Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ноах

«И явился голубь к нему… и вот, оливковый лист в клюве у него…»

В начале недельной главы сказано: «И растлилась земля перед Б-гом (разврат и идолопоклонство), и наполнилась земля грабежом».

Б-г велел Ноаху строить ковчег. Hoax его строил 120 лет. Строительство ковчега должно было послужить как бы предупреждением человечеству. Люди стали спрашивать Ноаха: «Зачем ты это строишь?» И он отвечал: «Люди испортились, занимаются развратом и грабежом. Если положение не изменится, Б-г нашлет потоп – и все утонут».

Люди смеялись в ответ: «Не верим, что будет потоп. Мы много сотен лет ведем себя так, и нет наказания. Но если потоп начнется – разобьем вдребезги твой ковчег».

О потопе и ковчеге упоминается также во многих нееврейских источниках. Приведем некоторые из них.

Халдей Берусус, астроном и историк, живший примерно в 350–340 годах до н. э., рассказывает, что корабль Ноаха причалил к горе Арарат. Приведем слова ученого халдейца: «Говорят, что часть корабля еще находится в Армении и берут от него кусочки, как амулеты».

Экспедиция турецких ученых в 1883 году видела летом выступающие из ледника части ковчега.

Французский ученый Наварра в 1952 году в районе горы Арарат поднялся на высоту 4200 метров. Там, в леднике, он наткнулся на остатки корабля длиной 150 метров. По Торе, длина Ноевого ковчега – 300 локтей, а локоть – это полметра.

В 1955 году Наварра взял куски окаменевших бревен и послал их на экспертизу, которая показала, что возраст дерева примерно 4000–5000 лет.

Профессор Клифорд Бордик из США, специалист по геологическому строению горы Арарат, утверждает: «Вода была выше вершины горы».

Далее в недельной главе мы читаем: «И благословил Б-г Ноаха и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И боязнь и страх перед вами будут на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, вам будет в пищу; как зелень травяную даю вам все» («Берейшит» 9, 1–3).

До потопа люди не ели мяса (см. «Берейшит» 1, 29).

Теперь, после потопа, когда Hoax спас в ковчеге все живое, человеку было разрешено есть мясо.

«Но плоть – пока в нем жизнь, кровь (течет по телу) – не ешьте». Запрещено есть мясо от живого. «Эвер мин ха-хай» – то, что отрезано от животного при жизни, нельзя есть. «Но вашу кровь с вашей души взыщу, из руки всякого зверя взыщу, и от руки человека, от руки (пролившего кровь) брата взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, человеком должна быть пролита его кровь, ибо по образу Б-жию создал (Б-г) человека. А вы плодитесь и размножайтесь, распространяйтесь по земле и умножайтесь на ней» («Берейшит» 9, 5–7).

В человеке есть Б-жественная душа, искра от Б-га, поэтому смертный грех прекратить жизнь человека. Человек – не хозяин своей жизни. Душу имеет право забрать только тот, кто ее дал. Как бы жутко и плохо ни жилось, нельзя покончить с собой. «Пусть тебя не уговаривает твой искуситель, что могила станет твоим убежищем. Ибо не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, и не по своей воле предстоит тебе дать отчет перед Царем царей, Святым, благословен Он» («Пиркей Авот» 4, 30).

Другими словами, есть мир душ, и человек после смерти имеет и награду и наказание.

«Вашу кровь с вашей души взыщу!» Если ты себя убил, Б-г с тебя взыщет, не уйдешь от наказания! «С рук всякого зверя взыщу» – тот, кто убил не своей рукой, а натравил собак, бросил на съедение львам. «Кто пролил кровь человека, (руками) человека должна быть пролита его кровь». За сознательное убийство надо карать только смертью!

«И не берите выкупа за душу убийцы; злодей, которому (положено) умереть, он должен быть предан смерти!.. И не делайте грешной землю, на которой вы, ибо кровь делает грешной землю, и земле не будет прощено за кровь, пролитую на ней, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте землю, на которой вы живете, в которой Я обитаю; ибо Я, Г-сподь, обитаю среди сынов Израиля».

В этих словах Б-г говорит евреям, что, войдя в страну, нужно усиленно бороться с кровопролитием и ни за какие деньги на свете не заменять сознательному убийце смертный приговор, допустим, пожизненным заключением.

Предание гласит, что первому человеку (Адаму) были даны шесть заповедей: запрет служить идолам, запрет проклинать имя Вс-вышнего, запрет проливать кровь (человека – убийство), запрет разврата (сожительство с матерью, с мачехой, с чужой женой, с сестрой от одной матери, с мужчиной, со скотом) , запрет воровства и грабежа, заповедь организовать суды, которые будут за это все судить. Ноаху, поскольку было разрешено есть мясо, была добавлена седьмая заповедь: не есть то, что оторвано от живого организма. В заповедь «не проливать кровь» входит также «не проливать кровь зародыша человека», то есть нельзя делать аборт.

Это общечеловеческие обязанности, за нарушение которых был в свое время потоп и в разные времена другие катастрофы. Еврейский народ, потомки Авраама, Ицхака и Яакова, чудом выведенные из Египта и стоявшие у горы Синай, которые поклялись выполнить все, что Б-г скажет, имеют много-много больше заповедей. Вся его жизнь идет по законам Торы – от открытия глаз утром и до сна.

***

В заключительном разделе главы “Hoax” рассказывается о событии, которое радикально изменило самую структуру человеческого общества и придало ему тот вид, который оно сохраняет поныне. Это так называемое «вавилонское столпотворение».

«И был на земле единый язык и речи едины. И вот, когда они двинулись с Востока, нашли они долину в земле Шинар и поселились там. И сказали друг другу: давайте налепим кирпичей и обожжем огнем. И были у них кирпичи вместо камней, и смола – вместо глины. И сказали они: давайте построим башню главою до небес, и сделаем себе имя, дабы не рассеялись мы по всей земле. И снизошел Б-г, чтобы увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Б-г: ведь единый народ они, и единый язык у всех, и вот что начали они делать… Снизойдем же и смешаем язык их, чтобы не понимали они язык один другого. И рассеял их Б-г оттуда по всей земле…».

На территории Междуречья, называемого в Библии землей Шинар, были найдены руины нескольких башен весьма внушительных размеров, так наз. «зиггуратов». Лучше всех сохранился «зиггурат», находящийся неподалеку от древнего города Ур. Кстати, этот город упоминается в конце данной главы как родина нашего праотца Авраама. У основания урский зиггурат имеет примерно 60 метров в длину и 45 в ширину. Первоначальная высота его неизвестна, но, по-видимому, он был достаточно высок, ведь слово «зиггурат» означает «небесный холм». Как и библейская башня, зиггурат сложен из обожженных кирпичей, скрепленных смолой. Среди развалин древнего Вавилона тоже был найден разрушенный зиггурат. По мнению некоторых археологов, именно о нем идет речь в этой недельной главе.

Любопытно содержание обнаруженной во время раскопок глиняной таблички. Надпись на ней гласит: «Воздвижение этой башни весьма оскорбило богов. В течение одной ночи они разрушили все, что построили люди… люди рассеялись повсюду, и их речь стала странной».

Не вникая в спор между так наз. библейскими критиками и приверженцами Книги Книг, поднявшийся в свое время вокруг этой таблички, отметим лишь, что, как следует из этой надписи, предание о сооружении людьми некоей башни, после чего последовало рассеяние их по свету и изменение языка, было довольно распространено.

Внешне намерения создателей вавилонского столпа кажутся вполне безобидными и даже похвальными. Они хотели всего лишь обеспечить единство человеческого общества, начинавшего новую жизнь после великой катастрофы потопа. Почему же Вс-вышний не дал им возможности исполнить свой замысел? Более того, Он лишил их этой возможности навсегда, отняв у людей объединявший их общий язык. Классический комментарий «Кли якар» пишет по этому поводу следующее:

«Наши мудрецы говорят: объединение нечестивых – зло для них и для всего мира, разобщенность нечестивых – благо для них и всего мира… Ибо нечестивцы, собравшись вместе, будут строить козни против других людей. Кроме того, между ними начнутся дрязги, споры, неприязненные отношения… Главная причина этому в том, что каждый из них преследует еще и побочные цели. Вот и не лежит у них сердце друг к другу. Ибо один жаждет богатства и почестей, для другого главное – вкусно поесть, третий вожделеет чувственных удовольствий, а четвертый твердит: «Сделаем себе имя» – и стремится возвыситься над всеми. Вот и возникает раздор. Как из-за того, что у них нет единой цели (ибо дурных путей много, и лишь добрый путь – один-единственный).

