Из письма Любавичского Ребе

С Б-жьей помощью,

25 ияра 5712 года,

Бруклин, Нью-Йорк

Мир и благословение!

Недавно Вы обратили мое внимание на письмо, полученное Вами от студента Кольгатского университета в Хамильтоне (Нью-Йорк). Автор письма считает себя последователем научного мировоззрения и неверующим в сверхъестественное. Он утверждает, что все факты противоречат существованию Б-га, называет себя "либеральным евреем" и т. д.

Я не знаю, какую подготовку имеет этот студент и в какой научной области он специализируется, поэтому нельзя обсудить этот вопрос детально, особенно в письме.

Существуют, однако, некоторые общие замечания, которые я могу сделать и на которые студент, по-видимому, не обратил внимания, но их было бы полезно серьезно продумать.

1. Наука не возникает с уже готовыми выводами и мнениями, и она не пытается согласовать с ними факты или подогнать факты под эти выводы. Наоборот, она имеет дело сначала с фактами и лишь затем формулирует точку зрения и выводы. Подход к вопросу с предвзятым мнением является ненаучным.

2. С научной точки зрения любое заключение неполноценно, если предмет исследования основательно не изучен. Напрашивается вопрос: сколько времени и усилий автор письма уделил изучению религии, чтобы быть уверенным в обоснованности своих выводов?

3. Фактом признается любое событие (или явление), подтвержденное свидетелями, особенно если показания совпадают и даны людьми, отличающимися различными жизненными интересами, образованием, общественным положением, возрастом и тому подобным. Если такое свидетельство имеется, то факт считается неопровержимым даже тогда, когда он не согласуется с какой-нибудь научной теорией. Такова принятая в науке методика: должно быть несколько надежных свидетелей, но еще лучше, если их сотни или тысячи.

Б-жественное Откровение на Синайской горе — это факт, засвидетельствованный миллионами. Он передан точно, до мельчайших деталей, ибо весь еврейский народ находился у Синайской горы и засвидетельствовал его. Мы знаем, что это действительный факт, и миллионы евреев в наше время принимают его. Они получили свидетельство о нем от своих родителей, которые приняли свидетельство от предыдущего поколения, и так далее — непрерьюная цепь в передаче свидетельства, от миллионов к миллионам, от поколения к поколению, вплоть до миллионов тех, кто видел это событие своими глазами. Среди них, первых свидетелей, было немало посвященных в науки того времени (ведь они жили в Египте), многие достижения которых не исследованы и по сей день. Очевидцами были философы и мыслители, невежды и малообразованные, были женщины и дети разного возраста. Все они, однако, передали событие и факты, связанные с ним, не противореча друг другу.

Факт этот безусловно неоспорим. Я не думаю, что существует еще один факт, который бы мог сравниться с ним по степени очевидности и точности передачи.

Отрицание такого факта может быть названо чем угодно, только не научным мировоззрением; это прямо противоположно науке.

Попутно замечу, что это основное различие между еврейской религией и религиями других народов, к сожалению, мало известно. Еврейская религия — единственная, которая не восходит к одному или нескольким основоположникам. Она основана на Б-жественном Откровении, засвидетельствованном всем народом, несколькими миллионами очевидцев.

Это и есть ответ автору письма, который заявляет, что "принятие Торы в качестве единственной истины опасно, потому что ее написали люди..., а люди не могут быть непогрешимы". Евреи принимают Тору только потому, что она была дана Б-гом, а не человеком, и была она дана в присутствии миллионов людей, которые все видели и слышали непосредственно. Таким образом, Тора — абсолютная истина, ибо Б-г абсолютен.

С уважением

Рабби Менахем М.Шнеерсон

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру