Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваейлех

(глава «Ваейлех»)

Существует известный комментарий Баал Шем Това на стих «И скрою Я лицо Свое в тот день»[1]. В нем говорится, что слово «скрою», которое на иврите выра-жено удвоенным гастер астир) , следует понимать как «дважды скрою» Это утаение настолько глубоко, что само оно также становится неощутимым, и может случиться (упаси Б-г), что «тьму посчитают светом»[2].

Чтобы яснее это представить, рассмотрим комментарий Старого Ребе на стих «Я сплю, а мое сердце бодрствует»[3].

Под словом «Я» в Торе обычно подразумевается «Мемалей кол алмин» — «Наполняющий все миры»[4] Его отношение к миру передается как состояние сна — «Я сплю».

«Мое сердце» — это «Совев кол алмин»[5] — «Охватывающий все миры». Его отношение к миру передается как состояние бодрствования — «Мое сердце бодрствуем».

Обратившись к миру, в котором он живет, желая черпать в нем силы к жизни и забыв о той жизни, которую дает «Мемалей кол алмин», еврей отрывает себя от этой ступени Б-жественного Но он не может отделить себя от «Совев кол алмин». С этой ступенью связано реута дэлиба — «желание сердца», которое есть у каждого человека. Если он этого не чувствует, то это кажущееся ощущение «Он не видит, но звезда его видит»[6].

Хотя этот человек и оторван от «Мемалей кол алмин», сказано об этой ступени «Ты их всех оживляешь» Всех, а значит, и его. Но так как эта Б-жественная ступень должна проявляться в мире ощутимо, мы все же говорим о разрыве.

Почему же сказано, что от «Совев кол алмин» невозможно оторваться, даже если человек этого не ощущает? «Желание сердца» есть в каждом, но того, что «звезда его видит», недостаточно — человек, не видя, все же оставался бы оторванным.

Объясняется это следующим образом.

«Мемалей кол алмин» — явная, ощутимая Б-жественная категория. Миры должны ощущать приток жизни от нее. Потеряв связь с ней и обратившись к миру так, что кажется, будто изобилие жизни исходит от него, человек перестает ощущать приток Б-жественной жизни, поэтому он отделен от нее.

«Совев кол алмин» как бесконечная категория, не связанная ни с какими ограничениями, способна быть во всем и повсеместно (не наполняя, а окружая) «Желание сердца» окружает сердце неощутимо, оно выше ощутимого, это глубоко собственное стремление человека При этом неизбежно отсутствие ощущения, и это не разделяет с «Совев кол алмин».

Поэтому даже если человек не ощущает ни причастности к Б-жественному, ни стремления к Нему, это — кажущаяся непричастность, ибо «желание сердца» есть в каждом еврейском сердце, и не только «звезда его видит», но и сам он видит то, чего «не видит» и не чувствует.

Остается невыясненным если «желание сердца» по природе своей лишь «окружает» и отсутствие ощущения не меняет того факта, что оно есть, но сам человек все же чувствует, что не чувствует, как же можно так уверенно сказать ему, что он заблуждается?

Объяснение таково именно то, что ему кажется, «что нет», указывает на «восприятие» гораздо более высокой, недоступной восприятию и познанию Б-жественной ступени, превышающей даже ступень, соответствующую «желанию сердца», и ступень «Совев кол алмин». Таким образом, как об этом говорилось в начале, в этом ощущении неощущения сказывается дважды скрытое Лицо — «Совев кол алмин» и возвышающаяся даже над Ним совершенно непознаваемая ступень Б-жественного.

Если человеку кажется, что это говорит о несуществовании Неощущаемою, то это чувство его полностью противоречит реальности, и не оно само, а вывод, который из него делается, является заблуждением.



[1] Ваейлах 31 18

[2] Исайя 5 20

[3] Песня Песней 5 2

[4] мемале кол алмин — наполняющий все миры — ступень Б-жественной Эманации, непосредственно влияющая на мир действующая и творящая в нем

[5] совев кол алмин — охватывающий все миры — ступень Б-жественной Эманации. Источник мира, стоящий вне причастности к миру и как бы окружающий его

[6] Мегила 3, 1