Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки таво

«Придут на тебя все благословения…»

 

«Когда ты придешь в землю, которую Г-сподь, Б-г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли, которую Г-сподь, Б-г твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его. И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: «Заявляю я ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я вошел в землю, которую Б-г клялся отцам нашим дать нам».

Так начинается глава «Ки Таво». В приведенном выше отрывке содержится заповедь Торы о принесении в Храм «бикурим», т. е. первых плодов нового урожая. Эта заповедь выполнялась при Храме каждым евреем, обладавшим в Эрец-Исраэль землей, производившей ему плоды из числа тех, которыми в Торе славится Земля Израиля. Каждый год, в период между праздниками Шавуот и Суккот, он приносил в Храм «бикурим» (первые плоды), чтобы выразить свою признательность Вс-вышнему за благодатную землю, которую тот дал ему в удел.

В Торе не указывается количество приносимых плодов, однако, как говорится в Иерусалимском Талмуде («Бикурим», гл. 3), было принято приносить в Храм не менее одной шестидесятой части плодов каждого вида.

В отличие от других заповедей Торы, касающихся Святой Земли и вступивших в силу сразу по прибытии сынов Израиля в Обетованную землю, о заповеди приношения «бикурим» сказано в вышеприведенном отрывке, что она должца исполняться, «когда ты придешь в землю… и овладеешь ею, и поселишься в ней», т. е. после окончательного занятия всей Обетованной земли и раздела ее между всеми сынами Израиля. Раздел Святой Земли завершился лишь на 14-й год после вступления в ее пределы сынов Израиля под предводительством преемника Моше Йегошуа. Все это время даже те евреи, которые уже получили свой надел, не должны были исполнять заповедь о приношении «бикурим».

Этим еще раз подчеркивается заповеданный Торой принцип любви к ближнему: Тора считает, что еврей не может с полной радостью благодарить Вс-вышнего за дарованный ему благодатный надел (в чем и заключается смысл заповеди приношения «бикурим»), пока другой еврей все еще лишен этого надела.

Глава «Ки Таво», как и последняя глава третьей книги Пятикнижия, «Ваикра», «Бехукотай», отличается обилием грозных предостережений в адрес еврейского народа о несчастьях, которые его ожидают, если он свернет с праведного пути. В этой связи эти две главы получили название «Тохеха», т. е. «Наказания».

В талмудическом трактате «Мегилла» (31, б) говорится о древней традиции, введенной еще Эзрой, следуя которой цикл чтения Торы в синагогах рассчитывается всегда таким образом, чтобы глава «Ки Таво» читалась за некоторое время до Нового года, чтобы все проклятия остались в ушедшем году. Впрочем, по утверждению кабалистической книги «Зогар», даже слова Торы, заключающие на первый взгляд проклятие, в действительности скрывают в себе благословение. Надо только правильно понять их. Рассказывают, что р. Дов-Бер из Любавичей, сын и преемник основателя хасидского движения ХАБАД рабби Шнеур-Залмана, будучи еще мальчиком до «бар-мицвы», прослушав в синагоге чтение главы «Ки Таво», был так поражен описанными в ней несчастьями, что заболел настолько, что в Йом-Кипур отец его сомневался, разрешить ли мальчику поститься. Когда Дов-Бера спросили, почему в прошлом эта глава не произвела на него такого впечатления, он ответил: «Когда читает отец, не слышны проклятия».

В главе «Ки Таво» Моше, прощающийся с любимым народом, заканчивает изложение предписаний и запретов Б-жественного Закона и переходит к отеческим напутствиям, тревожным предостережениям и последним благословениям. Если в предыдущих главах педантичные исследователи насчитали десятки заповедей, ранее не упоминавшихся, то в главе «Ки Таво» таких заповедей только шесть.

Весь первый раздел главы посвящен процедуре принесения в Храм первых плодов нового урожая – «бикурим». Сейчас Храм все еще не восстановлен, и евреи не могут исполнить заповедь Торы о «бикурим». Однако это не значит, что первый раздел нынешней недельной главы лишен всякого значения для сегодняшнего читателя. Книги еврейских мыслителей полны поучений и назиданий, извлеченных из предписаний Торы, заключенных в этом разделе и имеющих самое непосредственное значение для всех времен, в том числе и для нашего. В одной из своих бесед с хасидами Любавичский Рабби, исходя из иносказательного толкования заповеди о «бикурим», истолковал ее как практическое указание, в высшей степени актуальное именно в наше время. В книгах пророков еврейский народ неоднократно именуется «садом Вс-вышнего». Развивая эту параллель, находим, что плоды – это дети. А «бикурим» – свежесозревший плод, приносимый в Храм, самое святое место на земле, – это ребенок, достигший возраста, когда на него распространяются Б-жественные предписания. Тора велит приложить все усилия, чтобы этот ребенок путем надлежащего образования и воспитания достиг наивысших ступеней совершенства. Это значит, резюмирует Рабби, не только начать воспитывать его, а затем оставить предоставленным самому себе или передать кому-либо другому. Но учат наши мудрецы : «Начавшему доброе дело говорят: кончай» – т. е. необходимо самоотверженно продолжать его воспитание, пока он не достигнет совершенства.

Заботливое, обдуманное до мельчайших тонкостей воспитание каждого представителя нашего подрастающего поколения в духе учения Торы обеспечит нравственное благосостояние всего народа, и тогда, как предсказывает Моше в сегодняшней главе: «Увидят все племена земли, что Имя Б-жье наречено на тебе, и будут уважать тебя». Р. Овадия Сфорно в своем комментарии к процитированному нами стиху напоминает в качестве иллюстрации о случае, приводимом как в Талмуде, так и в других источниках.

Это случилось на сороковой год по возвращении евреев из вавилонского плена и восстановлении Иерусалимского Храма. Персидская империя, включавшая в себя тогда и Землю Израиля, неотвратимо приближалась к своему концу под ударами армий Александра Македонского. Еврейские руководители, вначале не желавшие нарушать верность персидскому царю Дарию Второму, в конце концов поняли, что участь последнего предрешена. Они решили принять с миром Александра, уже приближавшегося во главе своих полчищ к Святому городу. Первосвященник Шимон-праведник в окружении священнослужителей, облаченных в белоснежные священнические одеяния, вышел навстречу воинственному македонскому царю. Увидев старца, грозный и могущественный завоеватель, перед которым трепетал весь мир, к великому удивлению своих приближенных, соскочил с коня и поклонился до земли. В древней книге «Иосифов», автором которой многие считают знаменитого историка Иосифа Флавия, рассказ этот дополняется деталью, неупоминаемой в других источниках. Ознакомившись со столицей Израиля и величайшей святыней еврейского народа, Иерусалимским Храмом, восторженный македонянин пожелал установить в Храме свою статую, чтобы таким образом оставить память о себе в святилище еврейского Б-га. Он не допускал мысли, что евреи откажут ему в этом, однако случилось именно так. Первосвященник объяснил: «В нашем Храме запрещено помещать какие бы то ни было статуи. Мы увековечим память о тебе более верным способом. Все сыновья священников, которые родятся в том году, будут носить твое имя». Так среди исконно еврейских имен оказалось греческое имя Александр, имеющее хождение по наши дни, напоминающее нам о посещении Иерусалима легендарным завоевателем, когда тысячи людей были свидетелями исполнения слов Моше: «И увидят народы земли, что Имя Б-жье наречено на тебе, и будут благоговеть пред тобою».

Талмудический мудрец р. Элиэзер утверждает, что в словах «Имя Б-жье наречено на тебе» имеются в виду тфиллин, носимые на голове еврея. По обеим сторонам кожаной коробочки головных тфиллин вытеснена буква «шин», первая буква одного из Имен Вс-вышнего. В отличие от наручных тфиллин, часто прикрываемых одеждой, головные тфиллин носятся открыто. Так что и впрямь все племена земли в самом буквальном смысле видят на еврее, носящем тфиллин, Имя Б-жье. И как предвещает Моше, они исполняются благоговения перед вечным народом.

Впрочем, слово, которое мы перевели как «уважать» или «благоговеть», очень часто переводится как «бояться». И поэтому, ссылаясь на этот стих из нынешней главы Торы, Талмуд утверждает, что в тфиллин заключена непобедимая мощь Израиля, наводящая страх на его врагов.

В недельной главе очень подробно сказано о благословениях, которые придут на еврейский народ, если он будет соблюдать заповеди Торы, и о наказаниях, которые постигнут его, если он отойдет от пути Торы.

Следует отметить, что чаще всего наказания производились руками тех народов, взглядами и религиями которых евреи увлекались. Отход евреев от веры в единого Б-га и его Тору пророки сравнивают с изменой жены мужу. Вот что ждет вступивших в развратную связь с чужими религиями: «Я поднимаю против тебя любовников твоих… и обращу на тебя ревность Мою, и поступят (любовники) с тобою жестоко» («Йехезкель» 23, 22, 25).

Говорят, что существует какая-то разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало.

Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, напали на страну филистимляне, притесняли евреев, обложили их непосильной данью. И стонал народ до тех пор, пока не «…удалили они чужих богов из среды своей и стали служить Г-споду» («Шофтим» 10,16).

Во время Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона. И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: как мы уже знаем, ассирийцы изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, а вавилоняне – оставшиеся два колена: Йегуды и Биньямина.

Увлечение эллинизмом привело наш народ к массовому отходу от своей религии, и греки практически беспрепятственно искореняли в Эрец-Исраэль иудаизм, а непокорных уничтожали.

То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла.

В конце 18-го – начале 19-го века, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, которое было призвано «осовременить» иудаизм. Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких церквей, стали молиться под аккомпанемент органа, в службу было включено пение женского хора… Самые «прогрессивные» из реформистов перенесли день заповеданного отдыха с субботы на воскресенье; они выбросили из молитвы слова «…и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего с вечной радостью», ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: «Нельзя лукавить, обращаясь к Вс-вышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!» Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие 19–20-го веков – отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Вс-вышний, чтобы в очередной раз наказать Свой распутный народ.

Родоначальник «научного» коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда мальчику было три года. Этому лже-Мессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: «Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей».

Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю куль-ТУРУ> это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит; это они расправлялись с верующими евреями, посылая их в лагеря по обвинению в контрреволюции. Мы хорошо помним их собственную судьбу – бывших членов ЦК, ВЦИК, работников карательных органов – революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех же самых застенках, куда отправляли своих братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и своему народу. Те из них, кто чудом остался в живых, как правило, сожалеют о том, что натворили. Многие, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству.

Грозные предостережения Г-спода и здесь сбылись в точности: «…какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня и пошли за пустым и (сами стали) пустыми?» («Йермиягу» 2, 5).

«Зло твое накажет тебя, и отступничество твое обличит тебя, и ты узнаешь и увидишь, как плохо и горько (будет тебе за) то, что оставил ты Г-спода, Б-га твоего, и не побоялся ты Меня…».

И пророки просят народ: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо ты споткнулся из-за твоего греха» («Гошеа» 14, 2).

«Тот, кто знает, пусть вернется…», т. е. каждый пусть исправит то, что может! («Еэл» 2,14).

Другими словами: единственный путь спасения еврейского народа – вернуться к жизни по Торе. И тогда: «Я буду, как роса для Израиля, зацветет (он), как роза, и пустит корни, как (кедр) Леванона» («Гошеа» 14, 6).