Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайакгел

«И сказал Мойше… народ приносит больше, чем нужно…»

В данной недельной главе рассказывается о том, что, сойдя с горы Синай в Йом-Кипур, Моше назавтра собрал весь народ Израиля, чтобы сообщить ему о строительстве переносного Храма – мишкана. Но никакую работу, даже для Храма, нельзя делать в субботу.

«И собрал Моше все общество сынов Израиля, и сказал им: вот дела, которые их делать велел Б-г: шесть дней (пусть) делается работа, а в седьмой день (пусть) будет у вас свято, отдых из отдыха во имя Б-га. Всякий, кто будет делать днем работу, (должен быть осужден) смерти. Не зажигайте огня во всех ваших жилищах в день Субботы».

Возникает вопрос: почему в Торе в качестве примера работы выделяется зажигание огня. Многие люди считают, что в субботу запрещается делать только ту работу, которая утомляет. В действительности в Торе под словом «работа» – «млаха» имеется в виду работа, которая дает конечный результат – например, зажигание огня, сбор плодов с деревьев и т. д. Но если я переношу целый час тяжелые столы, то считается, что я никакой работы не сделал. Если же поднести к горящему огню бумажку и она вспыхнула, то это уже «млаха». Таких работ, по преданию, существует 39. Некоторые люди рассуждают таким образом: пахать, косить, плавить металл в субботу я не буду, но что плохого в том, что я разогрею на огне молоко ребенку? что плохого в том, если я разожгу огонь, чтобы в моей комнате было тепло? Очень часто огонь зажигают для удобства или для удовольствия. Поэтому-то и подчеркивается, что зажигание огня считается работой, даже в том случае, когда это делается для удобства человека. Работу в субботу можно производить только в том случае, когда есть опасность для жизни. Не следует также откладывать из-за субботы обряд обрезания мальчика.

Следует отметить особую роль еврейских женщин в строительстве мишкана. Вот как об этом говорится в Торе: «И пришли мужчины с женщинами… сдавали браслеты, носовые украшения, кольца, серьги и др. И всякую золотую утварь во имя Б-га. И каждая женщина… своими руками пряла, и приносили пряжу – голубую шерсть, пурпурную, красную и лен. И все женщины, побужденные мудрым сердцем, пряли козью шерсть («Шемот» 35, 22, 25, 26).

Моше-рабейну объявил о строительстве мишкана на следующий день после Йом-Кипур, т. е. 11 числа месяца тишрей, и за два дня народ принес столько ценностей, что 14 тишрея объявили, что ничего больше не надо приносить, потому что того, что принесли, уже хватает для строительства Храма. На следующий день началось строительство, а 25 числа месяца кислев мишкан был готов. Однако его открытие было назначено только на 1-е нисана – месяца, когда израильский народ вышел из Египта. «И сделал умывальник из меди и подножие его из меди, из зеркал женщин, которые толпились у входа в шатер». Предание гласит, что Моше не хотел брать зеркала, которые принадлежали женщинам. Но Б-г сказал ему: «Это приношение женщин мне дороже всего. Эти женщины все праведницы». Во времена египетского рабства, когда их мужья были на тяжелой работе и ничего не зарабатывали, эти женщины, имея десять-тринадцать детей, ловили рыбу, кормили себя и детей и, смотря в зеркало, наряжались, чтобы понравиться мужьям.

Зодчими Скинии были Бецалел бен-Ури из колена Йегуды и Агалиав бен-Ахисамах из колена Дана. (Сегодня израильская Академия художеств, находящаяся в Иерусалиме, носит имя Бецалел.) В Торе говорится, что эти два умельца были осенены духом Б-жьим, мудростью, разумением и умением ко всякому искусному труду. Другими словами – чтобы выполнять священную работу, надо обладать возвышенным, благородным Духом. Недостаточно одного желания трудиться. Кроме того, каждое преобразование требует тяжелого и упорного труда.

Наши мудрецы по поводу разумного ведения государственных дел говорят следующее (трактат «Берахот» 55): Сказал Моше евреям: «Смотрите, Г-сподь призвал Бецалела»: рабби Ицхак комментирует это так: не назначают руководителя общины без согласия ее членов; Б-г спросил Моше, угоден ли ему Бецалел; ответил он Б-гу: Г-сподь Вселенной, если он Тебе угоден, то мне тем более! Ответил ему Б-г: и все же иди расскажи евреям. На этом основании законодатели иудаизма постановили: царь не может назначать раввина или руководителя евреев без их ведома и согласия. Наш народ возвращается на свою историческую родину. Канонам общественной этики, предписанным нам Торой, мы должны следовать и сегодня. Законы Торы вечны и неизменны, они утверждают истинную демократию.

Если в главах «Трума» и «Тецаве», а также в начальном разделе главы «Ки Тиса» приводились наставления и правила относительно изготовления предметов богослужения, то в главах «Ваякхел» и «Пекудей» рассказывается подробно о том, как эти наставления были осуществлены.

В первой главе «Ваякхел» говорится о сборе необходимого материала для изготовления деталей для Мишкана и его утвари, а затем – о том, как были изготовлены стены и кровля шатра, находившиеся в Мишкане предметы и ограда, окружавшая святилище.

Недельная глава «Пекудей» – заключительная глава книги Исхода, начинается отчетом Моше о всех расходах на изготовление Мишкана и его утвари. Затем идет подробный рассказ об изготовлении священнических одеяний.

Готовые детали Храма и предметы священнослужения были принесены к Моше. «И осмотрел Моше всю работу; и вот, они сделали ее, как повелел Б-г, так и сделали. И благословил их Моше».

В первый раз Мишкан был составлен 23 адара 2449 года от сотворения мира. Тогда это был временный, переносной Храм. Он кочевал вместе с израильтянами по пустыням и оазисам Аравийского полуострова. Затем, по восшествии в Святую землю, Мишкан находился попеременно в различных городах, игравших роль духовных центров Страны Израиля: в Гилгале, на западном берегу Иордана, неподалеку от Йерихо, затем в Шило, примерно в 30 км к северу от Иерусалима, где современный Хирбет Сейлун; в Нове, чуть севернее Иерусалима, и, наконец, в Гивоне.

Царь Давид мечтал построить постоянный, каменный Храм во имя Вс-вышнего. Об этом писал он в одном из своих псалмов: «Войду ли под кров моего дома, поднимусь ли на ложе мое, дам ли сон глазам и дремоту векам, пока не найду я место для Б-га… («Псалмы», 132).

Давид нашел подходящее место для постройки Храма: на вершине горы Мориа в Иерусалиме. Там находилось гумно, принадлежавшее евуситу Аравне.

Евуситы, как и другие ханаанейские народности, подлежали изгнанию из страны, и земли их еще во времена праотца Авраама были переданы Авраамовым потомкам. К тому же Аравна, узнав о намерении Давида приобрести землю, на которой располагалось его гумно, предложил ему ее бесплатно. Но Давид отказался: «Я куплю за полную цену и не возьму ничего твоего, чтобы приносить Б-гу возношения бесплатные».

Давид заплатил Аравне 600 серебряных сиклей. Книга «Сифри» утверждает, что эти деньги Давид собрал со всех колен Израилевых. Каждое колено дало по 50 сиклей. Так что площадь, на которой был позднее воздвигнут Иерусалимский Храм, стала собственностью всего еврейского народа.

На этом месте Давид построил жертвенник. Но построить Храм ему не было суждено. Об этом говорит царь незадолго до своей смерти: «Хотелось мне построить дом, где покоился бы ковчег Б-жий… и приготовил я все, чтобы строить. Но Б-г сказал мне: не построишь ты Храм во Имя Мое, ибо ты человек войн и кровь проливал ты…»

Построить первый Иерусалимский Храм удостоился сын Давида Соломон, чье царствование проходило под знаком мира и дружеских отношений со всеми народами. Между прочим, это отражено и в имени мудрейшего из людей. На иврите оно звучит «Шломо», от слова «шалом».

Храм, построенный Соломоном, был разрушен примерно четыре столетия спустя вавилонянами. После возвращения из вавилонского плена был построен Второй Храм, просуществовавший тоже немногим более четырех веков. После его разрушения римлянами евреи с нетерпением ждут сооружения Третьего Храма, который уже не будет разрушен никогда.

РАМБАМ утверждает в своем Кодексе, что Третий Храм будет построен Машиахом, который создаст на Земле Израиля государство, управляемое законами Торы, и соберет в него разбросанных по всему свету евреев. Другие авторитеты, как РАШИ, например, считают, что Третий Храм будет создан сверхъественным путем. По мнению Любавичского Ребе, на деле все будет зависеть от того, будет ли у еврейского народа ко времени освобождения достаточно заслуг, чтобы удостоиться явного чуда.

Так или иначе евреи ждут и молятся о скором восстановлении Храма. Впрочем, почему только евреи? Царь Соломон в своей вдохновенной молитве в день освящения Иерусалимского Храма просил, чтобы он удовлетворил духовные нужды не только сынов Израилевых, но и «инородца, который придет из земли далекой».

Всему миру известен четвертый стих второй главы книги пророка Исайи. Он гласит: «И рассудит он (Машиах) между народами и будет наставлять многие племена; и перекуют мечи на орала (знакомо?) и копья – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут учиться воевать». Надо ли говорить, что исполнения этого пророчества ждут все без исключения народы. А ведь стих этот – четвертый в главе. Ему предшествуют следующие три стиха: «Вот что видел Исайя, сын Амоца, о Иудее и Иерусалиме. Будет это в последние дни, гора Дома Б-жьего будет во главе всех гор, и вознесется над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие племена и скажут: пойдем и взойдем на гору Б-жью к дому Б-га Яковлева; ибо из Сиона изойдет Учение, и слово Б-жье – из Иерусалима».

В главе «Ваякхел» говорится, что Моше передает евреям указание Вс-вышнего и назначает Бецалеля, сына Ури, и Ахалиава, сына Ахисамаха, главными мастерами при сооружении Мишкана и изготовлении его утвари. При этом о Бецалеле сказано, что Б-г исполнил его «Б-жественного духа в мудрости, и в понятии, и в знании, и во всяком искусстве» («Шемот»35, 31).

Разум и мастерство Бецалеля, сына Ури, которому было поручено руководить изготовлением Мишкана и предметов, находившихся в нем, были исполнены Б-жественного духа, и это дало ему возможность изготовить вещи, которым надлежало стать предметным вместилищем Откровения Вс-вышнего. Но что это за слова – «хохма» (мудрость), «твуна» (понятие) и «даат» (знание), – упомянутые в вышеприведенном отрывке? Являются ли они синонимами, или ими предельно лаконичный язык Торы выражает различные проявления интеллекта?

Известна хасидская шутка: «В чем разница между разумом и деньгами? Денег – сколько бы ни имел их человек – всегда мало. Разума ~~ сколько бы ни имел – всегда достаточно».

В каких бы смертных грехах ни обвиняли евреев, им никогда не вменяли в вину глупость, и все же в самом начале молитвы «Шмоне эсрей», читаемой три раза в день, перед просьбой о здоровье и даже об освобождении евреи просят о разуме.

И тут мы опять встречаем те же три слова в том же порядке: «Жалуй нам от Себя «хохма», «бина» (почти синоним слова «твуна») и «даат» (в некоторых молитвенниках порядок противоположный и слово «хохма» замененно синонимом «хаскель»).

Наше мышление всегда проходит определенные, резко отличающиеся друг от друга стадии. Допустим, вы решаете сложную задачу. Это может быть разработка проекта электростанции, объяснение поведения шальной элементарной частицы, изыскание нового фасона одежды или составление месячного бюджета вашей семьи после очередного «хода» министра финансов. Вы долго и безуспешно бьетесь над этой задачей. И наконец… вас осеняет.

