Адам (Берейшит, 1, 26)

בס"ד

Сипурей Хасидим

Адам (Берейшит, 1, 26)

"Поэтому сотворен человек только один, чтобы научить тебя, что каждый, кто спасает одну душу из Израиля – как будто бы спас целый мир".

(Сангедрин гл. 4, Мишна 5)

Один крестьянин, у которого не было детей, поехал вместе со своей женой к святому Магиду из Кожниц, просить у него, чтобы он помолился за них, и благословил их здоровым потомством. Святой Магид благословил их, и его благословение исполнилось: женщина родила сына. Некоторое время спустя ребенок опасно заболел, и женщина уговорила своего мужа, чтобы он снова поехал к Магиду. Поехал к нему, и Магид благословил его полным выздоровлением, и отправил его с миром. Но ребенку не стало лучше. Наоборот, изо дня в день его болезнь усиливалась все больше и больше. Мать ребенка не отходила от его колыбели, и сидела все время рядом с ним с горьким сердцем и со страхом в душе. Однажды она задремала рядом с колыбелью ребенка, и когда она проснулась, увидела солдата, который стоит рядом с колыбелью, в одной руке его кувшин, а в другой – ложка, и он дает снова и снова ребенку выпить из ложки. Женщина испугалась и начала кричать, и солдат убежал. С этого момента состояние ребенка начало улучшаться, и он начал выздоравливать, пока не выздоровел окончательно. Родители обрадовались, но вместе с тем испугались, может быть это был колдун. Что делать? Они снова поехали к святому Магиду, и рассказали ему о том, что произошло. Магид успокоил их, что им не о чем волноваться, что нет в этом ничего дурного, не дай Б-г, и отправил их с миром.

После того, как они попрощались с ним, Магид приказал своему шамесу, чтобы он взял его палку, и пошел на кладбище Кожниц, и стукнул ей по могиле одного солдата, и сказал ему, что Магид зовет его. Шамес сделал, как ему сказали, и Магид обратился к солдату с вопросом:

- Кто разрешил тебе лечить детей?

Ответил ему солдат:

Дело было так. Когда меня взяли на службу в армию, я смешался с гоим, и делал все, как они делали, так, что почти не было никакой разницы между мной и между гоим, кроме того, что в их книге я был записан евреем. Однажды я шел с еще несколькими солдатами по дороге, я встретил одного бедняка-еврея, который шел из какой-то деревне к себе домой. Солдаты окружили его со всех сторон, начали обыскивать, и нашли у него семьдесят пять рублей. Они отобрали у него эти деньги, и из страха, что бедняк пойдет и расскажет это полиции, взяли его и повесили его на дереве, и пошли дальше. А я, когда я увидел это страшное дело, в моем сердце пробудилась "еврейская точка", и жалость возобладала во мне, я спрятался от солдат, и подошел быстро к повешенному, взял нож и перерезал веревку, на которой он был подвешен, и как только он был освобожден от веревки, дух его вернулся к нему. У меня в кармане была тогда сумма денег, и я дал этому еврею семьдесят пять рублей, как сумма, которую забрали у него солдаты, и тот пошел в большой радости к себе домой. Когда солдаты пришли на место, их начальник, как обычно, провел перекличку, и назвал по имени каждого. Когда дошел до моего имени, и никто не ответил "я", спросил у солдат про меня, и сказали, что я был с ними по дороге, и наверное где то задержался. Немедленно приказал им идти искать меня. Пошли и нашли меня стоящим рядом с деревом, на котором повесили еврея, и его, повешенного, нет. Солдаты поняли, что я освободил этого еврея, и испугались, что я расскажу это начальнику, и решили повесить также меня на дереве. И так и сделали, и пришли к своему начальнику, и рассказали, что нашли меня повешенным на дереве. Потом меня сняли и похоронили в городе Кожниц. Когда я предстал, после своей смерти, перед Высшим судом на суд, сказали: дать мне сразу ган эйден – невозможно, ибо всю свою жизнь я грешил, и гейином тоже нельзя мне дать, ведь я спас жизнь еврею, и каждый, кто спасает жизнь даже одному еврею – как будто бы спас целый мир, и тем более, что за это спасение я заплатил жизнью. Поэтому постановили, чтобы я стал лекарем для детей, и дали мне с Небес право, чтобы исцелять детей, когда они нуждаются в спасении.

***

Эту историю рассказал святой рав Йехиель Меир из Гастинин, и добавил:

- Мы разбираемся в серебре и золоте и драгоценных камнях, но в еврейской душе у нас нет ни малейшего разумения…

Еще один сипур на эту тему:

В городе святого Магида из Кожниц жил один мясник, звали его Айзик, в молодости о нем говорили, что он ведет себя не подобающим образом. Этот мясник не дожил до старости, и умер, и через несколько недель после своей смерти, он пришел во сне к городскому шойхету, и сообщил ему, что он вызывает его на суд перед Высшим судом. На утро шойхет проснулся, и испугался этому сну, но не обратил на него большого внимания, ибо подумал, что "сны сообщают ложь". На следующую ночь снова пришел к нему мясник во сне, и снова пригласил его в суд. И так на третью ночь. Увидел шойхет, что это не простое дело, и пришел к святому Магиду с плачем и мольбой, и просил у него совета, что же ему делать.

Ответил ему Магид:

- Тора "не на Небесах она", и есть суд внизу, и по закону – тот, кто вызывает на суд, идет за тем, кого он вызывает на суд, и поэтому, когда он прийдет к тебе снова во сне, скажи ему, что если есть у него какая-то претензия, пусть прийдет вместе с тобой к Магиду на суд, а если он не согласится – он об этом пожалеет.

И было ночью, и мясник пришел к нему во сне, как и в предыдущие ночи, и ответил ему шойхет, как сказал ему Магид. Мясник сразу согласился на это.

На следующий день шойхет пошел к Магиду, и Магид приказал принести доску, и сделать перегородку в углу дома, и своему служке приказал пойти на кладбище на могилу того мясника, и пригласить его на суд по приказу рава. Через несколько минут послышался голос мясника из-за загородки, с плачем и причитанием. Он утверждал, что этот шойхет затрефовал ему много животных, и из-за этого он обеднел, и влез в долги, ибо животные принадлежали другим людям, а не ему, и из-за горя и бедности он заболел и умер, и оставил жену свою вдовой и сыновей сиротами, без еды и пропитания, и кредиторы требуют от вдовы заплатить то, что причитается им, а у нее нет лишней копейки за душой. И сейчас, в мире истины, он узнал, что животные были кошерными, но из ненависти к нему шойхет их трефовал намеренно и не по закону. И поскольку нет ему покоя в высшем мире, также из-за долгов, которые на нем висят, и также из-за великой горести его жены и детей, страдающих от голода, поэтому он требует шойхета на суд.

Когда шойхет услышал слова умершего, позеленело лицо его, и он признал свою вину, и попросил у Магида наложить на него наказание, какое он сочтет нужным, и он принимает на себя исполнить все, что он ему прикажет.

Приказал Магид, чтобы шойхет заплатил все долги мясника, и выдавал определенную сумму каждую неделю вдове и ее детям на жизнь.

Шойхет принял на себя решение суда с радостью, и также мясник согласился с решением суда. Когда вышел мясник из дома Магида, поманил его Магид пальцем, и сказал ему: Айзикл, Айзикл! Иди как сюда! Удивительно мне, что сразу после смерти нет у тебя других забот, и есть у тебя время заниматься имущественными претензиями. И разве ты уже завершил все твои счета там, и что ты ответил за твои "грехи молодости"?

Ответил мясник:

Так святой праведник говорит, и справедливо спросил. И дело было так. В дни моей молодости, я был баал-агола, и я ехал по своей работе из города в город. Однажды ехали со мной в телеге компания людей честных и праведных. И когда мы подъехали к перекрестку, напала на нас банда разбойников, вооруженных грабителйе, и хотели убить этих праведных людей, и забрать их имущество. И я рискуя жизнью, боролся с ними, и Вс-вышний помог мне, я бил и ранил их, пока они не убежали оттуда, и так я спас этих праведников. Когда я умер, пришли малахей-хабала, чтобы опустить меня в ад, но в тот же момент пришли все праведники, которых я спас, ни один не остался в стороне, и сказали: ведь этот человек спас души наши от меча, и каждый, спасающий одну душу из Израиля – как будто бы спас целый мир, разве справедливо, чтобы он опустился в ад? Ведь из-за него мы остались живы, и занимались Торой и заповедями, и служением Вс-вышнему. В общем, они не дали коснуться меня, и спасли меня от всякого несчастья, и они защитили меня во время суда, и вышел мой суд, повести меня в ган-эйден. Однако, грехи между человеком и человеком, Вс-вышний не прощает, а я остался большим должником, и поэтому меня не пропускали в Ган Эйден. И когда я узнал, что причиной моих несчастий был шойхет, я потребовал его к суду, и теперь, после того, как он принял на себя заплатить мои долги – я вернусь на свое место с миром, и удостоюсь вечной жизни.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру