Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Итро

«Я… Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской»

В этой главе речь идет о явлении необычайном и исключительном – Синайском Откровении, определившем культурную, религиозную и национальную обособленность потомков Авраама, Ицхака и Яакова.

«На третий месяц исхода сынов Израилевых из земли Египетской в день этот вступили они в пустыню Синай».

Согласно мнению мудрецов это был первый день месяца сиван. Шестой день стал самым священным днем в истории нашего народа – днем дарования Торы.

Мидраш рассказывает о событиях, предшествовавших дарованию Торы.

Превечщдй предлагал Учение всем народам, и первыми из них были потомки Исава.

– Согласны вы принять Тору? – спросил их Б-г.

– Что написано в ней? – был ответ.

– Не убий!

– Владыка мира! – воскликнули они. – Наш прародитель был благословлен своим отцом такими словами: «Мечом своим будешь жить». Нет, не можем мы принять Твоей Торы.

Так Превечный обращался ко всем народам, но ни один не согласился принять Тору. И только евреи ответили: «Исполним и слушать будем».

Согласие евреев не случайное Предание гласит, что патриархи жили по законам Торы задолго до Синайского Откровения. Кроме того, в период между исходом из Египта и вручением Торы евреям были даны Б-гом через Моше такие заповеди, как соблюдение дня субботнего, почитание отца и матери и ряд законов, касающихся нравственных устоев общества и являющихся дополнением к тем семи заповедям, которые обязательны для всего человечества.

Итак, десять заповедей были известны еврейскому народу и ранее. Однако Б-жественное Откровение, непосредственное обращение Б-га к народу, было явлением исключительным: «И весь народ зрел голоса, и огненные явления, и звук шофара, и дымящуюся гору. И видел это народ, и дрогнули они, и стали поодаль. И сказали Моше: говори ты с нами, дабы могли мы слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем»

Иными словами, способ общения был непосилен для человеческой природы и носил сверхъестественный характер.

Какие же условия были необходимы для получения Торы?

О первом условии мы узнаем из самого текста: «И отвечал весь народ единогласно: все, что говорил Г-еподь – исполним». Гаон рабби Элиягу из Вильно подчеркивает особое значение слова «единогласно», так как это должно было быть необходимым условием для соблюдения заповедей Торы, равно как и для ее принятия. Причем речь идет не только о единстве отдельных слоев той или иной общины, речь идет об абсолютном единстве всего еврейского народа.

И второе условие – вера, не знающая сомнений. «Все, что говорил Г-сподь – исполним». Не обсудим, не взвесим, не обдумаем, а безоговорочно исполним. «И назначь грань для народа…». Мудрецы отмечают, что, для того чтобы быть достойным Откровения, чтобы достичь веры истинной, глубокой и чистой, человек должен заранее, с самого начала, признать свою ограниченность, ибо познание Б-га невозможно – в силу безграничной и бесконечной природы Его, с одной стороны, и ограниченности человеческого познания – с другой. Иначе происходит смещение понятия и появляются иллюзии, тщеславные и порочные, о якобы всесилии человеческого разума и о его будто бы безграничных возможностях.

Именно поэтому Тора содержит помимо имеющих логическое обоснование заповедей ряд законов, смысл которых сокрыт от нас, как, например, категорический запрет употреблять в пищу свиное мясо. Исполнение всех заповедей говорит об искренности веры в Б-га – веры, носящей абсолютный характер.

В Торе 613 заповедей, и все их надо исполнять. Все заповеди важны, но есть заповедь «Люби ближнего, как самого себя», и кто старается ее выполнить, как бы выполняет и принимает участие в выполнении тех заповедей, которые не касаются его. Например, тот, кто хочет разойтись с женой, обязан дать ей развод (написать «гет»). Случается, что муж бросает жену, и тогда его нужно разыскать и помочь женщине получить развод. Тот, кто участвует в поисках и помощи, как бы исполняет мицву о разводе. Или другой пример – кто-то присвоил чужие деньги или вещи. Человек, который доказывает похитителю необходимость вернуть украденное, как бы выполняет мицву «да вернет то, что похитил».

Б-г велел ежедневно изучать Тору. «Слушай, Израиль, уставы и законы, что я говорю в ваши уши сегодня, изучайте их и ста* райтесь исполнять» («Деварим» 5,1). «Пусть не отходит книга Торы эта от твоих» уст и занимайся ею днем и ночью, чтобы постараться исполнить все, что написано в ней, потому что тогда будешь иметь успех на путях твоих» («Йегошуа» 1, 8).

Каждый еврей обязан уделить время для изучения Торы во время дня и во время ночи. Евреи вышли из Египта, чтобы получить Тору.

В первом видении Моше, когда он увидел несгорающий — куст («Сне»), Б-г сказал ему:

«А теперь иди, посылаю Я тебя к фараону, и выведи Мой народ – детей Израиля из Египта. Когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу у этой горы» («Шемот» 3, 12).

Это видение было у горьГ Хорев (Синай). Так, в Синае еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Через Моше-рабейну Вс-вышний обратился к евреям: «А теперь, если вы будете слушаться голоса Моего и будете соблюдать завет Мой, то станете^для Меня самым дорогим из всех народов, ибо Мне (принадлежат) все народы земли» («Шемот» 9, 5). Ответили на это евреи: «Все, что сказал Б-г, сделаем и будем послушны» («Шемот» 24, 7) – и поклялись от своего имени и от имени будущих поколений выполнять законы Торы.

Весь народ стоял у горы Синай, видел поднимавшиеся к небу языки пламени, блеск молний, слышал голос Б-га, перечислявшего десять заповедей; многие, не выдержав этого зрелища, падали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше: «Говори ты с нами и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли», – дав таким образом своему вождю право получить Тору от Вс-вышнего.

Из поколения в поколение передают евреи рассказ о выходе из Египта, о чудесах пребывания в Синайской пустыне, о получении Торы. Некоторые исторические детали нашей истории и подробности законов, которые не записаны в Торе, собраны в устной Торе (Тора ше бааль пе).

Удивительно – больше трех тысяч лет прошло со дня получения Торы, забылись некоторые детали, и поэтому существуют разные мнения по некоторым вопросам, разные комментарии и т. д.

Но нет спора об основных фактах. Все евреи – русские, польские, йеменские, испанские, марокканские – в ночь пасхального седера едят одинаковую мацу, рассказывают одинаковый рассказ о выходе из Египта, пьют те же четыре бокала вина, надевают одинаковый тфиллин, берут в Суккот те же четыре вида растений.

У выходцев из разных стран есть разница в напевах, в произношении, существуют дополнительные обычаи. Но все учат ту же Тору, буквы которой сосчитаны, учат тот же Талмуд.

Итак, сотни тысяч евреев во время своих скитаний по пустыне, продолжавшихся сорок лет, были свидетелями многочисленных чудес, явленных для них Вс-вышним; весь народ был очевидцем дарования Торы на Синае. Наши мудрецы поясняют суть Синайского Откровения следующим образом:

«Вс-вышний, создавая вселенную, постановил: небеса – для Б-га, земля же дана сынам Адама. Но когда он пожелал даровать Тору, Он отменил прежний указ и сказал: нижние да взойдут к высшим, а высшие да снизойдут к нижним, и начинаю Я, как сказано: «И опустился Б-г на гору Синай».

Этими словами Мидраш говорит о великой перемене, происшедшей в мире с дарованием Торы: об устранении резкого разграничения между материальным и духовным. Следуя заповедям и предписаниям Торы, человек может и должен внести небесное, Б-жественное, в материальное и земное. Чтобы такие перемены могли произойти во вселенной, недостаточно было, чтобы лишь евреи за 49 дней, прошедшие после исхода, очистились и подготовились нравственно к принятию Торы, но весь мир и все населявшие его народы должны были подготовиться к восприятию великого света, засиявшего с горы Синай.

И это произошло, когда Итро, бывший советник фараона, а затем знаменитый мидианский жрец, великий знаток всех вероучений, признал: «Теперь знаю, что Вс-вышний величественнее всех богов». И, как говорит кабалистическая книг^ «Зогар», когда увидели народы мира, что Итро, мудрец и главный жрец всех языческих культов мира, пришел и стал служить Вс-вышнему, все они отдалились от служения своим идолам и признали, что нет в них ничего существенного, и тогда восславилось имя Вс-вышнего по всей земле.

В Талмуде рассказывается, что Шмуэль говорил:

– Итро скорбел о гибели египтян. Поэтому говорят в народе: Не унижай араме’йца при гере (прозелите) до десятого поколения (Санхедрин 94).

Слова Шмуэля относятся к эпизоду, упоминаемому в начале нынешней главы. Моще рассказал тестю о чудесах, сопровождавших исход евреев из Египта – в частности, о гибели! египтян, погнавшихся за сынами Израиля. Далее сказано «Ваихад Итро». Эта фраза обычно переводится «И радовался Итро». По мнению Шмуэля, в слове «ваихад» имеется намек на страдания. То есть, радуясь за народ, к которому он присоединился, Итро тем не менее остро переживал поражение египтян – народа, из которого он вышел.

Наша глава, в которой описывается получение Торы на горе Синай, названа «Итро». Чем заслужил Итро такой почет?

Итро был человеком проницательным и умным. Когда-то он занимал должность советника египетского фараона, как и волшебник Билэам, известный своими злыми поступками. Но в то время как Билэам советовал фараону жестоко притеснять евреев и использовать их на тяжелой работе, ^Итро предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом и руководителем народа.

Однако Итро понимал, что нет ничего значительного в сделанных из дерева или из камня идолах, поэтому он не видел смысла в служении им. Он понимал, что существует единый Творец, создавший небо и землю и управляющий миром милостиво и разумно. И Итро объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.

Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от чего и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные не напоят свои стада.

Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот – и р тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше. Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и в конце концов я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям».

Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.

Еще до прихода в Египет Моше встретился с братом Аароном. Братья, не видевшие друг друга много лет, очень обрадовались.

«Кто это?» – спросил Аарон, указывая на Ципору и двух мальчиков. И узнав, что это жена и сыновья Моше, которых тот везет с собой в Египет, сказал строго: «Мы жалеем тех, кто живет в этой проклятой стра* не, зачем же тебе привозить туда новых рабов?»

Моше послушался своего старшего брата и сказал Ципоре, чтобы она с сыновьями вернулась в дом отца своего и оставалась там до тех пор, пока он не выполнит своей миссии в Египте и не выведет израильтян из рабства.

И Ципора вместе с сыновьями вернулась в Медиану. Только после того как израильтяне вышли из Египта и остановились лагерем в пустыне, Итро с Ципорой и внуками Гершоном и Элиэзером прибыли к Моше и евреям. Итро провел некоторое время с Моше, обучил его судопроизводству и вернулся в Медиану, чтобы распространять веру в единого Б-га.

Довольно широко комментируется слово «Тора» в книге известного раввина, ученого, педагога, переводчика (с арамейского на иврит) и комментатора Талмуда Адина Штайнзальца «Роза о тринадцати лепестках», изданной на русском языке (перевод с английского) издательством «Шамир» в Иерусалиме в 1985 году.

Ниже мы приводим отрывок из названной книги, поясняющий слово «Тора».

Священные тексты, включающие в себя Танах, многочисленные труды его толкователей, такие, как Талмуд, Кабала и многие другие, играют в иудаизме настолько своеобразную роль, что название всей этой литературы – Тора – непереводимо ни на один из других языков. Однажды кто-то удачно сказал, что книги, почитаемые священными у других народов, воспринимаются как нечто, данное Небом, но лишь иудаизм основан на том, что Тора – это само Небо. Иными словами, еврейская Тора – это сама суть Б-жественного откровения.

Такой подход к Торе основан на том, что она, во всех своих разнообразных формах, концентрирует в себе многочисленные проявления Б-жественной мудрости. Иными словами, Тора, как мы ее понимаем, является воплощением определенной стороны Б-жественной сущности, точно так же. как весь мир есть особый способ проявления Б-жественного. При этом Тора – более ясное и совершенное проявление Вс-вышнего, чем мир. Как говорили наши мудрецы, во время Творения Б-г смотрел в Тору и в соответствии с ней создавал мироздание. Отсюда следует, что Тора служит первоначальным планом мира; Тора и мир неотделимы друг от друга.

Поскольку Тора является выражением Б-жественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром, ее можно назвать духовной картой мироздания. Однако Тора – не застывшая картина неподвижного мира, но динамичный план постоянно меняющейся реальности, указывающий направление к единению с Вс-вышним. Тора в основе своей – это проявление Б-жественной мудрости в сотворенном Им мире.

Постижение Торы всем разумом и всеми чувствами означает для человека соприкосновение с сущностью всех миров на всех уровнях. Ибо Тора отражает волю и мудрость Вс-вышнего на уровне всех миров, в то время как в мире действия Б-жественная воля проявляется в создании материального, то есть только в виде окружающей нас реальности. В этом смысле наш мир, который представляется нам царством природных законов, крайне ограничен, и ограниченность эта может быть преодолена лишь человеком, наделенным свободой выбора. Связь между Торой и миром подобна связи между идеей и ее осуществлением, замыслом и его исполнением. И поэтому интеллектуальное постижение Торы и эмоциональное погружение в нее означают подчинение своего «я» Б-жественной воле, подчинение тому, что может быть определено как замысел Творца при создании Им мира и человека. Тот, кто погружен в Тору, является как бы партнером Вс-вышнего – в том смысле, что и Б-г, и человек участвуют в процессе осуществления этого замысла.

Итак, одним из факторов, связывающих Тору с миром, является эмоциональный и интеллектуальный контакт между Торой и человеком, который ее изучает. Но Тора – это еще и Закон, устанавливающий для человека нормы поведения, в значительной мере определяющий его поступки и характер отношений между людьми. В этом смысле Тора – путь жизни; она указывает человеку цель, к которой тот должен стремиться в своем духовном и физическом существовании в мире. Не случайно слово «Тора» происходит от того же корня, что и ?ораа – «учение», «указание», – Тора указывает дорогу к Вс-вышнему.

Теоретически, человек, достигший совершенства, может прийти к Торе путем духовных исканий. Тот, кто освободился от всех иллюзий и эгоистических желаний и открылся Б-жественному свету, может стать инструментом в руках Высшей Воли, и тогда каждое его действие будет частью самой Торы. Правда, таким путем, зависящим от способности человека добиться совершенства, приходят к Торе чрезвычайно редко, ибо для этого требуется контакт с Б-жественным на уровне, недоступном обычному человеку. И только о редчайших личностях в истории, таких, как праотцы Аврагам, Ицхак и Яаков, можно сказать, что они поднялись на эти высоты; однако даже они достигли лишь того уровня Торы, который определяется как «путь жизни», – каждый в пределах своей собственной судьбы и своих личностных качеств. Однако во время Б-жественного Откровения на горе Синай Вс-вышний даровал нам не только указания, касающиеся образа жизни человека, и не только план мироздания, но и Самого Себя. Он раскрыл нам Свой замысел о совершенном человеке, способном сотрудничать с Ним на всех уровнях, – как в материальном мире, в окружающей нас реальности, так и в тех сферах, которые едва ощущаются нами, а также в мирах, находящихся полностью за пределами нашего восприятия. Тора многогранна, и каждому человеку она может открыться любой из своих сторон: абстрактной философией и рациональной логикой, стороной эмоциональной и просто как кодекс законов поведения. При том, что значение Торы выходит далеко за границы физического мира, может показаться странным и неожиданным, что она в непропорционально большой, казалось бы, степени посвящена вопросам материального существования. Этот факт можно объяснить с двух точек зрения. Первое объяснение заключается в том, что Тора дана людям, живущим в этом мире, и потому должна считаться с реальностью, в которой они существуют, и их насущными потребностями. Если бы Тора была посвящена исключительно духовным вопросам, она была бы полностью оторвана от жизни человека с ее зависимостью от физического мира. Установление связи с Б-жественной волей посредством физического действия предоставляет человеку возможность наиболее прямого, естественного и простого контакта со Вс-вышним. Но если объяснять это языком самой Торы, сосредоточенной не на вопросах абстрактного созерцания высших миров, а на отношениях в мире людей и рассматривающей их глубоко и скрупулезно, – то можно сказать, что поведение человека – совершение им определенного поступка или, наоборот, отказ от него – имеет последствия, далеко выходящие за рамки его собственного существования. И это касается не только предписаний, определяющих отношения между людьми, но и заповедей, связывающих человека со Вс-вышним. Ибо когда человек воздействует на любой физический объект, он устанавливает тем самым цельную систему взаимоотношений, в которую вовлекается все, что связано с этим объектом во времени и пространстве. И в этом отношении поступок, совершенный в сфере материального, приобретает большую значимость, чем все, происходящее в интеллектуальной и духовной сферах человеческой личности, ибо служит частью тикуна – процесса, связанного не столько с областью духовного, сколько с окружающей нас физической реальностью, процесса, при котором посредством исполнения заповедей восстанавливается идеальный порядок мироздания. Происходящее в сфере духовного лишь косвенно воздействует на материальный мир, в то время как физическое действие влияет на него непосредственно. При этом не следует забывать, что физический мир неотделим от более высоких миров, от мироздания в целом, все уровни которого входят в общую систему тикуна – процесса очищения и совершенствования миров.

Второе объяснение связано с той точкой зрения, что материальный мир вовсе не является неполноценным, что сама по себе материя нисколько не ниже и не примитивнее духа, а с некоторой точки зрения физический мир можно рассматривать даже как вершину Творения, ибо его происхождение – чудо, по той причине, что само существование материи невозможно без затемнения Б-жественного света, и потому не может являться ничем иным, как результатом исполнения особого замысла Вс-вышнего. Подобно чудесным образом застывшей волне, медлящей обрушиться вниз, материя – это завеса, скрывающая Б-жественное от людей. Иллюзия автономности нашего материального мира поддерживается непрерывным воздействием Бесконечного на каждую его частицу. И раскрытие Б-жественного в материальном имеет гораздо большее значение, чем нечто подобное в сферах духовных и еще выше. Более того, поскольку материальный мир – перекресток всех других миров, малейшее движение, едва заметное перемещение объектов в жестких рамках этого мира порождает последствия, не сравнимые с тем, что происходит в подобных случаях в сферах духовных. И поэтому заповеди Торы, уделяющие столько внимания материальному с целью оказать влияние на физический мир, освятить его несмотря на то, что сама материя кажется столь ограниченной, – предназначены для высвобождения духовной энергии, непрерывно поднимающейся из нашего мира к бесконечно высоким мирам. Именно это имеют в виду мудрецы, когда говорят, что истинно святое действие любого рода, совершенное в мире материи, может иметь гораздо большее значение, чем происходящее в промежуточных между материей и духом сферах интеллекта и эмоций.

Уделяя особое внимание материальному миру, Тора обладает поистине удивительным свойством: она не ограничивается какой-либо одной областью жизни, не останавливается лишь на вопросах сугубо религиозных или этических, но охватывает буквально все сферы бытия. Путь Торы нельзя назвать религиозным в ограниченном смысле, то есть затрагивающим один из аспектов человеческой жизни, касающийся взаимоотношений между человеком и Б-гом. Тора – это не узкая тропинка, по которой человек может идти, а может и сойти с нее по своему желанию, в то время как вся область повседневного существования остается нейтральной, не подверженной вмешательству Вс-вышнего и малосущественной для попыток общения с Ним. В силу того, что Тора – проект мира, она управляет всем и не может быть сосредоточена на какой-то одной части существования. Конечно, указания ее в разной степени связаны с повседневностью, но, тем не менее, они ценны для любых обстоятельств жизни. Чем полней единение человека и Торы, тем шире распространяется ее значение за пределы конкретных ситуаций его судьбы. Не признавая идеалом монашескую жизнь – один из способов ухода от реальности, – Тора указывает человеку диаметрально противоположное направление, подчеркивая значение повседневных деталей обыденности. В Торе можно найти указания, касающиеся общественной жизни, торговли, сельского хозяйства, промышленности, отношений между мужчиной и женщиной, любых подробностей быта – вплоть до самых мелких, таких, как завязывание шнурков на ботинках или отход ко сну. Поразительно, что при огромном количестве этих законов, указывающих, что следует и чего не следует делать в самых разных областях жизни, Тора, в принципе, не ограничивает человека в его устремлениях. Иначе говоря, нет таких сфер деятельности или мышления, которые она отвергала бы безоговорочно. Закон корректирует действия человека, определяет нормы его поведения, управляет самыми элементарными его поступками – начиная с момента пробуждения и кончая отходом ко сну. При этом предполагается, что указания Торы не меняют сущности человеческой деятельности, но придают ей дополнительную святость.

Если посмотреть с практической точки зрения на жизнь еврея, выполняющего заповеди Торы, то становится очевидным, что, в конечном счете, подчинение Торе не только предоставляет человеку значительную свободу почти в любой области его устремлений, но придает каждому его действию высшую значимость, помогая установить прямую связь между ним и его Создателем. Это касается любого действия, определенного ритуалом или спонтанного, обращенного к Б-гу или к другим людям. И чем глубже человек проникает в Тору, тем с большей скрупулезностью он выполняет ее указания, кажущиеся поначалу слишком общими и расплывчатыми, – вплоть до того, что его манера двигаться, стоять, разговаривать, его жесты и мимика изменяются совершенно. В конце концов вырабатывается цельный стиль жизни, в котором дела неразрывно связаны с мыслями и словами; музыка, образно говоря, становится неотделимой от творящего ее композитора. В итоге разыгрывается некая мистерия космических масштабов, в которой человек участвует на всех уровнях мироздания, следуя замыслу Б-жественного сценария. И нетрудно понять, почему Тора если и не запретила окончательно внешние формы художественного самовыражения, то, во всяком случае, серьезно ограничила их.

Сценарий жизни, который предлагает иудаизм человеку, настолько тесно связан с развитием личности, что в определенном смысле этот сценарий можно рассматривать как пьесу для одного актера. Однако есть в этом и иной смысл: жизнь и поступки каждого еврея служат фрагментом общей картины народной жизни; это священное единство выражается в том, что каждый из сыновей еврейского народа, рассеянного по всему миру, влияет на всех остальных. И это влияние всех на каждого и каждого на всех определяет всю жизнь потомков Яакова, когда отдельные существования сливаются в единое целое, создавая рисунок танца общей мировой души, устремленной к Б-жественному. Общая мировая душа – или Кнесет Исраэль – это полное собрание душ еврейского народа; она коренится в Шхине – присутствии Б-жественного в мире. Иными словами, Кнесет Исраэль – это глубинная сущность святости мира в целом.

Определение иудаизмом еврейской избранности состоит в том, что Израиль был призван стать народом священнослужителей[1] и весь сценарий его жизни – от поступков каждого  еврея до совместных действий целых общин, все его великие центры знания, его Святой Храм, все, чем он обладает, – установлен для достижения этой цели.

Было бы неверным утверждать, что святость, в каком бы то ни было смысле, принадлежит исключительно одному народу и что приближение к Б-жественному недоступно всему человечеству в равной степени. Однако при этом на евреев ложится большее бремя ответственности; с принятием Торы в качестве плана своей жизни они взвалили себе на плечи обязанности священнослужения, не ограниченного определенным местом или временем, но выполняемого всегда и повсюду. В этом смысле весь мир подобен Святому Храму, который постоянно нуждается в том, чтобы его заново очищали и освящали. И священнослужители, каждый раз входящие вместе в пределы этого святилища, подобны сердцебиению мира, ритму дыхания человечества. Особая ответственность этой миссии состоит в том, что деградация еврейского народа в целом и каждой личности в отдельности гибельна не только для них самих, но и для всего мира; на пути же духовного подъема еврейский народ совершенствует и все мироздание, возвращая его к Источнику – Шхине. И когда весь народ действует как единый организм, в котором бьется общее сердце, он совершенствует мир сообразно сценарию Творца, и замысел Торы осуществляется в мироздании.



[1] «Шемот»19, 6