Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Заповедь видуй и тшува

בס»ד

Стр. ламед хес

Гл. Носой

(364)

Заповедь исповедоваться за грехи вместе с тшуво[1], как сказано «веhисваду эс хатосом ашер осу[2]» (Бемидбар 5, 7), и т.е., что основа заповеди тшувы из Торы — это оставление греха, и исповедь и просьба о прощении, как говорится в Игерес аТшуво гл. 1, от имени Рамбама и СМГ, и нужно объяснить корень этих двух вещей, а именно:

1) оставление греха на будущее, и в это включается также раскаяние о прошлом, как говорит Рамбам гл. 2 Гилхос тшуво Галаха 2, которое, собственно, называется «тшува»,

2) видуй — исповедь, которая называется «просьбой о прощении», как приводится в Рамбаме гл. 1

— в чем они состоят, и каким образом через это будет прощено ему за пгамим[3], которые он сделал.

И вот, заповеди называются мицвойс Гавайе[4], поскольку вся их идея – это притяжение и раскрытие Ойр Эйн Соф[5] в имени Гавайе[6], поскольку Ойр Эйн Соф сам по себе – лав микол инун мидойс клал[7], и для того, чтобы он назывался хаким[8] бехохмо[9] и мейвин[10] бевино[11], что это есть йуд-hей имени Гавайе, и также, чтобы быть хасид[12] в хесед[13], и гибойр[14] в гвуро[15], что это есть тайна букв вов-hей — это посредством того, что человек внизу исполняет заповеди, и через исарусо дилсато[16] приходит исарусо дилейло[17], аhаво дойхекес, чтобы Он сократил Себя в этих мидойс[18] для того, чтобы светить и давать жизнь мирам. И есть заповеди, которые связаны с йуд, и есть – с hей, и как говорится в Зогар, «как виноградины, которые висят на виноградной грозди», и поэтому заповеди называются эйворим дэмалко[19], ибо эти десять сфиройс – они как тело относительно света, который облачается в них, из Эйн Соф борух hу, посредством мицвойс, и это тайна «томим тиhйе им Гавайе Элойкехо[20]» — привлечь РМаХ[21] эйворим и цийур коймо.

Но если хото ал hанефеш[22], не исполнив заповедь «делай», или нарушив заповедь «не делай», то он делает увечье, ибо уменьшает притяжение жизненности в эту мидо и сфиро, и также притягивает из жизненности, который в них, дополнительное питание в глубины клипойс[23], в большей степени, чем то, что установлено им посредством кав мидо[24], из аспекта ахойраим[25] дэахойраим только, ибо он притягивает им из пнимиюс шэфа[26], облачающегося в сосуды десяти сфиройс, и велик его грех очень, и как говорится в Игерес аТшуво гл. 7, что это есть тайна «мелех осур борhотим[27]«, и нет оскорбления больше этого, и поэтому Вс-вышний называется оскорбленным царем.

И это есть тайна пгам, «им погамти беойс йуд[28]«, «им погамти беойс hей[29]«, и как сказано «венойкейв шейм Гавайе[30]» (Вайикро 24, 16), что он протыкает[31], хас вешолом, сосуды десяти сфиройс, и вынимает свет, который в них, к хицойним, подобно тому, как когда протыкают какой-либо орган тела, то выходит кровь, Гашем йерахем. И для того, чтобы исправить это, заповедал нам Вс-вышний, по великой Его милости, заповедь тшуво, которая приводит излечение в мир, и залечивает пгамим. И вот, исправление этих двух повреждений – это, в общем, две вещи, 1) восполнить пгамим и уменьшение в уменьшении притяжения Ойр Эйн Соф борух hу в десять сфиройс, как говорилось выше, 2) прекратить питание хицойним[32]. Но также в самом убирании йенико[33] для хицойним есть два аспекта: 1) чтобы в будущем не питались больше, чем им положено, 2) исправить то, что он уже сделал.

И вот, первые два исправления тшувы осуществляются посредством притяжения Ойр Эйн Соф Свыше в аспекте макиф, ибо макиф «ослепляет глаза хицойним», чтобы не питались более, и также он восполняет все пгамим, ибо Он – шлимо дэкулhу[34], и все перед Ним – как капля в океане, ибо только hойдой ал эрец вешомоим[35], и как объяснялось в другом месте на посук «Ки hамицво hазойс лой нифлейс hи мимхо[36]«, и это происходит посредством тшуво и харото[37], и как будет объясняться им ирце Гашем в гл. 2. Но третий раздел – {прекратить поступление жизненности к хицойним и возвратить жизненность от хицойним?}, которую он умножил очень, — для этого требуется видуй[38] дворим и харото. И идея этого, что известно, что в клипойс есть у них также ойр[39] и кли[40], нефеш[41] и гуф[42], и они создаются посредством греха, ибо посредством тааво[43] создается нефеш роо[44], рахамоно лицлан[45], а посредством действия создается тело, даже когда действие происходит только в мысли, подобно дурным помыслам – то из букв создается тело клипы, как говорилось выше, а из страсти создается душа клипы, и также если это речь – как, например, лошон hоро[46] и рхилус[47] и швуас шов[48] и шекер[49] и т.п., и тем более – в действии, что из этого творится тело клипы, и также из страсти в сердце творится душа клипы.

И все это потому, что корень человека (одом) — Свыше в десяти сфиройс в кдушо[50], и поэтому – посредством своей страсти и действия он притягивает к ним душу и тело из жизненности десяти сфиройс, как объяснялось выше. И это есть тайна «вехатоси негди сомид[51]«, что это клипа, которую человек создает посредством греха, она стоит напротив него, чтобы терзать его, как сказано «тейасреко роосехо[52]«, и сказано «пойал одом йешалейм лой[53]«, и как приводится в Зогар. И вот, когда он делает тшуву – он должен уничтожить клипойс, о которых говорилось выше, и извести их из мира, как сказано «мохиси кеов пешоехо[54]«, и это достигается посредством харото и видуй. Посредством харото, то есть акирас роцон[55] от греха, он выводит {уничтожает?} душу из клипы, порожденную посредством страсти в сердце, и сейчас, когда он вырывает свое желание и страсть — он вынимает {уничтожает} ее душу, как говорилось выше. Но для того, чтобы уничтожить ее тело — это посредством видуй дворим, ибо «акимас сфосов hавей маасэ[56]«, и тем самым он уничтожает ее тело, и было, как будто бы не было (и, тем не менее, сказали Разал, «кто такой баал тшуво – такой, что приходит двар авейро[57] и в том же месте и с той же женщиной…» (Йома 86, 2 см. там) ибо тогда действие, которое он делает, чтобы уничтожить тело клипы – равно действительно действию, которым он создал ее тело, когда совершил грех, и сейчас, когда он удаляет себя от того, чтобы делать это – он уничтожает ее тело совершенно. Но тем не менее, из милостей Вс-вышнего, чтобы приравнять действие «движение уст» к полному действию, в уничтожении тела клипы).

И это есть тайна нфилас апаим[58], которое установили Хазал, говорить «ошамну богадну[59]…» – алеф бейс, ибо посредством дурных мыслей и дурных размышлений, от которых человек не избавлен каждый день, и ни одно из них не пропадает, и из-за этого есть у человека каф а-кэла[60], ибо мысли окружают его душу, когда она выходит из тела, и кажется ему, что он делает из материальных дел и размышляет и умудряется в них, и это есть тайна «малефафтой[61]…», и поэтому посредством произнесения 22 букв указанных выше, ошамну богадну и т.д. – он стирает тело 22 букв во всех hирhурим роим[62], но должно быть акирас роцон также от всех дурных hирhурим, для того, чтобы вывести {освободить?} {хайус?} пнимис, как объяснялось выше.

Бейс

И вот, идея заполнения пгамим посредством притяжения Эйн Соф борух hу – это в соответствии с тем, что сказано: «онойхи онойхи мойхе пешоехо[63]«. И следует понять то, что говорится «онойхи онойхи» дважды.

Чтобы это понять, необходимо объяснить сначала то, что говорится в Эц Хаим, что кесер[64] — это промежуточная ступень между маацил[65] и нээцолим[66], и есть в нем из нижнего аспекта в маацил, и также аспект корня нээцолим, и т.е., что кесер подразделяется на два парцуф[67]а, атик йоймин[68] и арих анпин[69], и аспект атик йомин — это нижняя ступень в маацил, а аспект арих анпин – это корень нээцолим.

И объяснение этой идеи – поскольку в действительности Ойр Эйн Соф несоизмеримо выше понятий хохмо и хесед, как известно, поэтому, для того, чтобы он был привлечен и сокращен, чтобы облачиться в аспект хохмо и хесед — это посредством промежуточной ступени. И это есть аспект роцон[70], ибо поднялось в Его роцон сотворить хохмо и десять сфиройс, и тогда немедленно они были сотворены, и были заключены в его роцон, и посредством роцон они притягиваются после этого из сокрытия в раскрытие, чтобы было сотворение силы хохмо реально, и она называется сфирас хохмо, и также – аспект бино и хесед и т.д., и как например, в человеке, посредством роцон, когда он желает постичь какую-либо науку — тогда его душа притянется в нее, чтобы умудриться в ней глубоко, но в другой науке, в которой нет у него стремления, — он не постигнет ее в такой же степени.

Следовательно, роцон приводит к раскрытию койхос (сил) из сокрытия к открытию, и это осуществляется посредством ойнег[71], который облачается в роцон. И вот, аспект атик йоймин – это аспект таануг элйон[72], шаашуа hамелех беацмусой[73], и это есть нижняя ступень в маацил, который все еще не является корнем для сотворения нээцолим, и это есть смысл слова атик – от языка hамаатик hорим[74], ибо Он отделен от йоймей илоэй[75] дэацилус, которые являются корнем миров, как сказано, «Ки шешес йомим осо Гашем эс hашомаим[76]…» (Шмойс 20, 11), но, тем не менее, облачается от него hаоро, в аспект арих анпин, чтобы быть мисанейг и ройце в сотворении миров БИА, и это называется корнем творений.

И это есть второе объяснение в слове атик, от языка маатик мисефер лесефер[77], что это есть аспект притяжения некоторого аспекта, и т.е., аспекта МА и БаН (дэатик йоймин?), пнимиюс и хицойниюс в нем. И от арих анпин притягиваются далее АвО, и после этого – ЗуН. И как известно и объясняется также, что основной смысл исполнения заповедей – которые есть 248 эйворин дэмалко, ЗО, это для того, чтобы привлечь свет Эйн Соф посредством кесер в ЗО.

И посредством греха удаляется этот свет от этого органа, и также притягивается от этого органа питание для хицойним, в тайне «нойкейв шейм Гавайе», как объяснялось выше. И исправление для этого – притяжение света из двух указанных выше парцуфим в кесер, и т.е., из парцуф атик йоймин – который есть нижняя ступень в маацил, и его свет – в аспекте макиф и сойвев над ацилус, и макиф ослепляет глаза хицойним, и не смогут получать больше йенико, по крайней мере, через этот пгам, хас вешолом, и притяжение из парцуф арих анпин – корня творений, и посредством этого восполняются пгамим и хисройнойс, которые были сделаны в пнимиюс сфиро, подобно тому, как река, которая высохла и засохла, что копают глубже, для того, чтобы привлечь в нее оттуда воду.

И это есть тайна «онойхи онойхи» два раза – это два парцуфа в кесер, и посредством этого будет «мойхэ пешоехо», и все это делается посредством тшуво и харото в сердце, ибо тшуво[78] объяснили в Зогар «тошув hей[79]«, и в букве hей есть милуй[80] йуд ה»י, и «тошув hей» с милуй йуд означает бино в душе, задуматься о величии Вс-вышнего и его тиферес[81], и породить от этого крик и раскаяние в душе о его первых делах, и чтобы было все его желание и стремление – приблизиться к Вс-вышнему, и йуд в милуй hей – это аспект хохмо, таалумойс лейв[82], микерев велейв омойк[83], и это есть две основы в АвО, и известно, что АвО — из аспекта МА и БаН, и корень их – в МА и БаН в Атик йоймин, вплоть до МА и БаН в АК, и посредством этого пробуждают раскрытие «онойхи онойхи», о котором говорилось выше, МА и БаН в атик йоймин, чтобы исправить все пгамим, как объяснялось выше.

И это есть тайна посука «ки hамицво hазойс, ашер онойхи мецавхо hайойм[84]» – это заповедь тшуво, которая из аспекта «онойхи» – аспект кесер, в отличие от остальных заповедей, которые называются мицвойс Гавайе[85], поскольку они в аспекте ЗО, «лой нифлейс hи мимхо велой рехойко hи[86]» – «мимхо[87]» именно, поскольку в действительности атик йомин – это пэлэ эйлйон[88], который сокрыт и утаен совершенно, и непостижим (велой исйадо), ибо это макиф, как говорилось выше, и аспект арих анпин также удален от Ацилус, как сказано «омарти эхкемо веhи рхойко мимени[89]«, ибо это выше, чем постижение. И также атик йоймин называется шомаим[90] – аспект макифим, а арих анпин называется «эвер лейом[91]«, «(море) хохмо». И поскольку притяжение этих светов требуется в заповеди тшуво, и это на первый взгляд очень трудно, привлечь эти света, которые сокрыты и удалены даже от мира ацилус — на это сказал – «лой нифлейс мимхо» – «от тебя» именно – ибо одом[92] – его корень очень высок, выше, чем аспект АК – что это есть клал кодум[93], который включает в себя весь hишталшелус[94] беhашвоо ахас[95], и называется рааво дэхол раавин[96], и включает в себя также атик йоймин и арих анпин, вместе с общностью АБИА[97] – как единое целое, как говорится в другом месте (см. в мицвас мило ч. 2 гл. 3), поэтому сможет привлечь их легко. И поэтому даны человеку также 613 заповедей, что это есть различные аспекты, как эсрог и лулов – это притяжение такого-то аспекта, а шабос – такой то аспект, и также в самой субботе – сеуда в ночь субботы – это хакас{?}, и шахарис – атико, и один ангел не исполняет два поручения, поскольку он в частном аспекте, но одом, поскольку его корень из ойр клоли, как говорилось выше, как сказано «наасэ одом[98]«, во множественном числе, поскольку есть в нем из всего hишталшелус — поэтому даны ему все мицвойс, и поэтому он говорит «лой нифлейс мимхо», ибо относительно тебя – это очень близко, чтобы привлечь их, и достаточно постигающему.

Гимел

И с этим будет понятно смысл благословения «слах лону овину ки хотону[99]«, ибо, на первый взгляд, это непонятно, ибо «ки[100]» означает нсинас таам («потому что»): Почему Вс-вышний должен простить ему? – Потому, что он согрешил. И это удивительно, и нужно было бы сказать «ашер хотону» («ибо мы грешили»).

Но идея объяснения, что это связано с тем, что говорится в предыдущем благословении, «hахазирейну бисшуво шлеймо лефонехо[101]» («Верни нас в истинной тшуве перед Тобой»), и тогда он просит еще «слах лону» («прости нас»), что это есть идея мхило[102] (прощения), и ее идея – это возвращение роцон, который удалился посредством грехов, ибо мицвойс – это роцон элйон, и когда он согрешил – удалился роцон от него, и это то, что называется таръумойс[103], что означает удаление роцон, что он более не желанен перед ним, даже если он не делает никакого действия, только – что удалился Его роцон от него. И после этого мхило – это возвращение роцон.

И однако, этот роцон – это не тот же самый роцон, который был изначально, — ведь после того, как он удалился – почему же он должен возвратиться? Но – из аспекта рааво дэраавин, источник рцойнойс, из которого притягивается притяжение роцон снова, и следовательно, он более возвышен, чем тот роцон, который удалился, и это есть тайна «слах лону овину…», т.е., прости – означает – раскрой нам Твой роцон снова, и т.е., рааво дэраавин, который называется роцон элйон[104], ибо есть также другой роцон, который ниже него, и это есть роцон, который в мицвойс. И все это почему? – «Ки хотону» («ибо согрешили мы») – и удалился от нас роцон, который притягивался посредством исполнения мицвойс, и, поскольку мы сделали тшуво, как сказано «веhахазирейну бисшуво» – поэтому нужно открыть нам роцон элйон борух hу, что это есть тайна прощения.

И это есть тайна того, что сказали Разал, «здойнос[105] делаются ему как зхийос[106]» (Йома 86, 2), и следовательно, тот, у кого есть больше грехов – его заслуги более велики, ибо на каждый грех должно быть притяжение роцон элйон, чтобы было прощение. И это есть другой аспект заслуг, не такие, как у праведников, ибо их {праведников} заслуги – это только притяжение роцон, который в заповедях, и поэтому в том месте, где стоят баалей тшуво – совершенные праведники не могут стоять (Брахот 34, 2). И также сказано «шолойм лерохойк[107]» – далекому, который стал близким, сначала, и после этого – близкому, как толкуют наши мудрецы.

И все это будет понятно в соответствии с каббалой, ибо здойнос – это то, что упало из аспекта «эйлэ hамлохим[108]» ниже и ниже, и были сотворены из этого нечистые клипойс (у которых нет очищения в соответствии с заповедями Торы, и поэтому Тора отдаляет их – не кушай тук и кровь и т.д.) и поэтому, когда они поднимаются посредством тшуво, это очень возвышенно, больше, чем заповеди праведников (ибо их бирур[109] – из клипас нойгаh[110], ибо все то, что упало ниже – имеет более высокий корень Свыше).

И поэтому сказали Разал на посук «эрпо мешувосом[111]«, что тшуво приводит излечение в мир (Йома 86, 1), ибо идея рфуо[112] – что одна капля из лекарства есть в ней большая сила, чтобы укрепить тело, больше, чем много вина и масла, например, и невозможно телу воспринять и вместить так много пищи внутри него. Но в отличие от пищи, лекарства действует таким же образом в одной капле, и это есть тайна «йишлах дворой вейирпоэйм[113]«, что это есть соединения букв и слово Вс-вышнего, которые посланы в лекарствах, сарса{?}, фриле{?} и т.п., чтобы творить их, и посредством того, что человек получает от них — он излечивается от этого слова Вс-вышнего, сила которого больше, чем то, которое в пище.

И так это идея тшувы – переворачивание грехов баал тшувы более высоко, чем заповеди праведников, ибо поскольку они на самом низком уровне – это указание на то, что их корень в тойhу самый высокий, и поэтому это приводит к раскрытию роцон эльйон из аспекта рааво дэраавин, и тогда он наполняет все пгамим с преимуществом света (как объяснялось выше в гл. 2 в идее «онойхи онойхи мойхе пешоехо», что это притяжение аспектов атик йоймин и арих анпин, и т.е., посредством того, что притягивается туда также из аспекта АК, что это есть кесер клоли, рааво дэраавин, и там – корень человека, и как говорится также в другом месте на посук «Вайихтойв Мойше эс мойцеейhем лемасаейhем[114]…» (Бемидбар 33, 2).

Далет

И после того, как было хорошо объяснено, что есть идея тшуво, и каково ее великое достоинство, можно будет легко понять, почему тшува помогает только в этом мире (Кидушин 49, 2), что «освящающий женщину, с условием, что он – совершенный праведник, и оказался совершенным грешником – освящена ему, ибо, может быть, он помыслил тшуво в сердце своем», и как известно в Геморо «есть приобретающий мир в один час» (Авода Зара 17, 1), но в будущем мире, когда душа человека становится свободной от заповедей (Шабат 30, 1), и как говорится также в Зогар гл. Корах стр. 178,1, на посук «ки эйн маасэ вехешбойн ведаас вехохмо бишеойл[115]«, «и пусть не скажет человек, когда я прийду в тот мир, тогда я попрошу от Вс-вышнего милосердия, и вернусь перед ним, но «нет дела…», но пусть старается в этом мире… ибо потом, когда он уйдет из этого мира, и будет судиться сильным судом, судом Гейhином[116], нет там совета и мудрости и понимания, чтобы спастись от суда», и смысл этого, что после смерти, в будущем мире тшува не помогает совершенно тому, кто был грешником, но он вынужден получить наказание по порядку – каф а-кэла и хибут кевер[117] и после этого – гейhином, по закону, подобающему ему, пока не удостоится ган эйден[118], но в этом мире может одной мыслью в сердце сделать тшуву, как нужно, и избавить себя от всех наказаний, и приобрести высший мир и наслаждаться Б-жественностью в полном благополучии.

И причина этого уже объяснялось в другом месте на посук «цав эс бней Исроэл… эс корбони лахми леишай[119]«, в Торе и двух объяснениях 5565 г., см. там, но кратко и корень этой идеи приведем здесь, и это, что этот мир милостью строится, но высший мир – он из аспекта гвуро, как сказано «леhойдиа ливней hоодом гвуройсов ухвойд hадар малхусой[120]» (Теhилим 145, 12), и как сказано «мо рав тувхо ашер цофанто[121]«, и как указывается также в Игерес а-тшуво гл. 12, и идея объяснения, поскольку в будущем мире наслаждаются сиянием {Шхины} в раскрытии, в постижении творений, и это невозможно иначе как посредством гвуройс и цимцумим, пока это не станет постигаемо для баал-гвул, и поэтому {сказано в Писании}, что слава великолепия царства Его раскрывается человеку посредством гвуройсов именно, и это аспект мемале кол олмин[122], и на языке каббалы это ойр пними[123], но в этом мире, где Б-жественность сокрыта, тем не менее, именно поэтому, что в аспекте сокрытия может быть из более высокого аспекта, и это сойвев кол олмин[124], и ойр макиф, который не в аспекте гвуройс и цимцумим, но в аспекте хасодим.

И более глубоко, ибо будущим мир называется «ясный мир видел ты» (Псахим 50,1), что он уже после бирур, что каждая вещь уже находится на своем месте, подобно тому, как разделены органы тела человека – голова, руки, ноги, вплоть до волос и ногтей, каждый орган отделен от другого, и невозможно сделать из руки – ногу или голову, но в этом мире – это перед бирур все еще, ибо все занятие в нем – это работа бирурим, в течение шести тысяч лет, которые существует этот мир, что очищают искры, которые упали от семи древних царей тогу, посредством дел человека. И искры упавшие туда – это совершенное благо, но они смешаны со злом, ибо упали туда, и это подобно капле, которая включает в себя все органы ребенка – голову, и ноги и волосы, и ногти – все вместе, и тогда может перевернуться, и нога может стать головой. И причина этого – ибо бирурим производятся посредством меварер[125], и меварер – это имя МА, которое очищает имя БаН, и эта способность есть у имени МА только, поскольку в нем есть присутствие Эйн Соф Борух hу, как сказано «Гавайе бехохмо[126]«, и как говорилось выше гл. 2, что аспект МА в Атик Йомин – это аспект макифим, которые в нем, который отделен и удален от порядка мироздания, в отличие от имени БаН, в котором – корень hишталшелус, как говорилось выше. Поэтому во всех мирах вплоть до самых высоких уровней имя МА это аспект макиф, и поскольку это аспект макиф, велик его свет и сила очень велика, в аспекте Эйн Соф, и Эйн Соф – он кол йохол[127], ибо нет его силе предела и границы, чтобы очистить бирурим, и очистить добро от зла, и поэтому может изменить также из ноги голову, и подобно этому, ибо перед ним как свет как тьма, и также тьма не затмит, ибо перевернет ее в свет, ибо зло становится благом, и это есть тайна «тот, кто сказал маслу, чтобы оно горело, скажет уксусу, чтобы он горел» (Таанит 25, 1), и также «превращающий скалу в источник воды» (Теhилим 114, 8), и как пример ребенка, который приводился выше, что пока еще он капля в чреве матери – которой Вс-вышний дал силу, чтобы она разделила из капли в 248 органов, и 365 жил, в полный рост, от головы до ног, — так же, как Он дал ей эту силу от Него разделять, так Он может перевернуть своей силой из ноги в голову, и подобно этому дал силу произрастания земле, и это есть сочетания букв из маамара «тадшей hоорец», что они находятся в ней постоянно (как объясняется в Тания ч. 2 от имени Баал Шем Това) разделять из косточки, брошенной в нее, в красивый плод, и как Он дал силу разделять, так он может перевернуть, и что из плохой косточки вырастут хорошие плоды, и как известно. И это есть {смысл того, что сказано} – «тот, кто сказал – и притянул цируфим[128] в масло, чтобы была его природа гореть, он может сказать – т.е., притянуть цируфим – в хоймец, чтобы он горел. И все это – поскольку этот мир он перед бирур, и присутствует в нем меворер – Сойвев кол олмин, который кол йохол, как объяснялось выше.