Это и есть первая стадия познания, называемая «хохма». В этой стадии вы имеете пока очень «невнятное» представление о вашем открытии. Но вы уверены, что задача решена. Вы нашли ту точку, на которую должно опираться ее решение и в которой фактически содержатся все его компоненты (правда, в зародышевом состоянии). Вы счастливы. Вы испытываете величайшее наслаждение, хотя внешне оно проявляется лишь внезапным просветлением вашего лица (об этом говорит царь Соломон в книге «Кохелет»: «Хохма» человека освещает его лицо»). Это состояние кратковременно, как блеск молнии (недаром оно называется «барак хамаврик» – блеснувшая молния), хотя оно – продукт работы целого отдела мозга правого полушария, называемого «моах хохма» (мозг «хохма»). Теперь вам необходимо немедленно начать развивать мысль, иначе вы рискуете потерять ее, и, может быть, навсегда, так как она еще слишком «абстрактна» и не «внедрилась» в ваше сознание. В работу включается левое полушарие – «моах бина».

Чем больше вы работаете над открытием, тем шире, глубже и протяженнее оно представляется в вашем сознании. Наконец вы убеждены, что трудная задача решена наиболее исчерпывающе. На смену скрытому от посторонних наслаждению, которое вы испытывали, когда вас «осенило» (стадия «хохма»), к вам приходит чувство радости, не стесняющееся вылиться наружу. Когда закон Архимеда оказался в этой стадии, его автор выскочил из ванны с криком: «Эврика!» – и побежал рассказывать всем, что тело, погруженное в воду… Вы, возможно, более сдержанны, но и вы, безусловно, рады своему научному достижению.

Наконец составлен труд, в котором ваше открытие предстает во всей его глубине и во всех возможных связях. Казалось бы, ваше познание достигло совершенства в этом вопросе. Однако это не всегда так.

Рассмотрим классический пример. Доктор медицинских наук читает лекцию о вреде курения. В лекции освещается ряд научных открытий, сделанных самим ученым. Таким образом, тема лекции прошла у него как стадию «хохма», так и стадию «бина». Сходя с кафедры, лектор… закуривает.

Рассмотрим пример менее классический, но не менее известный. За прилавком стоит человек в кипе, а может быть, и с бородой. С детства он учил Тору: сначала в хедере, потом в ешиве. Да и сейчас на досуге он нередко листает Пятикнижие, в котором кроме нескольких предостережений «не укради» ясно запрещается обвешивать покупателей. Но вот, выйдя из его магазина, вы обнаруживаете, что вместо 400 г он дал вам 380 и к тому же недодал нескольких шекелей в сдаче. В чем дело? Почему в этих примерах знания не повлияли на поступки? Потому, что у этих людей познание не прошло третью стадию – «даат» (осознание). В этой стадии человек не просто понимает познанное, он осознает его, соединяется с ним, чувствует его истинность и значимость и поэтому действует лишь в соответствии с ним.

‘Даат» представляет собой переходное звено между разумом и эмоциями, являющимися основной движущей силой в наших действиях- Насколько важна именно эта, третья стадия Для духовного совершенства, видно хотя бы из того, что вышеупомянутая просьба о разуме, входящая в молитву «Шмоне эсрей», кончается словами: «Благословен Ты, Б-г, жалующий «даат».

Есть люди, у которых некоторые из этих отделов развиты наиболее сильно. Например, у человека с развитым «моах хохма» преобладает образное мышление, он представляется нам изобретательным и находчивым. Такими должны быть шахматисты, ведь победа в шахматной игре обязательно связана с находкой хода (или группы ходов), неизвестного ранее (во всяком случае, противнику). Человек с развитым «моах бина» – понятлив и рассудителен. Он не всегда может изобрести что-либо самостоятельно, но, когда он приобретает готовый патент, можно быть уверенным, что в его руках он принесет больше пользы, чем в руках автора (если тот силен только в «хохма»). Человека же с развитым «моах даат», сознательного, умеющего из немногих приобретенных им познаний извлечь моральные принципы и жить в соответствии с ними, на иврите так и называют: «бар даат».

Бецалель Бен-Ури, которому было поручено руководить изготовлением элементов Храма и его утвари, был совершенен во всех стадиях познания. Более того, его знание руководилось Б-жественным духом, и поэтому его решения были безошибочными.

Надели нас мудростью, Понятием и сознанием…