Так и оттого, что каждый стремится превзойти всех остальных… Поэтому рассеяние таких групп предпочтительнее их объединения…»

В настоящее время люди говорят примерно на трех тысячах языков. Есть ли среди них тот самый единый язык, на котором говорили люди до вавилонского столпотворения? Еврейская традиция, а вслед за ней и христианская, отвечают – да, и это – иврит. В книге «Кузари» об этом сказано следующее.

«Предание гласит, что иврит – это язык, на котором Вс-вышний говорил с Адамом и Хавой, на этом языке Адам и Хава говорили друг с другом. Подтверждение этому – этимология имен: «Адам» – от «адама» – «земля», Хава – от «хай» – живущее, «шла» – женщина, жена, «иш» – мужчина, муж, их первенец Каин – от «канити» – «я приобрела»… Сверх того о великой ценности иврита свидетельствует дарованная нам Тора, написанная святым языком. Знание этого языка передавалось нам от поколения к поколению, начиная от Эвера, Ноаха, Адама. Этот язык был языком Эвера и поэтому был назван «иврит», ибо лишь у него он сохранился таким, каким был до рассеяния и смешения языков. Будучи в своем родном городе, Уре, Авраам говорил на арамейском языке, арамейский служил ему обыденным языком. Особенным, святым языком был у него иврит».

Со времени вавилонского столпотворения, когда Вс-вышний повелел человечеству говорить на разных языках, прошло более 37 веков. Все попытки вернуть людям «единый язык и речи едины», предпринятые за это время, заканчивались полным крахом. Достаточно вспомнить о печальной участи искусственного языка «эсперанто» (кстати, наиболее удачливого из десятков других искусственных языков).

О грядущем, которого с нетерпением ждет еврейский народ, Вс-вышний говорит устами пророка Цефании: «Тогда обращу Я народы к ясному языку, дабы воззвали все они Имя Б-га и служили Ему плечом к плечу». Рабби Авраам Ибн-Эзра, комментируя этот стих, говорит: «Ясный язык – это святой язык, ибо только на нем можно прочесть Имя Великое». Самый популярный комментарий пророков «Мецудат Цион» пишет, что в будущем все народы мира будут говорить на святом языке, языке Торы, и единство языка будет способствовать объединению их в единой вере и едином служении.

Во многих хасидских комментариях на тему всемирного потопа приводится стих из «Песни песней»: «Обильные воды не смогут затушить любовь, и реки не зальют ее».

О каких водах здесь идет речь? Это – поясняется в книге «Тора ор» – заботы о хлебе насущном. А реки – мысли о материальном, текущие в сознании еврея. Они могут поглотить, отвлечь его на некоторое время, но не способны погасить в еврейском сердце врожденную тягу к духовному.

Как спастись от «вод обильных»? В главе «Hoax» сказано: «Войди в ковчег». Баал-Шем-Тов поясняет: «ковчег» на иврите «тейва», что имеет также значение – «слово». Нам говорят: «Войди, погрузись в слова молитвы и Торы». Дальше сказано: «Светильник сделай в ковчеге». Это значит, надо сделать так, чтобы слова молитвы были исполнены внутреннего света.

Это может представиться трудным делом, но только поначалу. Потом окажется, что именно материальные тяготы, заботы и тягостные мысли, которые одолевали всего лишь минуту назад, дают с большей силой почувствовать свет, покой и удовлетворение в словах искренней молитвы.

Так бурные воды потопа не только не сломали, не потопили ковчег, но, напротив, подняли его ввысь, вознесли над самыми высокими горами.

И поэтому потоп в ТАНАХе именуется «водами Ноаха». Слово «Hoax» имеет один корень со словами «менуха» (покой) и «нахат» (радость). Ибо цель вод этих не столько кара, сколько очищение и возвышение, приведение к подлинному внутреннему душевному покою и радости.