себе самому? Если у тебя есть полчаса свободного времени – ты думаешь о бобе майсес[69]! Ты сидишь в Бруклине, читаешь газету каждый день, пьешь сок, и исполняешь все желания своего сердца, даже если это «просто захотелось, и все»!

Ай, говорит он – что хотят от него, ему приходится иметь дело с гоим, вплоть до «чужое божество, которое внутри тебя [70]«, и как же можно от него что-то требовать? На это ответ – » И ты приблизь к себе [71]«. – Ребе, Глава поколения, выбрал тебя, и не имеют значения твои «уровни» и «ступени». Хотя другой ведет себя совершенно также как ты, и одевает все четыре пары тфилин, и исполняет всю Тору, и все заповеди, но от него это не требуют, поскольку у другого нет «и ты приблизь к себе», и «по верблюду ноша».

Ты удостоился, что Ребе, Глава поколения, тебя выбрал, и поскольку тебя достигло известие о том, что Ребе тебя выбрал, то это не зависит от твоего выбора, у тебя есть выбор только следовать или восставать, не дай Б-г, против Главы всего мира…

(Из сборника «Хасидим эйн мишпохо» №590, 19 кислев 5765, из беседы субботы гл. Тецаве 5727)

Дорогие друзья!
Сайт «Хасидус по-русски» объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры «Хасидус по-русски».

По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)

Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/

להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru

או בטל’ 054-6657493 (יצחק רויטמן)


[1] Берешит 23, 2

[2] Букв. «город четырех»

[3] Берешит 21, 12

[4] Кетер Шем Тов, приложения, симан 16 (приводится в «hайом йом» 28 швата)

[5] Шмот 23, 5

[6] Баал Шем Тов объясняет, что «хамор» – осел, можно трактовать как «Хомер» – материя, материальность.

[7] Мишлей 15, 30

[8] Гитин 56,2

[9] (Теhилим 73, 28)

[10] «И потому – дай страх перед Тобой…» (Из молитвы в Дни Трепета)

[11] В оригинале – «найнцикер» – т.е., 90-градусный спирт

[12] Бава Батра 10,1

[13] «Амен. Да будет Его великое имя благословенно вовек и во веки веков…» (Из молитвы «каддиш»)

[14] «меворах» – «благословенный» объясняется в хасидизме, как идея притяжения Б-жественного света в миры

[15] Букв. «намерение». Тайный каббалистический смысл заповеди

[16] Брис мило – букв. «союз обрезания»

[17] Рабби Ицхак Лурия, величайший каббалист 16 века, учение которого лежит в основе учения хасидизма

[18] «мэ дарф пошут ин гашмиюс опшнайдн» (идиш)

[19] Бава Батра конец гл. 1

[20] Букв. «дурак»

[21] Хагига 3, 2

[22] Сефер hа-мааморим 5709, стр. 63

[23] Законодательное постановление раввинского суда

[24] Авот гл. 3 Мишна 5

[25] Мехилта Бешалах 15, 2

[26] «Сила и мудрость» (Иов 12, 16)

[27] Сила

[28] Здесь объясняется от языка «mateshes» – «ослаблять»

[29] Эти слова, по-видимому, обращены к одному из присутствующих, которому предстоял призыв в армию (издательство).

[30] Авот гл. 1 Мишна 17

[31] Букв. «оболочки». В каббале и хасидизме – синоним противоположности Святости

[32] Хагига 4, 1

[33] Подчинение и самоустранение

[34] Принятие ига (Небесного царства)

[35] Пятый Любавичский Ребе

[36] Утверждены они во веки веков (Теhилим 111, 8)

[37] ч. 1 35, 1

[38] «Самох здесь означает «помощь» (арам.)

[39] Поддержка

[40] аудиенция

[41] Четвертый Любавичский Ребе

[42] Букв. «работа, служение». В хасидизме: работа над собой, направленная на исправление моральных качеств и служение молитвы.

[43] Бава Кама 83, 2

[44] Посланники

[45] раскаяние

[46] «посланник человека как он сам»

[47] «как он сам буквально»

[48] «душа, которую Ты мне дал, чиста она». Из утренних благословений. И см. Ликутей Тойро Гаазину 71, 1 и далее. Друшим к Йом Кипуру 69. 1 и еще.

[49] Иов 31, 2. Танья начало гл. 2

[50] «ты сотворил ее, ты создал ее, ты вдохнул ее»

[51] См. Ликутей Тора Вайикра 1, 3

[52] «посланник человека (высшего) как он сам». см. Ликутей Тойро Вайикро 1, 3

[53] «жилище Ему, Благословен Он, в нижних»

[54] Законы царей, гл. 11 галаха 4

[55] Мишна Сангедрин 71, конец стр. 2

[56] Бартанура на Мегилас Рут

[57] см. Шут Хасам Сойфер Хошен Мишпат (ч. 6) в конце (п. 98) и см. Сдей Хемед Пэат hаСаде маарехет алеф клал 70 и еще

[58] Рамбам, Законы Царей, гл. 11, hалаха 4

[59] Там же

[60] Теhилим 147, 19. И см. Шмот Раба гл. 30, симан 9

[61] Псахим 86, 2

[62] Числовое значение фразы «йад тишлох» – (5)752

[63] Уход, подъем. Смерть праведника

[64] Подавление (дурного начала).

[65] Исhапхо — переворачивание (тьмы в свет)

[66] Центральная Любавичская ешива, основанная пятым Любавичским Ребе, Ребе Рашабом

[67] Свечи, чтобы светить.

[68] плоды

[69] «бабушкины сказки» (идиш)

[70] Дурное начало. ср. Тегилим 44, 21

[71] Тецаве 28, 1