Но в будущем мире – когда уже будет завершено очищение мира, — это как пример ребенка после того, как он вырос, и осталась в нем только ограниченная сила, чтобы творить его, но та сила, которая разделила его в циюр коймо, уже ушла, и поэтому снова уже невозможно перевернуться из ноги в голову и т.д., и это то, тчо мы сказали, что будущий мир – это из аспекта мемале кол олмин, когда уже закончился мир, и называется ойлом борур, ибо это то, что уже исправлено посредством имени МА, и поскольку он уже исправлен, поэтому есть в нем раскрытие Б-жественности, но это раскрытие – это только аспект отсвета и отблеска, и из аспектов гвуройс и цимцумим, и сущность имени МА не светит в нем, и поэтому не помогает в нем тшува, ибо невозможно перевернуть из одного аспекта в другой. И это смысл того, что сказано «нет там совета и мудрости, чтобы спастись», но – если вышел в грязных одеждах, что это есть пустые мысли и речи, которые окружают его с ног до головы, — то нет ему исправления посредством тшувы, но только посредством каф а-кэла, и после этого получит гейhином, чтобы очистить грязь, прилипшую к его душе, насколько это необходимо, и подобно этому – во всех остальных грехах, но в этом мире, где есть hашроас сойвев, для того, чтобы делать бирурим, как говорилось выше, поскольку он еще перед бирур, то посредством тшуво он пробуждает его, и он исправляет его совершенно, в соответствии с тем, какова его тшува, и как говорилось выше п. 1, и да вернет нас Вс-вышний в полной тшуве перед Ним, ибо Он желает тшувы.


[1] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[2] «Пусть признают грех свой, который совершили,» (Носой 5, 7)

[3] Мн. число от пгам

[4] Заповеди Гавайе

[5] Ойр Эйн Соф — Свет Бесконечного; Бесконечный Свет

[6] Гавайе — Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения — «меhаве».

[7] Нет у Него всех этих качеств (т.е., сфирот) совершенно

[8] Мудрый (арам.)

[9] Вс-вышний называется «мудрым», когда облачается в сфиру «хохмо»

[10] Постигающий

[11] Вс-вышний называется «постигающим», когда облачается с сфиру «бино»

[12] Хасид. Милосердный

[13] Хесед — Милосердие. Сфира «хесед»

[14] сильный. Строгий

[15] Строгость. Сила. Сфира «гвура»

[16] Служение человека снизу вверх

[17] Исарусо дилейло — Пробуждение Свыше. Б-жественное раскрытие Свыше

[18] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[19] «Органы царя». (арам.) В хасидизме и каббале: мицвойс

[20] «Непорочен (целен) будь — с Господом, Б-гом твоим.» (Шойфтим 18, 13)

[21] 248

[22] «Согрешил против души своей» (Носой 6, 11)

[23] Клипойс — Букв. «Оболочки». Противоположность Святости

[24] См кав

[25] Внешняя (задняя) сторона Святости

[26] Влияние, воздействие. см. также hашпоо

[27] «Царь пленен кудрями» (Шир гаШирим 7, 6)

[28] Если я повредил в букве «йуд»

[29] Если я повредил в букве «hей»

[30] «А произнесший (при этом) имя Господа смерти предан будет» (Эмойр 24, 16)

[31] «нойкейв» букв. означает «протыкать»

[32] Хицойним — Внешние (также: противоположные святости)

[33] Питание

[34] Полное совершенство

[35] «Слава Его – над землей и небом.» (Тегилим 148, 13)

[36] «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя» (Ницовим 30, 11)

[37] Сожаление, раскаяние

[38] Видуй — исповедь

[39] Ойр — Свет

[40] Сосуд

[41] Нефеш — Душа. Нижняя (из пяти: Нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо) ступень души. Введение в понятие — см. Шиурим в книге Тания, гл. 2

[42] Тело

[43] Таавойс — Вожделения, страсти

[44] Дурная душа (клипы)

[45] не дай Б-г

[46] Злоязычие

[47] сплетни

[48] ложная клятва

[49] Ложь

[50] Святость

[51] «И грех мой всегда предо мной.» (Тегилим 51, 5)

[52] «Зло твое накажет тебя» (Йирмийа 2, 19)

[53] «По делам человека платит Он» (Ийов 34, 11)

[54] «Я стер, как туман, преступления твои» (Йешайа 44, 22)

[55] Букв. «вырывание с корнем желания»

[56] движение губ защитывается как действие

[57] Грех

[58] Молитва «таханун», будничная покаянная молитва

[59] «мы грешили, мы изменяли…» (из молитвы Таханун)

[60] «»Праща» — один из видов наказания грешников в аду» (Шмуэль Алеф 25, 29)

[61] (Грех) сопровождает его

[62] дурные помыслы

[63] «Я, Я Тот, кто стирает преступления твои ради Себя» (Йешайа 43, 25)

[64] Кесер — Корона; сфира «кесер»

[65] Букв. «излучающий», «эманирующий». Творец

[66] «Излученные», «эманированные» миры

[67] Структура (сфиры)

[68] «Букв. «древний днями»; см. атик» (Даниель 7, 9)

[69] Арих анпин — Нижняя (внешняя) часть кесер, корень творений

[70] Роцойн — Воля, желание

[71] Ойнег — наслаждение

[72] высшее наслаждение

[73] Сущностное наслаждение Царя

[74] «Он передвигает горы» (Ийов 9, 5)

[75] Йоймей илоэй — Высшие дни (6 дней Творения)

[76] «Ибо шесть дней созидал Господь небо» (Йисрой 20, 11)

[77] переписывающий из книги в книгу

[78] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[79] (Тшува — это) возвращение буквы hей (имени Вс-вышнего)

[80] Букв. «наполнение», т.е., буквы, составляющие название буквы, напр. «наполнение» Алеф — это алеф-ламед-фей и т.д.

[81] Красота, великолепие. Средняя линия, сочетение хесед и гвуро. Третья из десяти сфирот

[82] сокрытые глубины сердца

[83] «И внутри человека, и в сердце, глубоко!» (Тегилим 64, 7)

[84] «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня,» (Ницовим 30, 11)

[85] Заповеди Гавайе

[86] «Не сокрыта она от тебя, и не далека она.» (Ницовим 30, 11)

[87] от тебя

[88] Пэлэ эйлйон — Высшее сокрытие

[89] «Подумал я: «стану мудрым»; но мудрость далека от меня.» (Когелет 7, 23)

[90] Небеса

[91] За морем

[92] Одом — Человек. Адам

[93] Древнее правило

[94] Гишталшелус — Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)

[95] Совершенно одинаково

[96] «Желание всех желаний»

[97] Ацилус, Брия, Йецира, Асия

[98] «Создадим человека» (Берейшис 1, 26)

[99] Прости нас, отец наш, ибо мы грешили

[100] Ибо, потому что

[101] Верни нас в полной тшуве перед Тобой

[102] Прощение

[103] претензии

[104] Высшая Воля

[105] Намеренные грехи

[106] заслуги

[107] «Мир дальнему» (Йешайа 57, 19)

[108] «И вот цари, которые царствовали на земле Эдома, прежде чем царствовал царь у сынов Исраэля.» (Вайишлах 36, 31)

[109] Очищение (мира)

[110] Четвертая клипа (в которой есть также и добро, в отличие от трех совершенно нечистых клипойс)

[111] «Исцелю (их от) отступничества их» (Ошеа 14, 5)

[112] излечение

[113] «Послал Он слово Свое, и исцелил их» (Тегилим 107, 20)

[114] «И записал Моше их выступления в их переходы» (Масэй 33, 2)

[115] «Ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней» (Когелет 9, 10)

[116] Ад

[117] «Побиение могилы». Одно из наказаний грешников

[118] Райский сад

[119] «Повели сынам Исраэля и скажи им: Жертву Мою, хлеб Мой, в огнепалимые жертвы Мне» (Пинхас 28, 2)

[120] «Возвещая сынам человеческим мощь Его и славу великолепия царства Его.» (Тегилим 145, 12)

[121] «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя» (Тегилим 31, 20)

[122] Мемале кол олмин — Наполняющий все миры

[123] Букв. «внутренний свет». Б-жественное влияние, сокращающееся до уровня воспринимающих его объектов

[124] Сойвев кол олмин — Окружающий все миры

[125] Очищающий. Производящий бирур

[126] «Г-сподь мудростью основал землю» (Мишлей 3, 19)

[127] Всемогущий

[128] Цируфим — соединения (букв Десяти Речений, букв имени Вс-вышнего)